Из опыта "Организация самостоятельной работы на уроке"
Из опыта "Организация самостоятельной работы на уроке"
Практическая ценность работы заключается в том, что данные методики организации и проведения самостоятельной работы, способствуют развитию самостоятельности учащихся начальных классов, а самостоятельные работы с творческим подходом эффективны и и способствуют достижению желаемого результата. В процессе такой работы учащиеся понимают, что нет ничего невозможного и стараются активнее и лучше работать на уроках. Для учителей малокомплектной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта "Организация самостоятельной работы на уроке"»
Организация творческой самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроке
План:
Введение
2. Глава 1. .Творческие подходы к самостоятельной работе учителей из разных школ.
2. 1. Самостоятельная работа и ее необходимость на уроке
2.2Организация творческой самостоятельной работы по развитию самостоятельности и активности школьников
3. Глава 3. Организация творческой самостоятельной работы учащихся при изучении темы: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.»
4. Результаты деятельности
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. Литература
.7 Приложение
Введение
Образование Российской Федерации имеет целью становление самостоятельной, свободной, направленной личности. Одной из главных задач воспитания является формирование творческого мышления, самостоятельности в пополнении знаний. Ведущий принцип в моей работе – развитие детей.
Главная моя задача состоит в том, чтобы научить детей думать, мыслить, рассуждать и говорить, развивать нравственные и эстетические чувства, воспитывать трудолюбие.
А одним из средств активизации учащихся на уроке является выполнение самостоятельных заданий, которые требуют интенсивной работы детского ума. Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без неё невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. В связи с этим возникла необходимость в пересмотре вопроса организации самостоятельной работы, т.е. выборе оптимальных видов и методов организации и проведения самостоятельной работы в учебной деятельности.
Самостоятельная работа имеет большое значение в учебном процессе. Без самостоятельной работы учащихся нельзя выработать у них никаких умений и навыков. Самостоятельная работа развивает у детей познавательные способности: наблюдательность, пытливость, логическое мышление, память, воображение, творческую активность. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом и приучает ученика искать ответ на вопрос, читать специальную и художественную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы и жизни, думать и искать, выдвигать догадки, то есть в поте лица своего добывать знания.
И хотя это ясно всем, но далеко не у каждого получается. Почему?
Причин несколько, и все они существенны. Прежде всего-то, что программы перегружены, нужно изложить новый материал, опросить учащихся и порой совсем не хватает времени на самостоятельную работу, эксперименты, опыты, работу с другими источниками.
Приходится считаться и с таким фактом, как неспособность многих учеников самостоятельно работать, они стремятся увильнуть, получить все в готовом виде без труда и собственных усилий. Обычно нам - учителям приходится отказываться от самостоятельной работы, потому что не хватает в полной мере дополнительной литературы, технических средств, дидактического пособия, что способствует успешному проведению.
Порой все есть на уроке и новый материал изложен, и вопросы задаются, и опыты проводятся, и учебник у каждого ученика есть, но все чего-то не хватает, а не хватает той разнообразной работы, которая бы заинтересовала и заставила их активно работать, иногда от однообразия устает ребенок, у него пропадает интерес к предмету, работает на уроке пассивно, в пол силы, от однотипных самостоятельных работ ребенок устает и поэтому к самостоятельной работе нужно подойти творчески. Дать такое задание, чтобы ребенок мог самостоятельно подумать, нарисовать рисунок, схему, картинку, то есть, чтобы ребенку это было, интересно и он выполнял с огромным желанием. В учебной деятельности самостоятельная работа присутствует на всех уроках, но чтобы она не была однообразной и однотипной к ней нужно подойти творчески. Самостоятельные творческие работы очень нравятся детям. Одновременно ребенок играет, решает, воображает, мыслит, рисует, то есть проявляет свое творчество. В ходе работ с творческим подходом учащиеся незаметно в ходе игры узнают много нового, закрепляют раннее изученное. Поэтому эта тема актуальна и необходима для рассмотрения. Одной из форм организации деятельности учащихся является организация творческой самостоятельной работы.
Проблемой организации творческой самостоятельной работы занимались: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Л.В.Занков.
Считаю, что выбранная проблема актуальна, т. к. учителя испытывают проблемы в организации творческой самостоятельной работы в начальных классах.
Цель: Рассмотреть методику организации творческой самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроке
Исходя из цели, были поставлены задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы, типы, формы, способы организации самостоятельной работы.
