Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 55 города Липецка “Лингвист”
2017
Оглавление
Введение: актуальность и значимость темы.
История возникновения одежды.
2.1 Этапы развития одежды.
2.2 Мое исследование “Мода разных эпох”.
3. Россия – многонациональная страна: костюмы народов.
4. Известные модельеры в России и за рубежом.
5. Мой проект лэпбук “Книга моды”.
6. Заключение.
7. Список литературы.
8. Приложения.
1. Введение: актуальность и значимость темы.
Одежда – совокупность предметов, покрывающих тело. Люди носят одежду, чтобы защитить свое тело и быть привлекательными. Ведь по тому, как одет человек, можно узнать, где он живет, каков его образ жизни и многое другое. Не зря в народе говорят: “По одежке встречают, по уму провожают”. Мне она кажется очень точной и по-настоящему мудрой пословицей.
Действительно, когда мы знакомимся с новыми людьми, то в первую очередь обращаем внимание на внешний вид человека: как он одет, как говорит, как ведет себя. Если тебе что-то не нравится в новом знакомом, то знакомство может и не перерасти в товарищество и дружбу. Мне мама рассказывала, что великий физик Альберт Эйнштейн – ученый, не носил носков, не посещал парикмахерской. И только потому, что считал это бесполезной тратой времени. Это не помешало ему стать великим физиком. Поэтому, в человеке необходимо ценить его мысли и знания. А мысли выражаются при помощи слов. Чем больше человек знает слов, тем ярче, он выражает свои мысли и идеи.
Цель исследования – познакомиться с историей возникновения одежды, а также проследить этапы развития ее с древних времен до наших дней.
Задачи исследования – собрать информацию в литературных источниках, сети Интернет;
получить консультацию у учителя;
собрать материалы обобщить и представить в виде доклада и проекта (презентация, лэпбук).
Методы исследования – анализ собранных материалов, поиск картинок и фотографий.
Основная мысль – познакомиться с историей развития одежды, узнать мир разнообразия одежды, на какие группы можно ее разделить в зависимости от ее назначения, узнать культуру и традиции разных стран.
2. История возникновения одежды.
Одежда - вещь очень и очень древняя. Ее история насчитывает более ста тысяч лет.
Впервые люди начали носить одежду, чтобы сохранить тепло, не промокнуть, чтобы защищаться от жгучего солнца, царапающихся колючих растений и нападающих животных. Первые мужчины и женщины использовали в качестве одежды звериные шкуры – они прикрывали шкурами плечи и заворачивали их на талии. Но с древнейших времен одежда служила также способом произвести впечатление. По одежде люди могли узнать больше друг о друге. Даже в доисторические времена люди использовали одежду, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе, чтобы продемонстрировать ее положение в группе или племени; одежда служила также отражением их обычаев и веры. Для того чтобы выделяться, быть непохожими на других, мужчины и женщины еще в древности украшали себя ожерельями из камней или ракушек, перьями и другими вещами.
В те же древние времена люди обнаружили, что если шкуры животных очищать, скоблить и обрабатывать жирами, то они становятся более мягкими и гибкими. Благодаря этому шкуры можно было разрезать, сшивать, а значит, подгонять одежду под конкретных людей. Куски шкур соединяли с помощью тонких полосок кожи, продетых в отверстия. После того как были придуманы острые иглы (это произошло примерно 50000 лет тому назад), которые делали из дерева или кости, появилась возможность сшивать шкуры более аккуратно.
Потом люди научились делать ткани. Ткань — это материал, изготовленный из переплетающихся между собой нитей. Первые ткани появились примерно 10000 лет тому назад и были сделаны из нитей шерсти животных. Накладывая одну на другую пряди коротких шерстинок животных и перекручивая их, люди научились получать длинные крученые нити (пряжу), из которых затем делали ткань.
Древние люди в Азии для ткани использовали шерсть овец, верблюдов и коз, в других местах земного шара — других животных: в Южной Америке шерсть ламы и альпаки, в Северной Америке шерсть лошадей, бизонов и лосей. Ткани можно было красить. Краски для этого получали из определенных растений и даже животных. В Древней Греции, например, краситель интенсивного красного цвета кармин получали из насекомых, которые называются кермес.
Древние египтяне были одними из первых, кто начал изготавливать ткани.
