Состояние здоровья подрастающего поколения, безусловно, важный показатель благополучия общества и государства. Недостаточная двигательная активность, повальное увлечение компьютером влечет за собой снижение как умственной, так и физической работоспособности.
Я хочу рассказать об игре, которая может увлечь всех ребят, невзирая на возраст и индивидуальные особенности, обеспечить развитие двигательных и познавательных способностей учащихся в большей степени. Это замечательная русская народная игра «Лапта».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Состояние здоровья подрастающего поколения, безусловно, важный показатель благополучия общества и государства. Недостаточная двигательная активность, повальное увлечение компьютером влечет за собой снижение как умственной, так и физической работоспособности.
Я хочу рассказать об игре, которая может увлечь всех ребят, невзирая на возраст и индивидуальные особенности, обеспечить развитие двигательных и познавательных способностей учащихся в большей степени.Это замечательная русская народная игра «Лапта». Дело в том, что в нее нельзя поиграть минут 10-15, так как она сложная по своим двигательным действиям, имеющая много различных игровых нюансов. Она стала самой популярной и любимой игрой у нас в школе. Пожалуй, только футбол может противостоять «Лапте» среди мальчишек. Эта старинная русская игра дает колоссальный всплеск эмоций, задора, азарта и, наконец, радости движения. Ведь для игры в лапту не требуется каких-то особых принадлежностей: лужайка, полянка или просто площадка двора или школьного стадиона - вполне пригодные для игры. Круглая или плоская палка (бита), мячик, как правило, теннисный – вот и весь инвентарь. Правила игры не ограничивают количество учащихся, размер площадки, все зависит от возраста и физической подготовленности играющих.
Цель
Изучение истории возникновения и развитие этого вида спорта в мире и в нашей стране.
Задачи
Изучить литературу и другие источники информации по теме проекта
Раскрыть понятие «русская лапта».
Выделить качества, которые формируются при занятиях лаптой
Провести опрос школьников, их родителей, людей пожилого возраста.
Взять интервью у преподавателя секции лапты ДЮСШ №2 Касаткина А.В.
Сделать обобщенные выводы.
Предмет исследования
Русская лапта и ее разновидности.
Методы исследования
анализ информации из различных источников
классификация
обобщение
практические методы
Гипотеза
Лапта – динамичный вид спорта, и как все динамичное, развивается, приспосабливаясь под различные условия.
Русская лапта: история и этапы развития.
«Эта народная игра - одна из самых интересных и полезных игр… В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяем в этой игре нет места…»
А
.И.Куприн.
(известный русский писатель)
С древнейших времен до нас дошли сведения об играх с мячом. Одной из таких игр является «Лапта» - старинная русская игра. В старину ее именовали по-разному: «сговорка», «хлапта», «тяга»... Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе. Следует отметить, что лапта - не только русская игра. Норвежские археологи при раскопках находят биты для игры в лапту, которая у викингов пользовалась успехом. Без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и более старших поколений.
Е
ще во времена Петра I лапта была не только любимейшей молодецкой забавой, но и входила в программу физического развития солдат Преображенского, Семеновского и Шевардинского полков. Полководец Александр Суворов также применял игру в качестве средства тренировки солдат. А, начиная с 17-го года 20 века, лапта входила в обязательную подготовку красноармейцев, однако не прижилась и была незаслуженно забыта. Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 году Высшим Советом по физической культуре. Но тогда лапта так и не была признана видом спорта, хотя ее популярность в народе была по-прежнему высока. И только в 1957 году, благодаря усилиям энтузиастов, состоялось первое официальное соревнование по лапте. Первый чемпионат Российской Федерации в 1958 году послужил существенным стимулом к дальнейшему развитию этой народной игры. Уже в 1959 году лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР. Однако в 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, эта увлекательная спортивная игра практически прекращает свое существование.
И только к концу 80-х гг. несправедливость, допущенная по отношению к этой интересной игре, была устранена. В 1995 году разработаны новые правила соревнований. С 1997 года действует межрегиональная общественная организация - Федерация русской лапты России. В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта более чем в тридцати областях и регионах.
Качества, формируемые при занятиях лаптой.
В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Чем же интересна русская лапта?
Эта игра не требует ни особых дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Для игры необходимы игровая площадка размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину с травяным или искусственным покрытием, цельнодеревянная бита длиной 60-110 см, весом не более 150 г и теннисный мяч.
Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры.
Лапта - эффективное средство развития быстроты, ловкости, координации, выносливости, волевых качеств и интеллектуальных способностей.
Свежий воздух, высокий эмоциональный фон оказывают мощное оздоровительное воздействие на организм занимающихся.
От игры к спорту.
Лапта – динамичный вид спорта, и как все динамичное, развивается, приспосабливаясь под различные условия. Примером такого развития стало появление мини-лапты, играть в которую можно в любых условиях.
В нашем городе на базе ДЮСШ №2 открыта секция по лапте, в которой занимаются мальчики и девочки 2001-2005 годов рождения.
