Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди учащихся»»
Из опыта работы
«Профилактика безнадзорности и правонарушений
среди учащихся»
«Лучший подарок, который можно сделать своему ребенку,
это счастливые и прочные отношения между родителями»
Джон Готтман
Процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве.
На сегодня многие семьи переживают тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям. В новых кризисных условиях семья не готова взять на себя ответственность за воспитание детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большей частью искать источники существования, а не заниматься вопросами воспитания детей в семье. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными и деградируют, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.
Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Резкое увеличение стрессовых ситуаций у родителей сказывается на детях. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних.
Неблагополучие семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, появляется отчуждение к школе, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребенок старается получить признание.
Считаю, что социальная профилактика несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся занимает ведущее направление в деятельности классного руководителя.
На основании социального паспорта класса, диагностики и анализа полученных данных об обучающихся и их семьях были сформированы причины отклонения в поведении несовершеннолетнего: лень, упрямство, агрессивность, недисциплинированность, уклонение от занятий в школе.
Типичными причинами отклонений в поведении детей выявлены:
безнадзорность в семье из-за чрезмерной занятости, семейного неблагополучия;
отсутствие единства в требованиях родителей и педагогов;
низкий уровень культуры и психолого-педагогической образованности родителей;
нарушение эмоциональной, волевой сферы личности ребенка, отсутствие моральных и этических норм;
социальная неустроенность родителей, отсутствие материальных средств;
нарушение родительско - детских отношений;
семья находится в состоянии развода.
Наличие того или иного фактора социального неблагополучия в семье ведет к возникновению социальных отклонений в поведении детей, влечет явление беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики.
Моя деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними основывается на принципах:
- законности,
- гуманного отношения с несовершеннолетними,
- поддержки семьи и взаимодействия с ней,
- индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации,
Цели данной работы:
Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
Содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка в семье, школе, социуме.
Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Задачи:
Выявление асоциальных и неблагополучных детей;
Выявление и устранение причин социальной дезадаптации детей;
Создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений учащихся;
Повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей (законных представителей) учащихся;
Сотрудничество с социальными службами (КДН, ОПДН) заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской среде;
Осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, обеспечению досуга и отдыха детей, находящихся в социально опасном положении.
6. Создание условий для успешной социальной адаптации несовершеннолетних, раскрытие их творческого потенциала и жизненного самоопределения.
В своей работе использую весь спектр современных форм воспитательной работы. В работе с учащимися, склонными к правонарушениям, к бродяжничеству, совершившим правонарушения и преступления, особое внимание уделяется таким формам как:
Индивидуальное консультирование детей и родителей (законных представителей).
Курирование семьи.
Родительские собрания.
Консультации психолога.
Круглый стол.
Просвещение детей и родителей.
Размещение педагогических рекомендаций, обсуждение тем воспитания детей в сообществе электронной сети «ВКонтакте» (закрытая группа класса).
Методы работы:
Наблюдение
Опрос
Анкетирование
Тестирование
Беседа
Изучение документов и продуктов деятельности школьников
Диагностика
Сопровождение
Игра
Убеждение
Моральная поддержка
Сопереживание
Сотрудничество
Свою работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних строю по схеме пирамида:
Профилактическая работа с учащимися
Работа с родителями
(законными представителями)
Организационные маропри-ятия
Работа с педагогическим коллективом
Заседание
совета профилактики
Совместные мероприятия
(родители и дети)
Стержнем такой работы являются Ожидаемые результаты работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в моем классе:
Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Стабилизация ситуации в семье.
Увеличение числа детей, включенных в КТД.
Уменьшение количества неуспевающих учащихся.
Увеличение числа детей и подростков, ведущих здоровый образ жизни.
Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.
