Исследовательская работа "Первоцветы нашей местности"
Исследовательская работа "Первоцветы нашей местности"
В данной работе рассказывается о разнообразии растительного мира, а имеенно раннецветущих растениях. Первая часть работы описательная, в которой описаны первоцветы. А вторая часть - исследовательская. в ней использованы методы опроса независимых участников, анкетирования учащихся школы. По результатам исследования составлены таблицы, диаграммы. А также по результатам изучения данной темы был собран материал. который представлен в данной работе в виде приложения.
Данная работа была выполнена ученицей 3 класса Зангировой Элиной МОБУ СОШ с. Ольховое
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Первоцветы нашей местности" »
Исследовательская работа
«Разнообразие растительного мира»
Тема проекта:
«Первоцветы нашей местности»
Выполнила ученица 4 класса
МОБУ СОШ с. Ольховое
Зангирова Элина
Руководитель
учитель начальных классов
Зангирова Л. Н.
2010 г.
Тема проекта
«Первоцветы нашей местности»
I. Выбор темы исследования
По дороге из школы я задумалась, а растут ли первоцветы в нашей местности? Если нет, можно ли их посадить у нас?
По телевизору, накануне, я увидела репортаж о подснежниках. В нём говорилось об охране раннецветущих растений. В результате чего возникла тема моей исследовательской работы «Первоцветы нашей местности».
II. Цель исследования
1. Узнать, какие цветы мы называем первоцветами?
2. Выяснить, какие первоцветы растут в нашей местности?
3. Почему нужно охранять первоцветы?
III. Задачи исследования
- Проанализировать научную информацию по теме;
- Доказать, что сбор цветов может привести к исчезновению первоцветов;
- Выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.
IV. Объект, предмет и база исследования
Объект исследования: природа и экология.
Предмет исследования: раннецветущие растения.
База исследования: учащиеся и независимые участники.
V. Гипотеза исследования
Возможно, первоцветы не растут в нашей местности из-за того, что в своё время их срывали в больших количествах, и они исчезли.
VI. Методы исследования
- Анализ научной литературы;
- наблюдение;
- анкетирование;
- интервью;
- эксперимент (классный час, сообщение);
- сравнение полученных результатов.
VII. Результаты исследования
Что же такое первоцветы?
Первоцветы – это первые весенние цветы. Кто же в России не знает такие цветы? Конечно, знают все. И знают, какого они цвета: белые, голубые, жёлтые. Все правы и все не правы. Не правы потому, что подснежники, носящие это имя, официально в России не растут. Это горные цветы. А у нас подснежниками или первоцветами считают любые ранневесенние цветы. И правы, так как цветы, которые мы называем подснежниками, могут быть и белыми, и жёлтыми, и голубыми. Потому что их много и они разные. Это «довольно общее название растений, цветущих тотчас по сходе снега» (В. И. Даль).
Трепетные ветреницы и медуница, мохнатые прострелы и хохлатки, кудрявые баранчики и гусиный лук, пролески, перелески…
Все эти и ещё немногие другие ранние весенние цветы в народе любовно называют подснежниками или первоцветами.
Мои исследования
Поставив перед собой такой серьёзный экологический вопрос и изучив соответствующую литературу, я провела опрос среди жителей нашего села и учащихся, начальных и средних классов.
В опросе участвовало 30 взрослых, 56 учащихся средних и 33 учащихся начальных классов.
Вопрос, был поставлен так: какие лесные и луговые первоцветы вы знаете? Под понятием лесных и луговых первоцветов подразумевались – галянтус, ветреницы, первоцветы, перелески, медуницы, фиалка, чистяк, хохлатки, гусиный лук,
Я разделила участников на тех, кто знает о первоцветах и тех, кто не знает, и поместила результаты в таблице 1.
Таблица 1
Участники исследования
Количество
опрошенных
Знают
Не знают
Чел.
%
Чел.