Это произошло примерно 7000 лет тому назад. Вместо шерсти животных египтяне использовали длинные волокна льна, изготавливая из них легкое полотно, которое идеально подходило для жаркого пустынного климата. Историки считают, что идею ткачества они почерпнули от рыбаков, которые плели свои сети особым способом — прикрепляя к краям сетей грузы, чтобы сети получались плотными, прямыми и не перепутывались.
Проходили века, а одежда, как и раньше, служила для того, чтобы выразить индивидуальность и статус того, кто ее носил. Одежда крестьян и рабочего люда, например кузнецов и плотников, оставалась простой и прочной, способной служить долго; по фасону эта одежда была просторной, так чтобы в ней удобно было работать. Но богатые люди могли позволить себе роскошь: приобретать тонкие ткани из дальних краев, выбирать фасон и украшения для одежды. Более высокое положение в обществе они могли подчеркнуть, выбирая фасоны одежды, иногда просто дикие по непрактичности — совершенно невозможно было себе представить, что такую одежду могут носить люди, зарабатывающие на жизнь физическим трудом.
В XIV веке, например, были модными длинные туфли с заостренными носами: носки такой обуви могли достигать 50 см в длину, и чтобы они сохраняли форму, их приходилось набивать мхом. В такой обуви крестьянин работать в поле не смог бы. Другим примером непрактичной и неудобной одежды могут служить огромные свисающие рукава и стягивающие талию корсеты, которые носили как женщины, так и мужчины.
Итак, можно выделить основные функции одежды:
Защитная – одежда защищает человека от неблагоприятных климатических условий или погодных явлений;
Эстетическая – скрывает наготу, украшает;
Информационная – указывает принадлежность к роду деятельности, профессии.
2.1 Этапы развития одежды.
Одежда прошла длительный и сложный путь, прежде чем стать столь целесообразной по форме, как сейчас.
Итак, можно выделить несколько характерных периодов развития конструкции одежды.
I. Первый период — это период развития прототипов одежды (шкуры животных, кора деревьев, листья и волокна растений и т. п.). Он длился несколько сотен тысяч лет — примерно до V тысячелетия до н. э. Основная функция одежды в этот период — защитная. В конце этого периода человек освоил искусство плетения, прядения, началось ручное создание тканей. (Приложение 1).
II. Для второго периода развития одежды, длившегося более пяти тысячелетий, было характерно обертывание тела специально вытканным куском ткани. Драпированная одежда из шерстяных, хлопчатобумажных и льняных тканей получила первоначальное развитие в районах земного шара с мягким теплым климатом. Одежда представляла собой прямоугольный или овальный кусок ткани, укрепляемый тем или иным способом на фигуре человека и образующий красивые складки.
Примером такой одежды является драпированная одежда древних греков и римлян. В Индии сна сохранилась до сих пор в национальном женском костюме. Драпированная одежда имела уже не только защитную, но и эстетическую функцию. Существовала и другая одежда такого же типа, где на первый план выступала ее защитная функция, — это набедренные повязки мужчин Древнего Египта, украинская плахта, древнерусская понева и др. Пластическое решение этой одежды — лишенный всякой динамики прямоугольник. (Приложение 2).
III. Начало третьего периода характеризуется появлением кроеной одежды. Этот период относят к IX в. н. э. Сначала одежду изготовляли из прямоугольных кусков ткани, соединенных швами, а позже ее стали кроить по форме фигуры человека.
Наиболее древний вид одежды, сшитой из прямоугольного куска ткани, римская туника, послужившая основой разнообразных туникообразных рубах. Этот вид одежды существует до сих пор у народов Севера, Средней Азии и др. Рубашечный покрой одежды был распространен также в средневековой Руси (рубаха, некоторые типы сарафана). (Приложение 3).
2.2 Мое исследование “Мода разных эпох”.
Когда родилась мода? История моды, или история возникновения одежды, подобна зеркалу, в котором отразилась вся история цивилизации. Каждая страна, каждая народность на разных стадиях развития человеческого общества, внесла свой вклад в формирование понятия мода.
Слово мода (фр. mode) произошло от латинского слова modus, означающего такие понятия, как - правило, предписание, вид, мера, образ, способ.
Как говорилось ранее, одежда появилась на самых ранних этапах развития человечества. При помощи растительных нитей древние люди сплетали и связывали различные естественные материалы - листья, солому, шкуры животных и т.д. В качестве головных уборов использовали высушенные крупные плоды, скорлупу страусиных яиц, панцирь черепахи и пр.