Ознакомившись с личными делами учащихся, с медицинскими картами детей, где получила краткую информацию о здоровье учащихся (и/или об отклонении в здоровье), с самими учащимися класса, запланировала провести родительское собрание 7 сентября. Родители заполнили анкету, где имеется краткая информация о том где и с кем проживает ребенок, количество членов семьи (можно понять полная или неполная семья, с родителями или с опекунами проживает ребенок, работающие и иждивенцы), гражданство родителей и ребенка, краткие сведения о родителях и месте их работы, которые как мы знаем заполняются по желанию родителей и эти сведения могут отсутствовать (материальное положение и социальный статус семьи), и семьи из групп риска с низкой социальной ответственностью, либо уже состоящие на разном виде учета. А так же дополнительная информация по здоровью ребенка (часто информация и заключение психолого-педагогической комиссии из дошкольного учреждения на детей пришедших в школу из коррекционных групп вообще отсутствует - это могут быть дети со сниженной мозговой активностью, синдромами недостатка внимания и гиперактивности, замедленное психическое развитие и прочие, так как эта информация предоставляется в школу только по желанию и с согласия родителей).
Информации из личного дела и медкарты мне было недостаточно для составления полной картины о ребенке, семье и условиях в которых он проживает. Поэтому первым шагом для установления более полной информации потребовалось:
дополнительное анкетирование и тестирование РОДИТЕЛЕЙ и учащихся;
анализ медицинских карт;
изучение личных дел учащихся;
систематическое педагогическое наблюдение за учащимися;
установление причин педагогической запущенности (если имеется);
изучение социального статуса ребенка и условия жизни в семье, классе, школе;
определение круга общения подростка;
изучение уровней физического, психического и интеллектуального развития ребенка, его склонностей и интересов;
выявление детей, находящихся в социально опасном положении;
выявление учащихся, не приступивших к занятиям;
выявление детей, склонных к пропускам занятий без уважительной причины;
выявление безнадзорных детей и детей, склонных к правонарушениям, курению;
составление картотеки с базой данных по детям, нуждающимся в помощи и поддержке государства;
уточнение числа учащихся, состоящих на различных видах учета;
анализ причин, способствующих возникновению трудной жизненной ситуации;
выбор оптимального варианта социально-педагогической технологии воздействия на несовершеннолетнего подростка и способа ее реализации.
Анализ уровня воспитанности класса показал, что в детском коллективе из 24 человек высокий уровень воспитанности имеют – 11 человек, хороший – 7 человек, средний уровень – 5 человек, 1 человек – низкий уровень воспитанности.
Исходя из выше сказанного, спланировала работу по профилактике безнадзорности и правонарушений, и провела в период с сентября по декабрь 2021 года:
Правовая, просветительская работа, КТД среди учащихся:
- классные часы - «Устав школы», «Права и обязанности школьника», «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних»;
- час общения «Как не нарушать законы», «Наш класс на перемене», «Свое и чужое»
- «Диалог о вредных привычках»,
- дни «Правовых знаний», «Конституция – основной закон нашей страны», «День Неизвестного солдата», «День Памяти и скорби», «День Народного единства», «День борьбы со СПИДом».
- оформлена в классном уголке страница «Права ребенка»;
- беседа «ПДД»;
- акции «Засвятись!», «Чистый класс», «Поздравь пожилого человека», «Соблюдай и выполняй ПДД», «Мы вместе», «Открытка к Новому году».
- выставки рисунков «Наши права», «Мы, за здоровый образ жизни!», «Жизнь без вредных привычек».
Изучая тему «Родина» на уроках «Окружающего мира», ребята говорили о таких понятиях, как: «государство», «закон», «долг», «совесть». Знакомились с символами государства.
На уроках литературного чтения, изучая литературные произведения, проводим анализ нечестных и честных поступков героев, изучаем причины и последствия неправильного поведения, осуждаем или поощряем действия героев, проводим этические беседы. Для формирования нравственных устоев и принципов используем не только произведения русских и зарубежных писателей, но и произведения Коми писателей. А изучение басен И.А. Крылова на уроках литературного чтения в третьем классе, способствует воспитанию духовно-нравственных качеств личности. Исчерпывающую характеристику басням И.А. Крылова дал В.Г. Белинский «В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род…»
Уроки технологии строятся по законам добра и красоты, и нравственное воспитание учащихся. Так как на данных уроках и проявляется взаимовыручка, взаимопомощь.