%
Учащиеся начальных классов
33
20
61
13
39
Учащиеся средних классов
56
42
75
14
25
Независимые участники
30
30
100
-
-
Из результатов таблицы 1 я сделала вывод, что только 61% учащихся начальных классов знают, что такое первоцветы, 75 % учащихся средних классов и 100% взрослых жителей села Ольховое (независимые участники).
Из этого исследования следует, что учащимся начальных классов нужно рассказать о первоцветах, их видовом разнообразии, и их охране.
Виды первоцветов
Если говорить о белом подснежнике наших краёв, то, конечно, в первую очередь – о ветренице. Ветрениц много видов, но самая распространенная – ветреница дубравная.
Хрупкое, нежное растение с белыми цветочками. Цветы его не сразу становятся белыми: когда раскрываются, они лилово-розовые.
Ветреница дубравная растёт всюду, даже в хвойных лесах. Но называется дубравной, потому что пришла на наши земли когда-то вместе с дубом с юга и стала, как и дуб, непременной частичкой русской природы. Ну а почему называется ветреницей, понятно: раскрывается этот цветок ранней весной, когда воздух прогревается всего на 6-7 градусов, - ещё холодно в лесу, ветрено.
У родной сестры ветреницы дубравной – ветреницы лютиковой цветки жёлтые. Они отцветают очень быстро: сначала исчезают листья и пропадает стебель. Короток век у ветреницы.
Другой знаменитый подснежник-первоцвет – хохлатка, небольшое растение с одним стеблем, заканчивающимся торчащей прямо вверх кистью цветов. Цветы напоминают задорные хохолки, за что и его так и назвали. Хохлатки, пожалуй, единственные первоцветы, которые буйно разрастаются. Иногда их бывает так много, что поляна или вырубка кажется затянутой лилово-розовыми или сиреневыми, красно-розовыми или бледно-лиловыми коврами. (Наиболее распространённых хохлаток несколько видов, отсюда и такая гамма красок).
Цветёт хохлатка тоже несколько дней, а потом исчезает. В густой траве не увидишь даже её стебля.
Ещё один первоцвет – гусиный лук – увидишь его не сразу: небольшое скромное растеньице часто теряется в прошлогодней листве, покрывающей ещё голую землю. Но, приглядевшись, всё-таки увидишь эту тихую, милую улыбку весны – хрупкий, нежный цветок с небольшими жёлтыми лучистыми цветками.
Луком это растение прозвали потому, что имеет оно крошечную луковку, а гусиным потому, что, говорят, его охотно поедают гуси.
Первоцветов бывает много, это просто чудо из чудес. А особенно заросли перелески. Словно голубые лужицы, а то и озёрца разливаются. А там, где много перелески, кажется, будто небо спустилось на землю или точнее, появилось второе небо, спустилось на землю или, точнее появилось второе небо: одно голубое – над головой, второе голубое – под ногами.
Цветочки у этого растения, точно звёздочки с закруглёнными лучиками, очень нежные. А листья какие-то странные – грубоватые, вроде бы старые. Так и есть. Перелеска одно из немногих растений, которое умудряется иметь как бы сменные листья: цветок распускается в окружении старых, прошлогодних листьев, которые перезимовали под снегом. Отцветут голубые звёздочки, и отомрут старые листья. Появятся молодые. Доживут до зимы, перезимуют и вместе с новыми цветками встретят весну.
Подснежников, ранних цветов, первоцветов, немало. Но есть растение, которое так и называется – первоцвет. Люди дали ему несколько названий.
У первоцвета листья с завернутыми краями, вроде бы кудрявые. Поэтому растение ещё зовут «баранчиком». Правда, некоторые специалисты считают, что баранчиком назвали его не за листья, а по другой причине. У первоцвета на высокой ножке несколько цветков. Все они опушены и смотрят в разные стороны. И если первоцвета в каком-нибудь месте много – похоже, будто на земле лежит пышный, кудрявый ковер или шкурка в крупных кудряшках-завитках, как у барана.