Есть сведения, что уже в эпоху верхнего (позднего) палеолита (период жизни, происходивший 40—12 тысяч лет тому назад, когда первые современные люди расселились по всей земле), впервые появились сшитые вещи, т.е. люди начали пользоваться костяными иглами, при помощи которых отдельные части самой ранней, пока еще примитивной одежды, такой как повязки и накидки, начали соединять в одно целое, скрепляя их нитями из жил животных или растительных волокон.
Российским археологом Отто Николаевичем Бадером была обнаружена стоянка древнего человека – Сунгирь. В ходе раскопок во Владимировской области, нашли мужчину 40—50 лет и детей - мальчика 12—14 лет и девочку 9—10 лет. Археологам удалось реконструировать их одежду. На мужчине было подобие рубахи из выделанной шкуры с длинными рукавами, надевавшейся через голову (подобные куртки - (анораки) и сейчас носят северные народы), а также длинные кожаные брючины, сшитые воедино с подобием мягкой кожаной обуви. Одежда мужчины и детей была обильно обшита костяными бусами из бивня мамонта (до 10 тысяч штук), кроме того, в могилах были браслеты и другие украшения из мамонтовой кости. Предполагаемый возраст находок — 25 тысяч лет.
Предшествовали появлению одежды - татуировки и окраска тела. При помощи рисунков люди стремились предохранить себя от злых духов и непонятных сил природы, устрашить врагов и завоевать расположение друзей, привлечь к себе внимание.
Первые виды одежды были крайне примитивными. С развитием человека совершенствовались орудия труда, соответственно, усложнялись и формы одежды. Одежда жителей древних государств становилась более разнообразной. Люди научились обрабатывать кожу и мех, производить различные ткани, создавать красители для тканей, плиссировать ткань, делать украшения и т.д. В разных государствах появлялись новые виды одежды, а войны и торговля способствовали проникновению традиций одних народов в культуру других народов.
В Месопотамии появилась шали и бахрома.
В Вавилоне и мужчины, и женщины носили шерстяные шали с бахромой. Любимый цвет шумеров — красный. Все (даже бедные) носили украшения.
Египет: белые льняные одежды
А вот в Египте любили белый цвет, поскольку считали, что это цвет чистоты. Поэтому в чести была натуральная льняная одежда.
Античность: хламиды и хитоны.
Мужские и женские костюмы выглядели одинаково: большую «простыню» собирали вертикальными складками, а затем крепили при помощи фибул, которые одновременно служили и украшением.
Средневековье: колпаки и шлейфы
Одежда Средневековья была неудобной. Изабелла Баварская, королева, стала «законодательницей моды». Именно она придумала геннин — женскую шляпу в виде конуса. Ну, или как говорят — «рога».
Эпоха Возрождения: парча, декольте и воротники
В эпоху возрождения модными становятся шелк и бархат. Главной законодательницей стиля в 15 веке была Венеция. В нарядах женщин отмечаются такие детали как длинный шлейф, вырез-декольте, который становится все смелее, и рукава с вырезами - креве. Все большее значение приобретает прическа. Венецианки носят на головах высокие шиньоны (накладные волосы), обвязывают их тонкими шарфами. Лица обрамлены покрывалами из черного бархата.
В гардеробе Елизаветы I числилось 6000 платьев. Она ввела в моду высокий воротник в виде кольца из накрахмаленной ткани или кружев.
С 17 по 19 столетие предпочтение отдавалось:
Свободным и естественным линиям женского платья
Прическам с обрамляющей лицо челкой
Затем экстравагантным украшениям из перьев, обильным рюшам, кружевам, жабо
Парикам
Бархатным мушкам
18 столетие - стиль рококо, орнамент, правильные линии, широкие шляпы
19 век принес в моду жесткие корсеты, кринолин, длинные рукава
Мода вчера и сегодня
Современная мода, также, как и раньше, отражает историческую эпоху. Мы живем в новом демократичном обществе, и на сегодняшний день мода как нельзя лучше проявляет свою демократичность. Нам не навязывают правил, что можно носить, что – нет. Сегодня мода допускает сочетание вещей, казалось бы, совершенно не сочетающихся друг с другом. Так, например, уже никого не шокирует романтическая блузка в комплекте с джинсами или дешёвая футболка, надетая под отлично сшитый фирменный пиджак.
