kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская деятельность обучающихся как один из механизмов обеспечивающих учебную мотивацию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ритм жизни неуклонно ускоряет темп. В обществе потребителей растут потребности, удовлетворение которых, возможно при конкурентоспособности на рынке труда. Данная ситуация обусловила высокие требования, предъявляемые к личности, претендующей на достижение успеха, комфорта, стабильности в современном социуме. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность обучающихся как один из механизмов обеспечивающих учебную мотивацию»


Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя политехническая школа№33»





Исследовательская деятельность обучающихся как один из механизмов

обеспечивающих учебную мотивацию






Акинина Людмила Ивановна

Емельянова Ирина Аклександровна





Старый Оскол





Ритм жизни неуклонно ускоряет темп. В обществе потребителей растут потребности, удовлетворение которых, возможно при конкурентоспособности на рынке труда. Данная ситуация обусловила высокие требования, предъявляемые к личности, претендующей на достижение успеха, комфорта, стабильности в современном социуме. Человек должен быть готов к непрерывному образованию в течении всей своей жизни. Он должен обладать навыком использования знаний в нестандартных ситуациях, к постоянному расширению границ мировоззрения, мировосприятия. В данной ситуации образование, естественным образом, должно ориентироваться на достижение образовательных результатов, которые будут отвечать запросам времени. Осознает ли общество сложность достижения главной жизненной цели? Способно ли оно выбрать нужное направление своего пути? Размышляя над «Смыслом и назначением истории» Карл Ясперс иронично заметил: «Сама по себе масса не знает, чего она, собственно говоря, хочет. Требования массы сводятся к усредненному, которое может быть выражено в форме вульгарной понятности. Если требования массы вообще определяют содержание воспитания, то лишь следующим образом: учиться тому, что имеет применение в жизни; ощущать близость к жизни, причем под жизнью понимается умение ориентироваться в существовании вплоть до знания правил движения в больших городах; формироваться в личность (под этим понимается, с одной стороны, приспособленность, которую называют деловитостью, с другой – распущенность в качестве уступки склонностям и удовольствиям в том виде, в каком они свойственны всем, что именуют естественностью); препятствовать строгости, связанной с идеей, ибо она создает дистанцию и иерархию бытия вместо простой пригодности; видеть свободную от трений жизнь индивидов и уничтожать возможность ответственного за свои действия человека». [2, ст. 353] Несмотря на то, что это было адресовано обществу прошлого века, оценка Ясперса остается актуальной и сегодня. А значит, школа должна не только удовлетворять запросы потребителя, но и формировать общественно значимые потребности. Готовить выпускника способного созидать, имеющего стремление к развитию, адекватно реагирующего на вызовы времени. Способна ли современная школа справиться с данной задачей? Это зависит от многих факторов. Определяющим является – уровень профессионализма педагогического коллектива и управленческая компетентность администрации. Как отмечает Ю.О. Кравченко: «Ориентация на непрерывность образования в современном обществе вступает в противоречие с низким уровнем или отсутствием учебной мотивации». [3] Данное противоречие отрицательно влияет на степень успешности в учебе. На наш взгляд, одним из механизмов, обеспечивающих учебную мотивацию, и как следствие успешность в образовательном процессе, является вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность. Значению и роли исследовательской деятельности в системе образования посвящено множество научных работ. Одной из первых в советской педагогике этот вопрос осветила Н.К. Крупская. Как отмечает Савина Н.Н.: «Чрезвычайно важным Н.К. Крупская считала применение исследовательского обучения детей, причем начиная с самых младших групп». [5, ст.163] Н.К. Крупская была убеждена: «…надо, чтобы ученик шел по тому самому тернистому пути исследования, по которому шли в свое время без путеводителя и компаса великие умы, создавшие науку» [4, с. 189]. Значительный вклад, в развитие отечественной психологии и педагогики, внес П.П. Блонский. Он уделял большое внимание применению исследовательского метода в обучении логического мышления детей. П.П. Блонский сделал вывод о том, что роль учителя сводится к тому, чтобы «дать учащимся шаблон исследования, исследуют же сами дети и сами они, по возможности, ищут и находят материал для исследования (материал, даваемый учителем, внушение, подсказка учителя)» [1, с. 48-49]. Пути формирования мотивации исследовались в трудах Божович Л.И., Маркова А.К., Матис Т.А., Вереникина И.М., Матюхина М.В., Гусева Г.Г., Мунтян В.Л., Курдюкова Н.А. и др. Так, согласно исследованиям, Марковой А.К., учебная мотивация включает в себя мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности, на получении удовлетворения от самого процесса познания. Современные преподаватели-практики, делятся результатами своего опыта в процессе использования технологии исследовательской деятельности. Так Халатян К.А. дает обобщенную характеристику и схему структуры исследовательской деятельности школьников. Обосновывает мысль о том, что, реализуя различные типы уроков, учитель тем самым формирует у школьников качества исследователя: трудолюбие, аналитический подход к проблеме, аккуратность, адекватную самооценку, целеполагание и др. Автор приходит к выводу, что образовательный потенциал учебно-исследовательской деятельности заключается в возможности создания у учащихся образа цельного знания; повышения их мотивации в получении знаний; изучения важнейших методов научного познания; рефлексии и интерпретации результатов. Анализ состояния степени изученности влияния исследовательской деятельности, обучающихся на формирование учебной мотивации показал, что безусловно, исследовательская деятельность играет важную роль в системе школьного образования. Она направляет учебно-воспитательный процесс на развитие умений и навыков личности, применение на практике полученных знаний, успешную адаптацию в социуме, формирование способностей к коллективной деятельности и самообразованию. Все эти навыки придают осознанность процесса обучения. Обучающийся понимает, что и для чего он делает, к какому результату приведёт его деятельность. Но на наш взгляд нет исследований, позволяющих оценить уровень компетентности педагогического коллектива в использовании технологии исследовательской деятельности. В исследовательских работах систематизированы и представлены критериально-оценочные и диагностических материалы, которые позволяют определить уровень развития учебно-исследовательской деятельности обучающихся, но нет четких критериев, определяющих степень владения навыком организации исследовательской деятельности преподавателем. А так как формирование исследовательских умений прописано в общекультурных компетенциях нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) то современный учитель обязан формировать навык исследовательской деятельности обучающихся, и что не маловажно, совершенствовать собственную компетентность в применении данной технологии.

