Создание широких возможностей для развития экологической культуры учащихся
Задачи проекта
- участие в охране окружающей среды
- изучение и преумножение природных богатств села
- повышение уровня знаний о природе
- ведение исследовательской, проектной работы по изучению природы и экологии Родного края
Сроки реализации проекта
Сентябрь - июнь 2015-2017 учебный год
Ожидаемые результаты
Участие в выявлении экологических проблем Родного края.
Расширение воспитательного и культурного пространства для самореализации, саморазвития экологической культуры воспитанников.
Умение применять теоретические знания в решении практических задач.
Воспитание чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за ее сохранение.
Развитие физических качеств, выработка у воспитанников потребности в здоровом образе жизни;
Пояснительная записка.
Современный этап развития общества ставит перед школой неотложные задачи – обучать и воспитывать ребенка, способствовать подготовке к реальной жизни, формировать сознательного гражданина. С этой целью ведется активная разработка инновационных технологий обучения, среди которых главное место занимает метод проектов. Целью исследования является раскрытие особенностей разработки экологических проектов в начальной школе. Среди общих для всего мира проблем есть такие, возникновение и рост которых обусловлены самим развитием цивилизации. Они с трудом поддаются решению. Такой стала экологическая проблема – проблема окружающей среды.
Экологические проблемы являются частью глобальных проблем человечества. Называя их глобальными, ученые стремятся подчеркнуть их значение для всей планеты, они затрагивают интересы всего человечества, то есть всех стран независимо от размеров территории, численности населения, уровня экологического развития.
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Традиционными источниками нравственности являются:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Для осуществления воспитательной деятельности разработан педагогический проект «Юные друзья природы», где одним из ключевых направлений деятельности является экологическое воспитание. Данный проект способен решать задачи экологического воспитания при совместной работе классного руководителя с детьми, родителями и социумом.
Содержание проекта «Юные друзья природы» включает следующие направления воспитательной деятельности:
- экология природы
- экология и здоровье
- творческая деятельность
Данный проект предусматривает вовлечение во внеклассную работу учащихся начальных классов.
Также проект позволяет осуществить основные требования, предъявляющиеся к организации внеурочной работы со школьниками. А именно:
- вовлечение всех учащихся с учётом их интересов и способностей;
- повышение роли самих детей, органов самоуправления;
- взаимодействие с внешкольными учреждениями и общественными организациями;
- развитие познавательных интересов учащихся, их творческих способностей;
- проводить профессиональную ориентацию.
В условиях села, экологические проблемы проявляются в своих конкретных многообразиях, позволяя школьнику не только осознать, но и почувствовать экологическую опасность, убедиться в необходимости личного участия в деле охраны природы. Внеклассные мероприятия, позволяющие реализовать данный проект, способствуют отдыху учащихся от напряжённой работы в классе.
Участники проекта:
Кадровый состав:
Классные руководитель: учащихся начальных классов – Барышева Анастасия
Королева А.В. "Естествознание для малышей” журнал "Начальная школа” 1998г. №10
Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П. "Нетрадиционные уроки в начальной школе: Выпуск 1. Математика, природоведение: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-
Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми”
Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей датского сада – М.:Просвещение,2001.
Ростов н/Д: ТИ "Учитель”, 2002.
Рыжова Н.А "Не просто сказки» (экологические рассказы, сказки, праздники)
Рыжова Н.А "Наш дом – природа» Журнал "Начальная школа” 1998г. №10
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова - М.:Тко "АСТ”, 1995.
Диагностика уровня воспитанности учащихся
(методика Н.П. Капустина)
Критерии
Я оцениваю себя
Меня оценивают товарищи
Меня оценивает учитель
Итоговые оценки
Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки
Прилежание:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в школе и дома
Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
Я и школа:
- я выполняю правила для учащихся
- я выполняю правила внутришкольной жизни
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах класса и школы
- я справедлив в отношениях с людьми
Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень
«Экологический светофор»
С помощью этой методики можно развивать:
представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности
умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно)
расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.
Оборудование.
Набор из цветных кружков (красного, желтого, зеленого) для каждого ученика.
Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.
Ход игры.
Все участники получают по три кружка: красный, желтый, зеленый. Учитель поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, желтый – предупреждает, а зеленый – разрешает.
Можно вывесить таблицу, напоминающую о значении цветов – сигналов экологического светофора.
Запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей
Предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе
Разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным
Учитель зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить этот поступок, подняв по сигналу учителя один из имеющихся кружков, - включить тот или иной сигнал светофора.
Методика может проводиться как коллективная игра и как индивидуальная работа по карточкам – на полученных карточках дети рисуют кружок соответствующего цвета. По количеству правильных и неправильных ответов определяется победитель. Нерешенные задачи – предмет специального обсуждения в группе.
Важное значение имеет наблюдение педагога за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. В ряде случаев необходимо выслушать ребят, чтобы уточнить, почему был выбран тот или иной сигнал.