Не случайно на пике популярности в настоящее время находится стиль casual (кэжл), что в переводе с английского означает – повседневный, городской. Основные его принципы – элегантная небрежность, раскованность и свобода.
Изначально одежда в стиле casual предназначалась для загородных прогулок, пикников, однако со временем она превратилась в повседневную городскую одежду. Отличительной чертой данного стиля является то, что у него нет четких рамок, как нужно выглядеть, каждый человек выражает свою индивидуальность, одеваясь по собственным мироощущениям, а не по требованиям моды.
Таким образом, во главу стиля ставится индивидуальность. А выразить свою индивидуальность не так-то просто как кажется на первый взгляд.
Сама я отношусь к моде очень спокойно. Для меня самое главное – это удобство и комфорт. Но это не значит, что я не слежу за модными тенденциями моды, не интересуюсь новинками. Ведь сейчас не очень сложно шагать в ногу с модой, иногда достаточно одной новой детали или аксессуара, чтобы обновить свой не совсем новый наряд. В этом я убедилась, когда неожиданно обнаружила, что модная вещь – это не всегда то, что купили недавно и стоит очень дорого.
В гардеробе моей мамы есть черное платье, которое ей досталось от моей бабушки. Платье из бархата, приталенного силуэта, с длинным рукавом. Казалось бы, ничего особенного в нем нет. Но оказывается, это любимое мамино платье, которое она носит уже несколько лет, и, как оказалось, не выходит из моды уже несколько десятилетий. Меняя шарфики, жакеты, накидки, бижутерию, съемные детали к этому платью, мама всегда чувствует себя нарядной и модной. Такое же платье есть и у меня.
Изучая историю моды, я теперь знаю, что «маленькое черное платье должно быть в гардеробе каждой женщины», которое создала Коко Шанель, великая женщина в мире моды первой половины 20 века.
Однако есть еще одно понятие в моде – это «прет-а-порте» (готовая одежда) — это модели готовой одежды, которые производятся большими партиями и в стандартных размерах. Одежда продается как в маленьких магазинах — бутиках, так и в крупных универсальных магазинах. Цены значительно ниже, чем на изделия «от кутюр», но все-таки достаточно высоки для среднего класса потребителей.
Как здорово, что мы сегодня имеем возможность видеть, любоваться, узнавать о самых новых тенденциях в мире моды, несмотря на то, что не имеем возможности приобрести последние новинки. Да нам и нет необходимости сейчас приобретать изделия «от кутюр», пока мы до нее не доросли. Нам еще многому предстоит учиться, чтобы понять, как надо одеваться, чтобы не выглядеть глупо, покупая модные вещи.
О современных тенденциях мы можем узнавать из показов мод, журналов, интернета. Каждый сезон появляются все новые образы, цвета, линии и формы. Существует такой стиль как ретро.
Сегодня мода меняется настолько быстро, что даже сложно сказать, что именно носить предпочтительней. Однако отсутствие жестких рамок и разнообразие стилей позволяет каждой женщине найти свой образ, не противоречащий современным модным тенденциям.
«Следовать моде - смешно, а не следовать – глупо!».
(Бернард Шоу)
3. Многонациональная Россия: костюмы народов.
Мы – граждане многонациональной России.
Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!
(Государственный гимн Российской Федерации)
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!
Партия Ленина — сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведёт!
(Государственный гимн СССР)
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, , сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя
из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, , сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(преамбула Конституции РФ)
На территории нашей страны проживает более 160 народов, крупнейшими из которых являются русские (115 млн. человек или 80% населения страны), татары (5,5 млн. человек), украинцы (около 3 млн. человек), башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, численность которых превышает 1 млн. человек.
Национальная одежда — это достояние народа, воплощение его культуры и традиций, отображение мировоззрения и способа жизни. Народная одежда несёт в себе многовековые традиции и обычаи регионов, видоизменяясь и совершенствуясь. Существует даже мода на национальный костюм. Сейчас считается модным иметь такой костюм в своем гардеробе. Или же просто иметь одежду с национальными мотивами и элементами. Традиции, касающиеся национального костюма, передавались из поколения в поколение. Русский национальный костюм используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).
Известные модельеры в России и за рубежом.
Дизайнеры одежды — это создатели фэшн-индустрии, диктующие тенденции и моду. Каждый сезон они разрабатывают уникальные коллекции одежды. Чтобы увидеть шедевры, которые сотворили дизайнеры одежды, известные современные люди скупают билеты на модные показы. Каждый специалист выделяется своими работами, у каждого свой почерк. Самые известные дизайнеры одежды в мире становятся легендами и иконами стиля.