Кроме этого, также на базе ДЮСШ №2 открыты учебно-тренировочные занятия в секции лапты в целях подготовки и отбора юношей и девушек 1997 – 2000 годов рождения в сборные города Глазова.
По всему вышесказанному, мы можем сделать вывод, что лапта это игра для детей и спорт для подростков и взрослых.
Об этом говорят и слова главного тренера по лапте города Глазова Касаткина А.В.: «Истинная, русская, издревле используемая для подготовки подрастающего поколения игра. Но с 90-х годов прошлого века – это уже спорт ».
Правила игры
ОБОРУДОВАНИЕ МЕСТА
Площадка: Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку. Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина - 25-40 м, длина - 40-55 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле. Соревнования могут проходить на площадке с искусственным покрытием, так и на травяном покрытии. По боковым линиям должно быть свободное пространство 3 метра, с торцевой линии и линии города - 5 метров. Игровая площадка размечается хорошо видимыми линиями. Ширина линий разметки 8 см. Линии, расположенные по длинным сторонам игровой площадки, называются боковыми линиями, линии вдоль коротких сторон - линиями дома и линиями кона. Поле должно быть окружено свободной зоной: за линией дома – не менее 5 м, за боковыми линиями – 5-10 м, за линией кона – не менее 20 м. В 10 метрах от линии дома проводится контрольная линия, которая образует «штрафную зону».
БИТА, МЯЧ и ЗОНЫ СКАМЕЙКИ КОМАНД
БИТА. Бита изготавливается из цельного куска дерева или литьем из пластика. Длина биты от 60 см до 100 см, бьющая часть 4,5-5,5 см диаметром, диаметр рукоятки 2,5-3,5 см, рукоять должна иметь упор. Длина биты и диаметр рукоятки зависит от индивидуальных особенностей игрока и разновидности удара. МЯЧ. Для игры в лапту используется мяч для игры в большой теннис ярко желтого или оранжевого цвета, в зависимости от цвета покрытия на котором происходит игра и яркости и цвета освещения. ЗОНЫ СКАМЕЙКИ КОМАНД. Зоны скамейки команд находятся вдоль лицевой линии по обеим сторонам штрафной площадки. Скамейки должны быть рассчитаны на 10 человек для каждой команды.
СОСТАВ КОМАНДЫ
Каждая команда состоит из 10 игроков, один из которых является капитаном. Во время игры на площадке должны находиться шесть игроков каждой команды, но не менее четырех, которые могут быть заменены в соответствии с положениями, предусмотренными настоящими правилами.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И НАЧАЛО ИГРЫ
Игра состоит из двух таймов по 30 мин каждый с 5- минутным перерывом между ними. Перед началом игры по свистку старшего судьи команды выходят со стороны линии дома на середину контрольной линии и поворачиваются лицом друг к другу для приветствия. После приветствия старший судья проводит жеребьевку, в которой участвуют капитаны команд. Игроки команды, начинающей по жребию игру в защите, занимают исходные позиции на игровой площадке, а первый номер нападающей команды становится с битой на площадку подающего у круга подачи. Остальные игроки находятся на скамейках своих команд. Подачу мяча осуществляет игрок нападения (без права на перебежку). Игрок- подающий мяч становится у круга подачи.
П
ОДАЧА И УДАР ПО МЯЧУ
Подача мяча проводится одним из игроков нападения открытой ладонью над кругом подачи на высоту, указанную нападающим. В момент подачи мяча нападающий и подающий игроки располагаются на площадке подающего у круга подачи. Каждый игрок нападения имеет право на использование двух попыток.
ПЕРЕБЕЖКА
Если после одного из ударов, мяч оказался в игре (выбит на игровое поле за пределами штрафной линии или, коснувшись поля, вылетел за одну из боковых линий, или вылетел за линию кона по земле или по воздуху между флагами), игроки нападения, имеющие право на перебежку, могут ее начинать (кроме подающего игрока, который не имеет права на перебежку). Каждый игрок нападения, совершивший после правильного удара по мячу (или ввода мяча в игру) полную перебежку из пригорода или площадки подающего за линию кона и обратно за линию дома и при этом не был осален или самоосален, приносит своей команде два очка. Игрок, совершивший правильный удар, может начать перебежку с площадки подающего.
ОСАЛИВАНИЕ
Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его коснется в пределах игрового поля мяч, брошенный в него любым игроком защиты. С целью осаливания игроков нападения защитники имеют право передвигаться с мячом по своему усмотрению или передавать мяч любому игроку своей команды.
ОСАЛИВАНИЕ и ПЕРЕБЕЖКА В ГОРОД ИЛИ КОН
После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию дома или кона, так как осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линию кона или дома. При попытке осаливания игроки не имеют права касаться друг друга, в противном случае нарушители могут быть наказаны.
