Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы: здоровье, образование, культура – важные элементы патриотического воспитания.»
Из опыта работы: здоровье, образование, культура –
важные элементы патриотического воспитания
Богус Сулима Абубакировна,
учитель адыгейского языка и литературы
МБОУ МО «Кошехабльский район»
СОШ№9 с. Вольное
Общеизвестно, что с краеведения начинается путь к познанию мира, и к воспитанию патриотизма. Любовь к своей стране приходит через привитие уважения к малой родине. Обращение к прошлому села как части истории России, его природе, литературе, фольклору, освещение различных аспектов современного положения города (экологических, экономических, культурных проблем) – тема и предмет массовой деятельности по краеведению. Изучение родного края ведется на уроках истории, географии, ИЗО, во внеурочной деятельности. Ежегодно учащиеся школы под руководством учителей принимают участие в конкурсах различного уровня на историко-краеведческие темы.
Путь к Добру определяется общечеловеческими ценностями. Духовно-нравственный человек ценит Жизнь во всех ее проявлениях, так как это особый дар судьбы; ценит Человека, живущего рядом. Духовно-нравственный человек, воспринимая себя как единое целое, в то же время осознает себя частицей большого Мира, гражданином своего Отечества, членом семьи, своего рода. Для этого важно Здоровье, Образование, Культура – именно эти ценности помогают прожить богатую духовно-нравственную жизнь.
Жизнедеятельность духовно-нравственного человека базируется на 4-х основных глаголах: любить, прощать, творить, благодарить.
Целью духовно-нравственного воспитания детей в школе является содействие возрождению лучших традиций семейного воспитания, восстановления традиционного уклада жизни посредством создания и развития системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи. Воспитательная система школы ориентирована на формирование здорового образа жизни на основе гармонии физического, интеллектуального и духовно-нравственного развития школьника.
Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы.
Анализируя общее представление родителей о духовно- нравственном воспитании, мы выявили следующее. Воспитание нужно начинать со знакомства ребенка с историей своего рода и семьи. Мы просим родителей рассказывать детям о своих предках, показывать фотографии. В начальной школе стали традиционными классные часы «история моей семьи в фотографиях» , в средних классах - «Мое генеалогическое дерево».
Совместно с родителями школа начала формирование нравственных установок по отношению к людям всех национальностей, не теряя при этом своего национального облика. Большое внимание уделяется воспитанию культурного человека, знающего традиции многонациональной страны, в которой он живет.
Ежегодно проводится мониторинг отслеживания результатов работы по патриотическому воспитанию учащихся, диагностика уровня патриотизма у старшеклассников школы. Опрос учащихся показал, что школьники не сомневаются в том, что нужно любить Родину, следовать национальным культурным традициям. Однако осознанное понимание самобытности России встречаeтся лишь в 20% ответов респондентов.
I. “Патриотизм” как духовная ценность
Соотносится с малой родиной – 10% опрошенных;
Связан с любовью к Родине - 18% опрошенных;
Отожествляется с гражданским патриотизмом, с чувством общности с народом, а не с отдельной нацией – 33% опрошенных;
Выражается в чувстве гордости за историческое прошлое- 39% опрошенных
II. Оценки чувства собственного патриотизма
Выражен чрезвычайно сильно – 24% опрошенных
Выражен умеренно – 75 % опрошенных
Данное чувство отсутствует – 1 % опрошенных
III. Что оказывает влияние на развитие чувства патриотизма у современной молодёжи?
Семья – 83%
Школа – 64 %
СМИ и Интернет - 44 %
IV. Кто должен заниматься патриотическим воспитанием?
Семья – 83%
Школа – 71%
СМИ – 62%
Проведенное исследование показало, что семья и школа должны формировать патриотические чувства и заниматься патриотическим воспитанием, поскольку патриотизм - базовая социогуманитарная ценность. Что касается роли средств массовой информации и Интернета, то оно возможно через усиление патриотического содержания публикаций в прессе, которые на сегодня достаточно востребованы молодежью. Существенную роль в этом сложном процессе конструирования социальной реальности играют сегодня средства массовой информации, которые, с одной стороны, призваны заказывать обновленные ориентиры, а с другой - сохранять историческую преемственность.
Выводы:
Анализ социологических, психолого-педагогических источников по патриотическому воспитанию позволил установить, что содержание патриотического воспитания обучающихся оформлялось с учетом специфики современного функционирования России, а также культуры, истории, традиций и тенденции развития Тамбовской области как части страны. Данные идеи стали ведущими направлениями становления патриотического сознания. Ведущим механизмом воспитания патриотического сознания является педагогическая поддержка развития патриотических чувств, становление субъектного опыта патриотической деятельности.
Патриотическое воспитание обучающихся в школе связано с осуществлением общей программы патриотического воспитания: групповая и индивидуальная работа с детьми строится на основе учета качественных особенностей дифференциации функционирования уровней их патриотического сознания и воспитания их готовности к сознательному служению Отечеству.
Итоги проведенных мероприятий свидетельствуют о том, что прогрессирует процесс становления системы патриотического воспитания, вопросы организации патриотического воспитания принимают системный характер, становятся нормой в повседневной деятельности школы.В имидже школы как в образовательной системесоздана система гражданско-патриотического воспитания; обогащено содержание гражданско-патриотического воспитания; вовлечены в систему гражданско-патриотического воспитания представители всех субъектов образовательной деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.