kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Лучший подарок, который можно сделать своему ребенку, это счастливые и прочные отношения между родителями»

Джон Готтман

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди учащихся»»

Из опыта работы

«Профилактика безнадзорности и правонарушений

среди учащихся»


«Лучший подарок, который можно сделать своему ребенку,

это счастливые и прочные отношения между родителями»

Джон Готтман


Процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве.

На сегодня многие семьи переживают тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям. В новых кризисных условиях семья не готова взять на себя ответственность за воспитание детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большей частью искать источники существования, а не заниматься вопросами воспитания детей в семье. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными и деградируют, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.

Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Резкое увеличение стрессовых ситуаций у родителей сказывается на детях. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних.

Неблагополучие семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, появляется отчуждение к школе, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребенок старается получить признание.

Считаю, что социальная профилактика несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся занимает ведущее направление в деятельности классного руководителя.

На основании социального паспорта класса, диагностики и анализа полученных данных об обучающихся и их семьях были сформированы причины отклонения в поведении несовершеннолетнего: лень, упрямство, агрессивность, недисциплинированность, уклонение от занятий в школе.

Типичными причинами отклонений в поведении детей выявлены:

  • безнадзорность в семье из-за чрезмерной занятости, семейного неблагополучия;

  • отсутствие единства в требованиях родителей и педагогов;

  • низкий уровень культуры и психолого-педагогической образованности родителей;

  • нарушение эмоциональной, волевой сферы личности ребенка, отсутствие моральных и этических норм;

  • социальная неустроенность родителей, отсутствие материальных средств;

  • нарушение родительско - детских отношений;

  • семья находится в состоянии развода.

Наличие того или иного фактора социального неблагополучия в семье ведет к возникновению социальных отклонений в поведении детей, влечет явление беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики.


Моя деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними основывается на принципах:

- законности,

- гуманного отношения с несовершеннолетними,

- поддержки семьи и взаимодействия с ней,

- индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации,




Цели данной работы:

  1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

  2. Содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития  ребенка в семье, школе, социуме.

  3. Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


Задачи:

  1. Выявление асоциальных и неблагополучных детей;

  2. Выявление и устранение причин социальной дезадаптации детей;

  3. Создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;

  4. Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений учащихся;

  5. Повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей (законных представителей) учащихся;

  6. Сотрудничество с социальными службами (КДН, ОПДН) заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской среде;

  7. Осуществление мероприятий по оказанию  комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, обеспечению досуга и отдыха детей, находящихся в социально опасном положении.

6. Создание условий для успешной социальной адаптации несовершеннолетних, раскрытие их творческого потенциала и жизненного самоопределения.


В своей работе использую весь спектр современных форм воспитательной работы. В работе с учащимися, склонными к правонарушениям, к бродяжничеству, совершившим правонарушения и преступления, особое внимание уделяется таким формам как:

  1. Индивидуальное консультирование детей и родителей (законных представителей).

  2. Курирование семьи.

  3. Родительские собрания.

  4. Консультации психолога.

  5. Круглый стол.

  6. Просвещение детей и родителей.

  7. Размещение педагогических рекомендаций, обсуждение тем воспитания детей в сообществе электронной сети «ВКонтакте» (закрытая группа класса).


Методы работы:

  • Наблюдение

  • Опрос

  • Анкетирование

  • Тестирование

  • Беседа

  • Изучение документов и продуктов деятельности школьников

  • Диагностика

  • Сопровождение

  • Игра

  • Убеждение

  • Моральная поддержка

  • Сопереживание

  • Сотрудничество


Свою работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних строю по схеме пирамида:




Профилактическая работа с учащимися

Работа с родителями

(законными представителями)

Организационные маропри-ятия

Работа с педагогическим коллективом
















Заседание

совета профилактики





Совместные мероприятия

(родители и дети)









Стержнем такой работы являются Ожидаемые результаты работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в моем классе:

  • Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

  • Стабилизация ситуации в семье.

  • Увеличение числа детей, включенных в КТД.

  • Уменьшение количества неуспевающих учащихся.

  • Увеличение числа детей и подростков, ведущих здоровый образ жизни.

  • Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.


Ознакомившись с личными делами учащихся, с медицинскими картами детей, где получила краткую информацию о здоровье учащихся (и/или об отклонении в здоровье), с самими учащимися класса, запланировала провести родительское собрание 7 сентября. Родители заполнили анкету, где имеется краткая информация о том где и с кем проживает ребенок, количество членов семьи (можно понять полная или неполная семья, с родителями или с опекунами проживает ребенок, работающие и иждивенцы), гражданство родителей и ребенка, краткие сведения о родителях и месте их работы, которые как мы знаем заполняются по желанию родителей и эти сведения могут отсутствовать (материальное положение и социальный статус семьи), и  семьи из групп риска с низкой социальной ответственностью, либо уже состоящие на разном виде учета. А так же дополнительная информация по здоровью ребенка (часто информация и заключение психолого-педагогической комиссии из дошкольного учреждения на детей пришедших в школу из коррекционных групп вообще отсутствует - это могут быть дети со сниженной мозговой активностью, синдромами недостатка внимания и гиперактивности, замедленное психическое развитие и прочие, так как эта информация предоставляется в школу только по желанию и с согласия родителей).