Есть и ещё одно имя у этого растения: «ключики». Это потому, что соцветия, в которые собраны цветки, напоминают связку ключей. Немцы называют первоцвет «ключ-цветок», «небесные ключи». Существовало даже поверье, что эти ключи открывают дорогу весне, хорошей погоде, травам и цветам. А итальянцы называют первоцвет «прима верис» первая весна. Так и окрестили его ученые. Научное название первоцвета весеннего – примула верис.
Итак, я постаралась ответить на первый вопрос своей исследовательской работы, поставленный в цели.
При опросе был задан вопрос, «Какие первоцветы растут в вашей местности?». При этом называлось не только обобщенное понятие подснежник, но и ландыши, фиалки, незабудки, мать-и-мачеха и другие. По результатам опроса я составила таблицу 2.
Таблица 2
Участники исследования
Количество
опрошенных
Видели первоцветы
в с. Ольховое
Не видели первоцветы
в с. Ольховое
Чел.
%
Чел.
%
Учащиеся начальных классов
33
21
64
12
36
Учащиеся средних классов
56
50
89
6
11
Независимые участники
30
30
100
-
-
Из результатов таблицы 2 я сделала вывод, что некоторые учащиеся начальных классов не только не знают что такое первоцветы, но и не видели их.
А по результатам опроса независимых участников стало ясно, что на территории Ольховского сельсовета подснежники: галянтус, перелески, ветреницы не растут. Мы лишь можем встретить: мать-и-мачеху, гусиный лук, одуванчики, а фиалки. незабудки, нарциссы и тюльпаны растут в садах у жителей во дворе.
Тогда я решила проанализировать результаты опроса учащихся начальных классов по классам. И поместила свои результаты в виде диаграммы на рисунке 1.
Рисунок 1
82%
55%
55%
45%
45%
18%
2 класс 3 класс 4 класс
[] – знают [] – не знают
Из рисунка 1 видно, во-первых, что чем младше дети, тем они меньше знают о первоцветах.
Во-вторых, раз первоцветы не растут в нашей местности то, конечно же, дети не будут знать о них.
Я узнала, что некоторые жители нашего села посадили у себя во дворе подснежники. Для того, чтобы их развести и, конечно же, показать их своим детям. Ведь их у нас не встретишь. Я решила взять у них интервью.
Интервью с Мухаметовой Елизаветой Анатольевной.
- Скажите, вы коренной житель села?
- Нет, я родилась в деревне Камышлы Уфимского района.
- Как вы давно здесь живёте?
- С 1976 года, почти 35 лет.
- А вы в наших лесах видели подснежники?
- Нет, но зато они растут у нас во дворе.
- А откуда вы их привезли?
- Мой муж, Мухаметов Флюр, родился и вырос в посёлке Иглино, а там, в лесах подснежников очень много. Вот мы и решили посадить их у себя во дворе.
- А как давно вы их посадили?
- Примерно в 2000 году.
- А какие именно подснежники у вас растут?
- Я не знаю их названия, но могу сказать, что они белого и голубого цветов. Сейчас они у нас разрослись.
- Я могу вам сказать, что белые это – ветреница дубравная, а голубые – это перелеска голубая.
- Спасибо большое вам за интервью.
Итак, я выяснила, что в нашей местности подснежники не растут.
И главный вопрос – это охрана этих растений. Не надо забывать о том, что первоцветы находятся на грани исчезновения. Ведь они занесены в Красную книгу. И мы должны их беречь!
И перелески, и ветреницы, и баранчики, и хохлатки, и другие выросли под снегом, потому что ещё с прошлого года – кто в луковице, кто в корневище, кто в клубне – накопили запасы пищи. Так уж этим растениям полагается. Но иногда думается, что выросли они и зацвели ранней весной специально, чтобы украсить ещё хмурые, ещё не очень приветливые леса и доставить радость людям. И, тем более что люди не ценят этого.