2. Подобрать диагностические методики по изучению. Объект: Процесс организации самостоятельной работы. Предмет: Творческие самостоятельные работы учащихся начальной школы. Гипотеза: Творческий подход к организации самостоятельной работы на уроках русского языка и математики активизирует познавательный интерес у учащихся лучше, чем традиционный.
Глава 1. 2.1. Самостоятельная работа и ее необходимость на уроке
В малокомплектной школе значительную часть всех уроков, ученик работает самостоятельно, поэтому важно обучать детей приёмом самостоятельной работы, то есть формировать общие приёмы работы над любым материалом.
Понятие «самостоятельная работа» трактуется исследователями по-разному.
Б.П.Осипов определяет это понятие следующим образом: «Самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения,- это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию и в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий.
В психолого-педагогической литературе выделяются следующие признаки самостоятельной работы учащихся: наличие задания учителя; руководство учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания учащимися без непосредственного участия учителя; активность учащихся.
Опираясь на указанные признаки, Л.В.Жарова даёт такое определение: «Самостоятельная учебная работа- это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают познавательную задачу, проявляя усилия и активность».
П.И.Пидкасистый, Н.Г.Дайри обращают внимание, прежде всего на познавательную деятельность школьников, которая осуществляется при выполнении задания. По их мнению, самостоятельной можно считать ту работу, которая требует от учащихся активности и самостоятельности.
В педагогической литературе встречаются различные классификации самостоятельных работ. Вот некоторые из них, которые выделил В.А.Далингер:
1) по степени самостоятельности учащихся;
2)по дидактическим целям;
3)по источнику знаний;
4)по степени индивидуализации;
5)по форме организации и т.д.
Обучающие и проверочные самостоятельные работы по степени самостоятельности учащихся можно классифицировать следующим образом:
-самостоятельные работы по образцу;
-самостоятельные работы с указанием к их выполнению;
-самостоятельные работы вариативного характера;
-самостоятельные работы творческого характера.
В основу такой классификации самостоятельных работ фактически положены уровни усвоения знаний учащимися. Следуя В. П. Беспалько, под уровнем усвоения будем понимать «способность учащегося выполнять некоторую целенаправленную систему действий по решению определенного класса задач на основе информации, сообщённой ученику в процессе обучения».
К основным видам и типам можно отнести следующие самостоятельные работы:
Работа с книгой.
Упражнения.
Выполнение практических и лабораторных работ.
Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения.
Подготовка докладов, рефератов.
Домашние опыты, наблюдения.
Техническое моделирование и конструирование.
ТИПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ (в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности)
Воспроизводящие
Эвристические
Реконструктивно- вариативные
Творческие
Я подробнее рассмотрю 4 тип самостоятельных работ - творческие.
Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.
Самостоятельную работу надо организовывать так, чтобы учащийся постоянно преодолевал посильные трудности, но чтобы уровень требований, предъявляемых ученику, не был ниже уровня развития его умственных способностей. Работа по развитию умений и навыков самостоятельного умственного труда проводится в системе, основой которой является постепенное увеличение самостоятельности учащихся, осуществляющееся путём усложнения заданий для самостоятельной работы и путём изменения роли и руководства учителя при выполнении учащимися этих заданий.
При организации самостоятельной работы особенно ценны такие задания, которые имеют проблемный характер, требуют открытий, исканий. Они рассчитаны не на простое запоминание или воспроизведение изучаемого материала, а на осмысливание его: на объяснение фактов, на сравнение изучаемых предметов и явлений, на осознание связей между ними, на доказательство усваиваемых положений и т.д. Давая учащимся задания для самостоятельной работы, учитель должен не только объяснить школьникам, что они должны сделать, что узнать, что выучить, но и дать указания, как действовать, как пронаблюдать, как описать, как выучить.
При планировании объёма самостоятельной работы учителю необходимо учитывать темп работы учащихся. Чтобы экономить время на уроке и лучше организовать работу, учителю целесообразно предварительно самому выполнить задание для самостоятельной работы учащихся. В ходе выполнения задания он может понять, какие элементы могут затормозить или ускорить работу учащихся. Предварительное выполнение задания учитель даёт ему точное представление о том, чего должны достичь учащиеся в результате работы. Это позволяет преподавателю при проверке самостоятельной работы легко и быстро замечать неточности и ошибки в работе учащихся и с минимальной затратой времени обращать на них также внимание самих учеников.
При подготовке учителем самостоятельной работы учащихся необходимо продумать, как предлагать учащимся задание для самостоятельной работы, как инструктировать их перед работой. Под инструктированием учащихся перед началом самостоятельной работы подразумевается краткое, но исчерпывающее объяснение учителем того, что надо сделать, зачем нужна данная работа, каким образом её выполнять.
Изучение передового опыта учителей убеждает в том, что общее для всего класса задание не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся. Необходимо так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным школьникам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в тоже время создавал условия для успешного овладения знаниями и развития менее подготовленных учащихся.
Перед началом самостоятельной работы учителю необходимо подготовить учащихся к этому процессу. Количество времени, отводимое на подготовку к самостоятельной работе, зависит от степени трудности и объёма предлагаемой самостоятельной работы, а также от подготовленности учащихся. После подготовки учащихся к самостоятельной работе следует дать им чёткие указания об объёме и содержании предстоящей самостоятельной работы, о её целях, а также о технике выполнения, если эта техника им ещё не известна, т.е. проинструктировать учеников о том, что делать и как выполнять задание.
На первых порах необходимо перед самостоятельной работой учащихся рассказать подробный инструктаж и показать образец работы. После подробного инструктажа учащиеся приступают к выполнению задания. Учитель в это время следит за работой каждого ученика, все ли начали работу, какие есть затруднения, темп выполнения заданий всего класса и каждого ученика в отдельности. Самостоятельная работа должна быть обязательно проверена непосредственно после её выполнения. Эта проверка даёт понять учителю, насколько усвоен учащимися изученный материал.
В последнее время человеку приходится приспосабливаться к постоянно изменяющимся и совершенствующимся условиям производства, умение ориентироваться в нарастающем потоке информации. Роль самостоятельной работы школьников возрастает также в связи с изменением целей обучения, его направленностью на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения. Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается от класса к классу: в начальных классах на неё отводится не менее 20% учебного времени, в средних - до 50%, в старших -до 70%.
Сделаем вывод, что современные учебные материалы дают большую возможность для самостоятельной работы учащихся. Однако умственное развитие детей и их предшествующая учебная подготовка оказывает особое влияние на результат и успех практического выполнения учебных заданий. Поэтому необходимо обратить особое внимание на организацию творческой самостоятельной работы в начальной школе, потому что организация творческой самостоятельной работы на уроке оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся, вырабатывает у них умения и навыки учебного труда, а так же воспитывает серьёзное отношение к учебным занятиям.
2.2.Организация творческой самостоятельной работы по развитию самостоятельности и активности школьников
Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. При этом в применении к учащимся под творческой подразумевается такая деятельность, в результате которой самостоятельно открывается нечто новое, оригинальное, отражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика. Философское определение творческой деятельности как деятельности, результатом которой является открытие нового оригинального продукта, имеющего общественную ценность, по отношению к учащемуся неприемлемо. Хотя бывают случаи, когда деятельность учеников выходит за рамки выполнения обычных заданий и носит творческий характер, а её результатом становится продукт, имеющий общественную ценность: оригинальное доказательство известной теоремы и т.п., как правило, в учебной деятельности творчество проявляется в субъективном плане, как открытие нового для себя, нового в своём умственном развитии, имеющего лишь субъективную новизну, но не имеющего общественной ценности.
Творческий (продуктивный) и воспроизводящий (репродуктивный) характер самостоятельной деятельности связаны между собой. Воспроизводящая самостоятельная деятельность служит первоначальным этапом развития самостоятельности, этапом накопления фактов и действий по образцу, и имеет тенденцию к перерастанию в творческую деятельность. В рамках воспроизводящей деятельности уже имеют место элементы творчества. В свою очередь, в творческой деятельности также содержатся элементы по образцу.
По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся целесообразно выделить три уровня самостоятельности.
Первый уровень - простейшая воспроизводящая самостоятельность. Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний, когда учащийся, имея правило, образец самостоятельно выполняет упражнения на его применение.
Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельности, но не достигший ещё второго уровня, использует имеющийся у него образец или правило, или метод и если задание не по образцу, то он решить его не может.
Второй уровень самостоятельности можно назвать вариативной самостоятельностью. Самостоятельность на этом уровне проявляется в умении из нескольких имеющихся правил, определений, образцов рассуждения и выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельной работы. На данном уровне самостоятельности учащийся показывает умение производить мыслительные операции.
Третий уровень самостоятельности частично-поисковая самостоятельность. Самостоятельность ученика проявляется в умении из имеющихся у него правил формировать обобщённые способы для решения задач. В названных проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества.
3. Глава 3. Организация творческой самостоятельной работы учащихся при изучении темы: « Числа от 1 до 10.Сложение и вычитание.»
Творческий подход к организации самостоятельной работы и на уроке математики активизирует познавательный интерес у учащихся лучше, чем традиционный.
Для подтверждения этого в течение двух месяцев с учащимися первого класса, в котором учится 12 человек , я изучала тему «Числа от 1 до 10.Сложение и вычитание.», используя серию дополнительных самостоятельных работ с творческим подходом.
Целью моей работы являлось определение уровня влияния подобранных творческих заданий с применением новых методик на развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся первого класса на уроках математики.
Вначале было проведено анкетирование. В анкете были подобраны ключевые вопросы по ответам на которые можно было бы определить: нравится ли детям выполнять самостоятельную работу. (см. приложение №4) По итогам анкетирования выяснилось, что 40% учащихся нравится выполнение самостоятельных заданий, а 60% учащихся не нравится выполнение самостоятельных заданий.
А так же была проведена контрольная работа, с целью выяснить, умения детей самостоятельно решать примеры, распознавать геометрические фигуры, решать задачи, находить длину предмета, а так же знать название фигур. Оценивание происходило по условным обозначениям, согласно требованиям первого класса, (см. приложение 6) .
До внедрения новой методики у 2 учащихся из 12 человек имеется высокий уровень развития навыков самостоятельной деятельности, у 5 учащихся - средний, у 5 учащихся - низкий уровень. В общем можно сделать вывод, что большинство учащихся класса имеет средний уровень развития навыков самостоятельной работы.
Уровень развития навыков самостоятельной работы учащихся первого класса до внедрения новой методики составлял 3,8 балла.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что внедрение новой методики необходимо, т.к. уровень развития самостоятельной работы учащихся первого класса недостаточно развит.
Поэтому в уроки математики в течение двух месяцев были включены, разработанные, самостоятельные работы с творческим подходом. Эти работы содержали в себе различные виды самостоятельных работ, яркие интересные картинки, благодаря
которым у детей проявлялась большая активность к их изучению и не заметно для себя дети решали примеры, задачи и отгадывали загадки тем самым, развивая у себя усидчивость, мышление и желание работать самостоятельно. Такими работами являются индивидуальные самостоятельные работы на карточках. (Приложение №2,3.)
Подобного рода задания задавались детям на дом, направленные на развитие индивидуальных творческих способностей. Они должны были придумать различные загадки, сказки и стихотворения, с математической основой. (Приложение №5) Проверяя на уроке домашнее задание, дети с большим желанием предоставляли свои сценарии различных сказок, тем самым, показывая свои знания о пройденном учебном материале и проявляя свои творческие способности, а также был виден результат самостоятельной домашней работы.
Для завершения изученной темы и проверки знаний была разработана и проведена повторная контрольная работа, подобная той, которая была проведена перед организацией творческой самостоятельной работы. Результаты, этой контрольной работы показали, что качество выполненных заданий увеличилось.
Из полученных результатов стало видно, что после внедрения на уроках математики специально подобранных творческих заданий на высоком уровне стало 4 учащихся, а на среднем 3 учащихся.
Средний уровень развития навыков самостоятельной работы в классе составил 4,2 балла.
Следовательно, можно сделать вывод, что уровень развития навыков самостоятельной работы первого класса повысился на 0,4 балла, после того как были организованы творческие самостоятельные работы на уроках математики.
После внедрения новой методики организации самостоятельной работы на уроках математики основанной на творческом подходе показала хороший результат, т.к. повысился уровень развития навыков самостоятельной работы школьников, следовательно, применяемые задания были грамотными и эффективными.
В конце изучения темы было проведено повторное анкетирование и по полученным результатам, выяснилось, что количество детей, которым нравится выполнять самостоятельные работы, тоже увеличилось. По итогам анкетирования было видно, что 60% учащихся нравится выполнение самостоятельных заданий, а 40%о учащимся по прежнему не нравится выполнение самостоятельных задании. Следовательно, с внедрением в систему обучения нестандартных творческих форм организации самостоятельной работы, повышается познавательный интерес у учащихся к предмету и соответственно повышается качество образования.