САМООСАЛИВАНИЕ
Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и возвратился за линию дома или кона. В этом случае команда нападения переходит играть в защиту. Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и наступил ногой на боковую линию или при падении задел ее какой-либо частью тела.
ЛОВЛЯ МЯЧА С ЛЕТА
Если защитник поймал мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко и обязан быть готовым к осаливанию игроков нападения, если они выйдут на перебежку. Если защитник поймал отбитый мяч с лета в пределах штрафной зоны также приносит своей команде очко (игра продолжается).
О
ЧКИ И РЕЗУЛЬТАТ ИГРЫ
Очко своей команде приносит игрок, поймавший «свечу», 2 очка -игрок, совершивший полную перебежку и оставшись при этом не осаленным, или до осаливания другого игрока своей команды. РЕЗУЛЬТАТ ИГРЫ. Результат игры определяется по наибольшему числу очков, набранных командой за игровое время. При равном количестве очков фиксируется ничья. ПОРАЖЕНИЕ. Если в процессе игры у одной из команд на площадке остается меньше четырех игроков, то игра прекращается; этой команде засчитывается поражение.
Заключение.
Русские народные игры имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Лапта — игра командная. Каждая команда согласно действующим правилам состоит из 10 игроков. Лапта относится к ситуационным видам спорта, особенностью которых является непрерывное изменение структуры и интенсивности двигательных актов. Известно, что общим признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы. Лапта в этом отношении не составляет исключения. Вместе с тем она имеет свои особенности. В лапте в отличие от других командных игр не нужно забивать голы, забрасывать мячи в корзину, результат определяется количеством удачно проведенных перебежек, за которые команде начисляются очки. Каждая команда старается играть как можно дольше в нападении, ведь только игра в нападении позволяет сделать результативную перебежку. В защите же можно набирать очки за пойманные с лёта мячи.
В исследовательской работе лапта является одним из самых малоизученных видов спорта.
Лапта - эффективное средство развития быстроты, ловкости, координации, выносливости, волевых качеств и интеллектуальных способностей.
Свежий воздух, высокий эмоциональный фон оказывают мощное оздоровительное воздействие на организм занимающихся.
Нехитрый и недорогой инвентарь, возможность разместить площадку для лапты на любой подходящей по величине поляне, лужайке, футбольном поле делают игру доступной для включения в школьные программы по физической культуре, позволяют использовать её как на уроках, так и во внеклассной работе.
В связи с тем, что в основе игры лежат такие двигательные действия, как бег и метания, спортивную лапту можно включать и в уроки лёгкой атлетики.
А стоит ли заниматься лаптой? Этот вопрос мы задали главному тренеру по лапте города Глазова Касаткину А.В. Вот что он нам ответил «Лаптой заниматься стоит, и я рекомендую, поскольку даже известный русский писатель Куприн сказал о ней, что в этой игре трусам и лентяям нет места».
В заключении я хотел бы прочитать стихотворение Валентина Берестова, которое так и называется «Лапта».
«О, радость жизни, детская игра!
Век не уйти с соседского двора.
За мной являлась мать. Но даже маме
В лапту случалось заиграться с нами.
Чего ж ей, великанше, делать тут?
В нее ж мячом всех раньше попадут.
Кидать — кидали, да не попадали...
И к ужину обоих долго ждали»
Литература
1. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5–11 классы. Методическое пособие. М., Дрофа, 2003. – 176 с.
2. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Научно-методический журнал РАО, Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, 2004 год, № 5.
Нами был проведен опрос среди учеников школы, их родителей и людей пожилого возраста. Мы задали всем один одинаковый вопрос: Играли ли вы когда-нибудь в русскую лапту? В опросе принимали участие:
- ученики 3 класса - 10 человек.
- мужчины и женщины, в возрасте от 25 до 45 лет – 10 человек.
- мужчины и женщины, в возрасте от 50 до 70 лет – 10 человек.
Целью нашего опроса было узнать, когда русская лапта утратила свою популярность и когда возродилась вновь.
Результаты опроса мы представили в виде диаграмм:
В результате опроса мы установили, что 50 – 70 лет назад в русскую лапту играли дети не только в школе на уроках физкультуры, а также во дворах после окончания занятий. Также интересно то, что люди пожилого возраста играли в лапту на заводах и фабриках, по месту работы.
Опрашивая людей молодого возраста (от 25 до 45 лет), мы установили, что из 10 респондентов только четверо знакомы с русской лаптой. Они также играли в нее на уроках физкультуры и во дворе с друзьями. Интересно заметить то, что эти четыре человека жили во время учебы в школе в деревне. Отсюда мы можем сделать вывод, что молодые люди, которые жили в городе и учились в школе 15-20 лет назад, с такой игрой как русская лапта не знакомы. А это значит, что в начале и в конце 80-х годов русская лапта утратила свою популярность.
На последней диаграмме мы видим, что ученики 3-их классов играют в эту игру, знают правила и многие из них участвуют в школьных соревнованиях по мини-лапте.