2. Просвещение родителей (законных представителей):
- тематическое родительское собрание «Права детей - обязанности родителей»;
- памятка «Режим третьеклассника»;
- размещение информации на страничке классной группы ВКонтакте «Внеурочная деятельность и дополнительное образование», «Правила, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину», «Памятка родителям о воспитании детей», «Памятка родителям от ребенка».
- привлечение к участию в акциях «Засвятись!», «Поздравь пожилого человека», «Соблюдай и выполняй ПДД», «Мы вместе».
- организация школьных (в каникулярное время осень-весна), летних оздоровительных лагерей.
- оказание содействия в устройстве детей в санатории, в загородные лагеря.
В работе по профилактике правонарушений большую роль играет семья. Формирование ценности семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка, является одним из направлений духовно-нравственного воспитания. Многие мероприятия строятся как на формировании знаний об общепринятых нормах, так и правилах поведения. Этой цели служат многие мероприятия: внеклассное мероприятие «Моя родословная», проектно-исследовательская работа «Мой родовой знак или герб», «Профессии моих родителей».
Для укрепления семейных отношений, создания доверительных отношений между родителями и детьми большая работа проводится по вовлечению к проведению совместных мероприятий родителей во внеклассные мероприятия: «Осенняя прогулка по тропе Здоровья», «Новогодняя сказка», проектно-исследовательская деятельность, различные социальные значимых акций: «Портфель однокласснику», «Помогите птицам зимой», «Письмо и посылка солдату», «Бессмертный полк». Ведь только прочные доверительные отношения с родителями помогут избежать правонарушений и преступлений несовершеннолетних. В работе с семьей большая роль отводится правовому просвещению родителей, знакомству с их правами и обязанностями как родителей (законных представителей). Было проведено родительское собрание в форме родительского клуба «Права детей - обязанности родителей». Рассматривались вопросы: жестокое обращение с детьми, режим третьеклассника, были разъяснены права и обязанности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей, ответственность за ненадлежащее воспитание в соответствии с Семейным и Гражданским кодексами, Законом «Об образовании в РФ» ФЗ- №273. Родители в форме деловой игры, тренингов познакомились с правами и обязанностями, с Конвенцией о правах ребенка.
Критерии успешной деятельности для полноценного развития ребенка в школе, семье, социуме: Установление доверительных взаимоотношений между специалистами и членами семьи. Координация действия всех специалистов.
Все учащиеся (100%), заняты внеурочной деятельностью:
Кружок «Занимательная математика» - 24 человека, 100%
Дополнительное образование на базе школы «Точка Роста»:
Хор «Северянчики» - посещает 6 человек, 25%
Робототехника – 3 человека, 12,5%
Спортивные игры – 8 человек, 33,3%
Цифровая лаборатория естествознания – 1 человек, 4,1%
Дополнительное образование вне школы посещают 20 человек, 83,3%
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Ребенок с рождения нуждается в постоянном педагогическом сопровождении взрослых на пути нравственного, умственного, физического и профессионального развития (педагог в переводе с др. греч. – ведущий ребенка). Отсутствие сопровождения или ненадлежащее сопровождение со стороны взрослых в форме воспитательного воздействия неизбежно трансформируется в детскую беспризорность и безнадзорность, являющихся основой для формирования правонарушающего поведения несовершеннолетних.
В настоящее время решение проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не терпит отлагательств и нуждается в социальном, педагогическом и правовом обеспечении.
Надеюсь, что обучающиеся в будущем станут достойными гражданами нашей страны, воспитанных в лучших традициях народов, проживающих на территории России, уважающими законы своей страны и законы общества.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками. 3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности. 4. Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы. 5. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место. 6. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. 7. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания. 8. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример. 9. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален. 10. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите. 11. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.
Правила, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину
1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни ребёнка. 2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. 3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (движение, познание, упражнение). 4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. 5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Памятка родителям от ребенка
Чаще всего это мы – родители, взрослые – даем советы своим детям. Но давайте прислушаемся к их советам. «Памятка родителям от ребенка» – это не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но еще и очевидное приглашение взрослых к диалогу.
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.
Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши просьбы.
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу!» Это не буквально, я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.