4. Результаты деятельности
Результатом организации творческой самостоятельной работы учащихся начальной школы считаю следующее:
1. Изменилась мотивация учащихся к изучению основных предметов начальной школы.
2. На уроках стопроцентно активизируется познавательная деятельность учащихся.
3. Повысилось качество знаний .
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слово «творчество» происходит от слова «творить», и в общественном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном или общественном.
Соответственно и познавательная творческая деятельность учащихся есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта (в индивидуальном опыте ученика- нового, неизвестного для него научного знания или метода, но известного, как правило, в общественном опыте.)
Следовательно, основным критерием творчества в познавательной деятельности ученика является - самостоятельность.
Самостоятельные творческие работы прививают интерес к обучению и способствуют развитию творческих качеств ребёнка.
Грамотная организация самостоятельных творческих работ способствует развитию у детей определённых навыков таких как, память, логическое мышление, воображение, внимание и т.п.
Практическая ценность моей работы заключается в том, что данные методики организации и проведения самостоятельной работы, способствуют развитию самостоятельности учащихся начальных классов, а самостоятельные работы с творческим подходом эффективны и способствуют достижению желаемого результата.
В будущем я планирую привлечь учащихся к поиску интересных материалов, заданий, составлений кроссвордов, ребусов и т.д. по теме «Табличное умножение и деление». В процессе такой работы учащиеся понимают, что нет ничего невозможного и стараются активнее и лучше работать на уроках.
6. Литература
1. Баглай Т.Б. Игровые методы обучения как условия развития инициативы и самостоятельности учащихся. Омск, 2000 г.
Волкова СИ. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики. Начальная школа №7 1990 г., №7 1991 г., №7,8 1992 г., №7 1993 г.
3.Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей. // Начальная школа
№2 1992 г. Стр. 13-18
4.Далингер В.А. Самостоятельная деятельность учащихся и ее
активизация при обучении математике. Омск. 1993 г.
5.Демидова СИ., Денищева Л.О. Самостоятельная деятельность
учащихся при обучении математике. Москва, 1995 г.
6.3амелина Л. Организация самостоятельной работы на уроке.// Начальная
школа №2, 1998 г. Стр. 27.
7. Киррилова В.Е. Развитие активности и самостоятельности личности в
индуализированных формах учебной работы. Омск, 2000 г.
8.Корчемлюк О.М. Задания для развития памяти и внимания на уроках
математики. Начальная школа №8 1994 г.1
9. Селевко Г.П. Современные образовательные технологии. Народное образование. Москва, 1998 г.
Приложение 4 АНКЕТА
Как твои фамилия, имя.
Сколько тебе лет.
Любишь ли ты ходить в школу? Правильный ответ подчеркни.
Да.. Нет.
Твой любимый школьный предмет.
Нравится ли тебе урок математики? Правильный ответ подчеркни.
Да.. Нет.
5. На уроке математики ты любишь работать. Правильный ответ подчеркни.
а) в тетради б) у доски в) на карточках
6. Нравится ли тебе решать примеры и задачи самостоятельно?
Правильный ответ подчеркни.
Да. Нет.
7. Любишь ли ты выполнять домашнее задание по математике?
Правильный ответ подчеркни.
Да. Нет.
8. Как ты выполняешь домашнее задание по математике?
Правильный ответ подчеркни.
а) самостоятельно.
б) тебе помогают родители.
в) тебе помогают одноклассники, друзья.
Приложение 5
ЗАГАДКИ С ЧИСЛАМИ.
1. Две ходули, Два махала, Два смотрела,
Одно кивало, (человек)
2. Пять чуланов,
Одна дверь. (перчатка)
Два конца, два кольца, Посредине гвоздик, (ножницы)
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (брови)
Семь ребят по лесенке, Заиграли песенки. (ноты)
Два братца пошли на речку купаться,
А третий брат на берегу ждёт. (два ведра и коромысло)
7. Пять мальчиков, Пять чуланчиков, Разошлись мальчики В тёмные чуланчики. Каждый мальчик
В свой чуланчик. (пальцы и перчатка)
Один вход, три выхода. (футболка)
Два берёзовых коня По снегам несут меня. Кони эти рыжи,