В результате некомпетентности преподавателей в методике организации исследовательской деятельности обучающихся, эта работа либо вообще не ведется, либо не организована, спонтанна в следствии чего, не дает нужного результата. Такая работа не только не оказывает положительного влияния на повышение учебной мотивации, но и не формирует культуру использования интеллектуальной собственности. У обучающихся не сформирован навык обработки большого объема информации. Школьники, зачастую, не представляют полностью структуру исследовательской деятельности, не умеют адекватно представить свою точку зрения, не всегда готовы к творческому осмыслению заданий. Чаще всего самостоятельная исследовательская деятельность обучающегося заканчивается на скачивании информации из сети Интернет. Полагаясь во всем на руководство со стороны учителя, он не способен найти собственные критерии успешности выполнения работы, и как следствие не способен самостоятельно двигаться к намеченной цели. Ответственность за качество образования, в первую очередь, лежит на образовательном учреждении, оказывающем образовательную услугу. Администрация образовательного учреждения должна вести системную работу по повышению профессионализма педагогических работников. Работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый участник образовательного процесса был заинтересован в максимальной эффективности образовательной деятельности. Та ответственность, которая сегодня возложена на школу обществом и государством, в формировании адекватных социально-экономических потребностей подрастающего поколения, определяет значимость образования в развития страны. Не случайно школа, на ряду с семьей, является основным социальным институтом, отвечающим за социализацию человека. От профессионализма учителя зависит сформированность у обучающихся потребности в самореализации, в саморазвитии, потребность в созидании. А значит от того как мы подготовим выпускников к самостоятельной жизни зависит наше будущее, будущее нашего государства.











Литература

1. Блонский П. П., Задачи и методы новой народной школы // Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т./ Под ред. А. В. Петровского. – М.: Педагогика, 1987. Т. 1. – 304 с.

2. Карл Ясперс, Смысл и назначение истории/ Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1991.—527с.

3. Кравченко Ю.О., К проблеме формирования учебной мотивации студентов //Молодой учёный. – 2011: Психология в России и за рубежом, материалы междунар. науч. конф. – СПб.: Реноме, 2011. — С. 104-106.

4. Крупская Н.К. Советская школа и естествознание // Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 6-ти т./ Под ред. А.М. Арсеньева, Н.К. Гончарова, П.В. Руднева. – М.: Педагогика, 1979. Т. 3. – 472 с.

5. Савина Н.Н., Место и роль исследовательской деятельности в новаторских поисках видных отечественных педагогов в первые годы советской власти //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 1 (51): в 2-х ч. Тамбов: Грамота, 2015. – C. 162-165.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Акинина Людмила Ивановна Емельянова Ирина Александровна

Дата: 10.07.2017

Номер свидетельства: 423920

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Технология продуктивного чтения как один из механизмов достижения предметных и метапредметных результатов"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologiia_produktivnogo_chteniia_kak_odin_iz_mekhanizmov_dostizheniia_predmet"
    ["file_id"] => string(6) "572643"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612864465"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Творческая работа (проект): "Модель школьного научно-исследовательского общества начальной школы" "
    ["seo_title"] => string(108) "tvorchieskaia-rabota-proiekt-modiel-shkol-nogho-nauchno-issliedovatiel-skogho-obshchiestva-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "190897"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427225380"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(142) "povyshieniie-effiektivnosti-urokov-chieriez-primienieniie-i-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423466696"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства