Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Тайна снежинки". 1 класс. »
Ход урока.
Организационный момент.
-Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку мне, нашим гостям. Я желаю вам успехов на уроке!
-Раз, два – выше голова,
- Три-четыре – плечи шире,
- Пять-шесть – тихо сесть.
2. Актуализация знаний.
Включить звуки природы.
- Ребята, послушайте сказку.
Жили-были в одном государстве Звуки. Никто их не видел, так как они были невидимыми. А вот слышать их можно было. Гербом этого государства было …(ухо). Некоторые из звуков были певцами. За голосистость и певучесть их называли…(гласными). Остальные звуки были добрыми и хорошими, но петь они не умели. Они могли шипеть, свистеть, фыркать, звенеть и их называли…(согласными).
И вот однажды в этом государстве появился волшебник. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. Волшебника очень огорчало, что звуков совсем не видно, и он решил каждому жителю подарить костюм. Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в …(буквы).
- А какие буквы вы уже знаете?
3. Подведение к проблеме урока. - Сегодня мы продолжаем путешествовать по стране Звуков и Букв.
-С нами будет путешествовать необычный гость. Кто этот гость вы узнаете, отгадав загадку.
По лужайке целый час Бегает игриво Полосатенький матрас С хвостиком и гривой.
-Правильно, ребята. С нами будет путешествовать зебра. Зебра принесла нам подарок. Отгадайте, что это.
Если в руку меня взять И на кнопочку нажать, Сразу превращусь в грибок, Чтоб под дождём ты не промок!
(Зонт)
-Зебра принесла нам не только в подарок зонт, но и новые звуки. Вы догадались какие?
4. Составление примерного плана урока.
-А что мы будем с этими звуками делать?
- Мы их будем исследовать, заменим их буквой, научимся читать слоги, слова, предложения.
Открытие нового знания. - Зебра задает вам вопрос. Ее первый звук «твердый» или «мягкий»? (мягкий) .Произнесите его. ( [з']). Каким цветом обозначим мягкий звук [з'] ? - А теперь ответьте, какой первый звук в слове зонт? (твердый). Произнесите его. ( [з]). (обозначение первого звука на картинке зеленым и синим кружками) -Вы отлично справились с заданием. - Теперь наша гостья вам дает следующее задание. Она просит охарактеризовать новые звуки. Но чтобы дать нашим звукам характеристику, надо вспомнить, на какие 2 группы делятся все звуки речи? (гласные и согласные.) – Самостоятельно определите, к какой группе относятся новые звуки. Докажите это. Ответы детей: звуки согласные, так как при произношении встречают во рту преграду, не поются, не тянутся. – Определите, звонкие эти звуки или глухие. Докажите. - Положили руку на горлышко. Дети кладут руку на горлышко и определяют, звенит ли колокольчик. Ответы детей с доказательством. - Дрожит ваше горлышко или нет? Да. - Значит звук [з] звонкий или глухой? (звук [з] - звонкий.) -Давайте составим схемы слов зебра и зонт и обозначим буквами гласные звуки.
(двое детей работают у доски, остальные работают на листочках)
На слайде три смайлика. Детям, которые работали у доски задаются вопросы:
-Какое задание у тебя было?
-У тебя получилось правильно выполнить это задание?
-Ты выполнил его самостоятельно или с чьей - то помощью?
-Как ты оценишь свою работу? Покажи смайлик, который соответствует твоей оценке.
Сейчас мы с ……. учились оценивать самостоятельно выполнение задания.
-А теперь я предлагаю каждому из вас оценить, как вы справились с заданием и поднять соответствующий смайлик.
- А почему один звук мягкий, а другой твердый? (буква е обозначает мягкость согласных, буква о – твердость).
-Зебра хочет с вами поиграть. Встаньте возле своих мест. Внимательно послушайте правила игры. Я буду называть слова, если вы услышите в слове твердый звук [з], то нужно хлопнуть в ладоши, а если услышите мягкий звук [з'] – подпрыгните один раз на месте. (змея, зима, звонок, Зина, заяц, зуб, корзина, зонт)
Знакомство с печатной буквой з.
- Какой буквой обозначаются звуки
[з] и [з’] на письме?
-На что похожа буква З?
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
-Выложите букву З из шнурка или нити (выкладывают на партах букву з из шнурка)
6. Чтение слогов с буквой з.
-А теперь ребята я предлагаю вам познакомить букву з с другими буквами. Для этого нам нужно прочитать слоги. (слайд со слогами за, зо, зу, зы, зи, зе, аз, оз, уз, ыз, ез).
– Прочитайте слоги, где твёрдый звук [з].
– Прочитайте слоги, где мягкий звук [з’].
7. Чтение слов с буквой з.
Чтение слогов и слов с буквой З. (слайд)
-Прочитайте первый столбик слов тихо все вместе.
-С каким столбиком слогов мы их соединим?
-А теперь прочитайте второй столбик слов все вместе громко.
-С каким столбиком слов вы бы соединили эти слова?
Чтение слов с буквой з с разной громкостью.
2) Работа с однокоренными словами.
– Прочитайте слова.
– Что можно про них спросить? (Это однокоренные слова? Да, корень
-звон-.)
– Составьте предложения с каждым из слов.
– На какие группы можно разделить слова 3-го и последнего столбиков? (Звон, звонок, звонил, звонкие – нет приставки. Перезвон, зазвонил – имеют приставку.)
– Что мы сейчас читали? (Читали слова.)
6. Физминутка. (слайд )
-А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и выполнить зарядку вместе с нашей гостьей из Африки. Кстати, какой первый звук в слове «зарядка»?
«У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
4.Работа в «Букваре».
Работа с текстом «Зимние картины» (c. 116).
1) Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название.
- О каком времени года речь пойдёт в тексте?
– Вы уже что – то представили, когда читали слова Зимние картины?
2) Работа с текстом во время чтения.
а) Чтение текста про себя.
б) Выявление первичного восприятия.
– Какие картины увидели?
в) Обобщающая беседа.
– Какое время года описывается в тексте?
– Такой текст называется текстом-описанием.
– Назовите, какие действия совершают ветры (завели песни), метели (Завели песни), озёра (застыли), реки (застыли), позёмка (закрутила).
– О каких ещё признаках зимы идёт речь в тексте? (сладко уснули медведи, засопели барсуки, спит белка, заиндевели ветви берез и осин)
– Автор говорит о красоте зимнего леса? Докажите.( Очень красивы ветви берёз и осин в инее. Зелёные ели и сосны выделяются в белом зимнем лесу.)
–Рассмотрите иллюстрацию. Как вы считаете, иллюстрация нарисована ко всему тексту или к определённой части? (Нет, не ко всему тексту.)
- Что мы сейчас читали? (текст)
-- А в каких словах текста спряталась наша новая буква?
8. Итог урока.
-Мы многое узнали нового о букве з. Я предлагаю вам завершить портрет звуковичка буквы з.
-Положите перед собой звуковичка, приготовьте простой карандаш и цветные карандаши- красный, синий, зеленый и желтый).
-Напечатайте на рубашке звуковичка букву з.
- Каким цветом раскрасим башмачки звуковичка?(синим и зеленым). Почему? (буква З обозначает два звука –[з]твёрдый и [з’]мягкий.)
-Какие звуки обозначает буква з звонкие или глухие? (звонкие). Какую шляпу мы нарисуем на голове у звуковичка? (колокольчик).
9. Рефлексия.
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.