Список известных первопроходцев - модельеров модного мира возглавляют такие знаменитые личности: Коко Шанель; Кристиан Диор; Гуччио Гуччи и его сын Альдо Гуччи; Джанни Версаче; Луи Виттон; Ив Сен Лоран; Оскар де ла Рента.
Говоря о французских гениях нельзя не упомянуть таких мастеров, как Пьер Карден, Жан Поль Готье, Кристиан Лакруа, Пако Рабан, Юбер де Живанши. Конечно же, и в России есть свои легенды. И, хотя Москва – далеко не главная столица моды, все же и там находятся мастера своего дела. Примером могут послужить такие известные модельеры в России как Валентин Юдашкин, Вячеслав Зайцев, Татьяна Гордиенко, Алена Ахмадуллина и другие.
5. Мой проект лэпбук «Книга моды».
Я с мамой сделала проект лэпбук «Книга моды». Мне нравится играть в такие тематические папки. Мы делаем их с огромным удовольствием, они красочные и интерактивные. Итак, что такое лэпбук?
Лэпбук — это тематическая папка, содержащая множество кармашков, окошечек, миниатюрных книжечек. Она может вместить огромное количество материала, а именно: карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр, художественного слова.
Лэпбук — это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну или несколько тем.
На этот раз, мы с мамой сделали непросто игровую папку, а еще и обучающую. Я только начинаю учить в школе иностранный язык (английский) и дается он мне немного трудно. С помощью моего лэпбука я не только играю в модельера, но и изучаю английские слова по теме «одежда, погода, цвета». Мне очень нравиться изучать его таким образом т. к. это просто интересно и увлекательно! Каждый раз, мне хочется его открывать и повторять новые слова в игровой форме.
Мой лэпбук – это просто волшебная сказка!
6. Заключение.
В своей работе я нашла ответы на многие, интересовавшие меня вопросы, но не на все. Мир моды так огромен, что изучать его можно бесконечно. Дополнительные знания, которые я получила, помогут мне не только более тщательно подходить к выбору одежды, но и заставят меня призадуматься о моем внутреннем содержании, которое я демонстрирую окружающим. Ведь это самое главное, когда человек понимает, что его поведение, поступки, речь неразрывно связаны с его одеждой. Выбирая тот или иной стиль в одежде, мы создаем свой имидж, а это очень важно для нашего будущего. Адаптироваться в самостоятельной взрослой жизни, стать уверенными в принятии правильных решений, нам как раз и помогут знания, которые мы приобретаем.
Заканчивая свою работу, я могу сделать следующие выводы:
- мода – неотъемлемая часть нашей жизни, приходя из глубины веков, она помогает нам узнать историю своего народа, его традиции и культуру.
- мода, отражая исторические события, формирует новую личность. Ведь человек, оказавшийся в новых условиях, меняет не только свои предпочтения, но и образ жизни.
- отношение к моде формирует нравственные качества личности, потому что заставляет задуматься не только о себе самом, но и об окружающих, давая почувствовать себя полноценным членом общества.
- мода дает огромный простор для развития и применения своих творческих способностей, формирует активную, свободную личность, способную принимать важные решения.
- можно признавать или не признавать моду, восторгаться или возмущаться ею, быть её творцом или рабом – но нельзя быть вне моды.
«Существует богиня непостоянная, беспокойная, странная в своих вкусах, безумная в своих украшениях, которая появляется, возвышается, рождается во все времена. ПРОТЕСТ был ей отец, а имя – МОДА!» (Вольтер).
7. Список литературы.
Будур Н. «История костюма» изд.: Олма-Пресс 2001г.
Гончарова Т.Л. «Рукоделие» изд. «Вече» 1998 г.
Кибалова Л. Иллюстрированная энциклопедия моды / 2-е изд. - Прага: Артия, 1987.
Которн. Н. История моды в XX веке / Н. Которн; Пер. с англ. Л. Кныша. - М.: Тривиум, 1998.
Максимова М. «Девичьи хлопоты» Издательство «Эксмо» 2000г.
Орлова Л. В. «Азбука моды». М.: Просвещение, 1988.
«Советский Энциклопедический словарь», изд. «Советская энциклопедия» Москва 1981г