Конечно, можно понять тех, кто хочет принести домой прекрасную частичку весеннего леса и собирает букетики подснежников. Но неужели эти любители природы не знают, что первоцветы не стоят в вазах, моментально вянут? А главное, неужели люди не понимают, что губят красоту? Например, ветреницу обычно вырывают с корневищем – оно расположено близко к поверхности и плохо закреплено в земле. Растение, конечно гибнет. Но гибнет ветреница даже тогда, когда срывают только цветки – корневище ненароком можно повредить.
И другим первоцветам не везёт, обрывают их люди. Печально обернулась для подснежников любовь людей к цветам? Многие первоцветы стали редкими, многие занесены в список охраняемых. Но и другие первоцветы, которых ещё нет в этом списке, надо беречь. Они ведь тоже легко могут исчезнуть.
Вместо вывода своей исследовательской работы мне хочется сказать: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»
Приложение
Для того чтобы рассказать детям о подснежниках я собрала стихи, загадки, рассказы и слова песенки о подснежниках в своей исследовательской работе. Чтобы для тех, кому интересна тема «Раннецветущих растений» могли воспользоваться дополнительным материалом, который я собрала, изучая эту интересную тему.
Стихи
Весна
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок… А. Майков
Подснежники
Плакала снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники –
Снегурочкины слёзы. Т. Белозёров
Апрель
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дворах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник. С. Маршак
* * *
Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной. Е. Серова
Подснежник
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки…
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет.
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
«Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!» И. Абдуллаева
Весна, весна, пришла весна!
Тепло на крыльях принесла.
И вот на самом солнцепеке
С поднятой гордо головой
Расцвёл подснежник голубой.
Он весь пушистый, серебристый
На солнце маленький стоит.
Посланец он весны надёжный.
Он не боится холодов.
За ним придут цветы другие,
Он первенец среди цветов.
Загадки
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)
Первым вылез из землицы.
На проталинке
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
Из-под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает. (Подснежник)
Только солнышко пригрело –
Появился из-под снега.
Самый первый тонкий, нежный
Это ведь цветок… (Подснежник)
Из-под снега
Вышел друг –
И весной запахло вдруг. (Подснежник)
Подснежник
На большой и красивой поляне каждую весну расцвело множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетели птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось, унесли всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс его домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был «добрым» мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал…
Обсуждение сказки
1. Можно ли Вову назвать «добрым» мальчиком?
2. почему лось заплакал?
3. Какие ранние весенние растения своей местности вы можете назвать?
Песенка
Подснежник
Слова Ц. Солодаря
1. На первой весенней прогулке,
Под первым весенним лучом
В лесу повстречались ребята
С первым весенним цветком.
Подснежник,
Весны ты ровесник.
Подснежник,
Ты юности вестник
И светлую нашу песню
Мы о тебе поём!
2. Мы запахи леса вдыхаем,
Цветы собираем в букет,
Чтоб маме принёс он с улыбкой
Первый весенний привет.
3. Пройдут пионерские годы,
Мы вырастем, станем сильны,
И будешь для нас ты, подснежник,
Памятью первой весны.
Список литературы
1. Большая энциклопедия начальной школы. Чтение. Природоведение. Рисование. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 г.
2. Иванова Р. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. Учебно-методическое пособие: - М.: ЦГЛ, 2003 г.
3. Начальная школа. №9, май 2008 г./Первоцветы. Урок по русскому языку и окружающему миру, 4 класс, с. 3-6.
4. Родная речь.: учебник для 1 класса начальной школы. Климанова Л. Ф. – М.: Просвещение, 2007 г.
5. Сборник загадок: Пособие для учителя /сост. М. Т. Карпенко. – М.: Просвещение,1988г.
6. Экологические сказки: Пособие для учителя 1-6 классов /сост. Г. А. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2005 г.
7. С любовью к природе. Запартович Б. Б., Криворучко Э. М., Соловьёва Л. И. – М.: «Педагогика», - 1978 г.