Информации из личного дела и медкарты мне было недостаточно для составления полной картины о ребенке, семье и условиях в которых он проживает.
Поэтому первым шагом для установления более полной информации потребовалось:

  • дополнительное анкетирование и тестирование РОДИТЕЛЕЙ и учащихся;

  • анализ медицинских карт;

  • изучение личных дел учащихся;

  • систематическое педагогическое наблюдение за учащимися;

  • установление причин педагогической запущенности (если имеется);

  • изучение социального статуса ребенка и условия жизни в семье, классе, школе;

  • определение круга общения подростка;

  • изучение уровней физического, психического и интеллектуального развития ребенка, его склонностей и интересов;

  • выявление детей, находящихся в социально опасном положении;

  • выявление учащихся, не приступивших к занятиям;

  • выявление детей, склонных к пропускам занятий без уважительной причины;

  • выявление безнадзорных детей и детей, склонных к правонарушениям, курению;

  • составление картотеки с базой данных по детям, нуждающимся в помощи и поддержке государства;

  • уточнение числа учащихся, состоящих на различных видах учета;

  • анализ причин, способствующих возникновению трудной жизненной ситуации;

  • выбор оптимального варианта социально-педагогической  технологии воздействия на несовершеннолетнего подростка и способа ее реализации.


Анализ уровня воспитанности класса показал, что в детском коллективе из 24 человек высокий уровень воспитанности имеют – 11 человек, хороший – 7 человек, средний уровень – 5 человек, 1 человек – низкий уровень воспитанности.


Исходя из выше сказанного, спланировала работу по профилактике безнадзорности и правонарушений, и провела в период с сентября по декабрь 2021 года:


  1. Правовая, просветительская работа, КТД среди учащихся:

- классные часы - «Устав школы», «Права и обязанности школьника», «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних»;

- час общения «Как не нарушать законы», «Наш класс на перемене», «Свое и чужое»

- «Диалог о вредных привычках»,

- дни «Правовых знаний», «Конституция – основной закон нашей страны», «День Неизвестного солдата», «День Памяти и скорби», «День Народного единства», «День борьбы со СПИДом».

- оформлена в классном уголке страница «Права ребенка»;

- беседа «ПДД»;

- акции «Засвятись!», «Чистый класс», «Поздравь пожилого человека», «Соблюдай и выполняй ПДД», «Мы вместе», «Открытка к Новому году».

- выставки рисунков «Наши права», «Мы, за здоровый образ жизни!», «Жизнь без вредных привычек».

- праздники: «День знаний», литературный вечер «Город мой», «Осенний День Именинника», «Новогодняя сказка».

Изучая тему «Родина» на уроках «Окружающего мира», ребята говорили о таких понятиях, как: «государство», «закон», «долг», «совесть». Знакомились с символами государства.

На уроках литературного чтения, изучая литературные произведения, проводим анализ нечестных и честных поступков героев, изучаем причины и последствия неправильного поведения, осуждаем или поощряем действия героев, проводим этические беседы. Для формирования нравственных устоев и принципов используем не только произведения русских и зарубежных писателей, но и произведения Коми писателей. А изучение басен И.А. Крылова на уроках литературного чтения в третьем классе, способствует воспитанию духовно-нравственных качеств личности. Исчерпывающую характеристику басням И.А. Крылова дал В.Г. Белинский «В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род…»

Уроки технологии строятся по законам добра и красоты, и нравственное воспитание учащихся. Так как на данных уроках и проявляется взаимовыручка, взаимопомощь.


2. Просвещение родителей (законных представителей):

- тематическое родительское собрание «Права детей - обязанности родителей»;

- памятка «Режим третьеклассника»;

- размещение информации на страничке классной группы ВКонтакте «Внеурочная деятельность и дополнительное образование», «Правила, которые помогают наладить
и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину», «Памятка родителям о воспитании детей», «Памятка родителям от ребенка».

- привлечение к участию в акциях «Засвятись!», «Поздравь пожилого человека», «Соблюдай и выполняй ПДД», «Мы вместе».

- организация школьных (в каникулярное время осень-весна), летних оздоровительных лагерей.

- оказание содействия в устройстве детей в санатории, в загородные лагеря.


В работе по профилактике правонарушений большую роль играет семья. Формирование ценности семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка, является одним из направлений духовно-нравственного воспитания. Многие мероприятия строятся как на формировании знаний об общепринятых нормах, так и правилах поведения. Этой цели служат многие мероприятия: внеклассное мероприятие «Моя родословная», проектно-исследовательская работа «Мой родовой знак или герб», «Профессии моих родителей».

Для укрепления семейных отношений, создания доверительных отношений между родителями и детьми большая работа проводится по вовлечению к проведению совместных мероприятий родителей во внеклассные мероприятия: «Осенняя прогулка по тропе Здоровья», «Новогодняя сказка», проектно-исследовательская деятельность, различные социальные значимых акций: «Портфель однокласснику», «Помогите птицам зимой», «Письмо и посылка солдату», «Бессмертный полк». Ведь только прочные доверительные отношения с родителями помогут избежать правонарушений и преступлений несовершеннолетних. В работе с семьей большая роль отводится правовому просвещению родителей, знакомству с их правами и обязанностями как родителей (законных представителей). Было проведено родительское собрание в форме родительского клуба «Права детей - обязанности родителей». Рассматривались вопросы: жестокое обращение с детьми, режим третьеклассника, были разъяснены права и обязанности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей, ответственность за ненадлежащее воспитание в соответствии с Семейным и Гражданским кодексами, Законом «Об образовании в РФ» ФЗ- №273. Родители в форме деловой игры, тренингов познакомились с правами и обязанностями, с Конвенцией о правах ребенка.

Критерии успешной деятельности для полноценного развития ребенка в школе, семье, социуме: Установление доверительных взаимоотношений между специалистами и членами семьи. Координация действия всех специалистов.


Все учащиеся (100%), заняты внеурочной деятельностью:

  • Кружок «Занимательная математика» - 24 человека, 100%

Дополнительное образование на базе школы «Точка Роста»:

  • Хор «Северянчики» - посещает 6 человек, 25%

  • Робототехника – 3 человека, 12,5%

  • Спортивные игры – 8 человек, 33,3%

  • Цифровая лаборатория естествознания – 1 человек, 4,1%

  • Дополнительное образование вне школы посещают 20 человек, 83,3%

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Ребенок с рождения нуждается в постоянном педагогическом сопровождении взрослых на пути нравственного, умственного, физического и профессионального развития (педагог в переводе с др. греч. – ведущий ребенка). Отсутствие сопровождения или ненадлежащее сопровождение со стороны взрослых в форме воспитательного воздействия неизбежно трансформируется в детскую беспризорность и безнадзорность, являющихся основой для формирования правонарушающего поведения несовершеннолетних.

В настоящее время решение проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не терпит отлагательств и нуждается в социальном, педагогическом и правовом обеспечении.

Надеюсь, что обучающиеся в будущем станут достойными гражданами нашей страны, воспитанных в лучших традициях народов, проживающих на территории России, уважающими законы своей страны и законы общества.





ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил:
1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
4. Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.
5. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
6. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
7. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
8. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
9. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
10. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
11. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.

Правила, которые помогают наладить
и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину

1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни ребёнка.
2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (движение, познание, упражнение).
4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Памятка родителям от ребенка

Чаще всего это мы – родители, взрослые – даем советы своим детям. Но давайте прислушаемся к их советам.
«Памятка родителям от ребенка» – это не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но еще и очевидное приглашение взрослых к диалогу.

  1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.

  2. Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне  определить свое место.

  3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши просьбы.

  4. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

  5. Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.

  6. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».

  7. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу!» Это не буквально, я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

  8. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

  9. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Из опыта работы «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди учащихся»

Автор: Сметанина Светлана Александровна

Дата: 04.01.2022

Номер свидетельства: 596837

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Программа правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников воспитательного процесса «ПРОФИЛАКТИКА» "
    ["seo_title"] => string(141) "proghramma-pravovogho-prosvieshchieniia-i-formirovaniia-zakonoposlushnogho-poviedieniia-uchastnikov-vospitatiel-nogho-protsiessa-profilaktika"
    ["file_id"] => string(6) "156558"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421438124"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Результаты работы по взаимодействию с субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. "
    ["seo_title"] => string(124) "riezul-taty-raboty-po-vzaimodieistviiu-s-subiektami-profilaktiki-bieznadzornosti-i-pravonarushienii-niesoviershiennolietnikh"
    ["file_id"] => string(6) "138147"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417504653"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Представила свой профессиональный опыт работы по профилактике правонарушений и безнадзорности с обучающимися начальной школы "
    ["seo_title"] => string(138) "priedstavila-svoi-profiessional-nyi-opyt-raboty-po-profilaktikie-pravonarushienii-i-bieznadzornosti-s-obuchaiushchimisia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "214561"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432356624"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Статья в СМИ "Предупреждён - значит, вооружён""
    ["seo_title"] => string(46) "statia_v_smi_preduprezhdion_znachit_vooruzhion"
    ["file_id"] => string(6) "569610"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610214919"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства