1.1 История возникновения школьной парты...........................................5
1.2 Гигиенические требования к школьным партам для общеобразова- тельных школ...............................................................................................6
1.3 Анализ анкетирования обучающихся и родителей......................................................................................................7
2.1 Модель школьной парты будущего....................................................11
2.2 Парта будущего «Сириус-2», характеристики и область применения...........................................................................................11-12
У каждого ученика в школе есть свое рабочее место – школьная парта. Большую часть времени приходится сидеть за партой и очень важно, чтобы она была удобной. Правильно устроенная парта создаёт наиболее удобные условия для занятий. Все уроки связаны с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой вызывает напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. Поэтому очень важно, чтобы парты для учеников были удобные и безопасные. Я давно стала замечать, что за партами, которые находятся в нашем классе, мне удобно сидеть только до 3 урока, потом мне хочется наклониться налево или лечь на парту. Мне захотелось исследовать, а какой должна быть школьная парта?
За основу исследования я взяла парты начального звена нашей школы, а также провела ряд анкетирований среди учеников с 1го по 4-е классы и их родителей. Количество людей, участвовавших в опросе составило 25 учеников и 50 родителей. Результаты опросов позволили выявить массу недочетов при создании школьных парт. Данные парты предназначены не для всех категорий детей. Они в большинстве ориентированы и сконструированы по устаревшим технологиям, но тем временем на Западе продолжают оснащать аудитории одноместными партами. Возможно, таким образом там стараются подчеркнуть индивидуальность личности. Одноместные парты учат детей решать всё
-3-
самостоятельно со школьного возраста и исключают списывание.
Моя гипотеза в исследовании школьной парты заключается в том, что причина усталости на уроках заключается в конструкции школьных парт.
Из справочной и научной литературы я узнала, что мебель для школы во
всем своем многообразии появилась в истории не сразу.История школьной мебели
началась с самого необходимого для занятий предмета –школьной парты.
Хотя многие, по привычке, называют стоящие в классе столы партами. А ведь больше 100 лет парта была спутником любого школьника от первого класса до получения аттестата зрелости!
В школах древности никаких особых парт и столов ученикам не полагалось. Школяры времен Древней Эллады или Рима писали на покрытой воском дощечке, пристраивая ее у себя на коленях.
В Средневековье и более поздние времена все ученики, находящиеся под началом учителя, усаживались за один стол. В некоторых странах они сидели на стульях, а на Руси, как правило, на деревянных лавках. Потом школьники стали заниматься на так называемом поставце – столике с откидной наклонной доской, за которой работали стоя. В школе эти поставцы не прижились, но из них со временем получилась канцелярская «конторка» (ее можно увидеть на рисунках и картинах XIX века) и хорошо знакомый вам секретер,за которым, правда, работают сидя на стуле. (см. Приложение 1)
Но уже к середине XIX века и учителя, и медики стали задумываться – а как сказывается на здоровье школьника сидение несколько часов подряд за не приспособленным для долгих занятий столом? Ведь такое неудобное положение
-5-
очень вредно для позвоночника! Да и зрение от этого портится…
Первым к идее новой школьной мебели пришел знаменитый русский
ученый, профессор Московского университета, специализировавшийся на гигиене человека, Федор Федорович Эрисман…(см. Приложение 2)Первая попытка хоть как-то решить проблему правильной посадки школьника в классе увенчалась успехом приблизительно в начале второй половины XIX века, когда Высочайшим Постановлением было предписано — во всех школах использовать парты единого образца.
Но раз во всех школах существуют одинаковые парты, значит существуют и определенные требования к данным партам? Безопасны ли они с точки зрения медицины? В ходе исследования я обратилась к источнику из библиотеки. Это учебное пособие по истории мировой и отечественной медицины авторов В.П. Романюк, В.С. Лучкевича, И.Л. Самодова.
1.2Гигиенические требования к школьным партам для общеобразовательных школ
В данном пособии по медицине авторами сказано, что каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и
требованиям эргономики.
Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон
-6-
рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 – 150 см. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера.
В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы парты, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 - 1300 мм - 750 мм, 1300 - 1450 мм - 850 мм и 1450 - 1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 - 17. Продолжительность непрерывной работы за партой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7 - 10 мин, а для обучающихся II - III ступени образования - 15 минут. При установке парт дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.
Вывод: я сделала вывод, что парты должны регулироваться по росту ребёнка, столешница должна находиться под наклоном, углы на столешнице закруглены.
Но если существуют стандарты по изготовлению парт, разработанные совместно с медиками, значит необходимо было провести анкетирование среди учеников, чтобы выявить, насколько удобны эти парты на практике. А также провести анкетирование среди родителей, чтобы услышать мнение взрослых.
1.3 Анализ анкетирования обучающихся и родителей
В ходе своей работы я провела анкетирование среди учеников с 1-го по 4-й класс и их родителей. Анкеты для учеников состояли из следующих вопросов:
1.Нравиться ли Вам учиться в школе?
Да-25 человек
Нет-0 человек.
-7-
Результаты анкетирования (см. Таблица 1 , рис.1)
2. Удобно ли Вам сидеть за своей школьной партой?
Да - 15 человек
Нет – 10 человек
Результаты анкетирования (см. Таблица 2, рис.2)
3.Способствует ли Ваша парта комфортному обучению в школе?
Да – 15
Нет – 10
Результаты анкетирования (см.Таблица 3 рис.1)
4.Хотели бы Вы, чтобы Ваша парта была снабжена самыми современными устройствами?
Да – 25 человек.
Нет – 0 человек
Результаты анкетирования (см. Таблица 3, рис.2)
Анкетирование для родителей состояло из следующих вопросов:
Нравилось ли Вам учиться в школе?
Да – 46 человек
Нет – 4 человек
Результаты анкетирования (см.Таблица 4, рис.1)
Удобно ли Вам было сидеть за своей школьной партой?
Да - 42
Нет – 4 человек
Результаты анкетирования (см. Таблица , рис.2)
-8-
3.Способствовала ли Ваша парта комфортному обучению в школе?
Да – 41
Нет – 5
Результаты анкетирования (см. Таблица5, рис.1)
4. Хотели бы Вы, чтобы Ваша парта, когда Вы учились в школе, была снабжена самыми современными устройствами?
Да – 34 человека.
Нет – 12 человек
Результаты анкетирования (см. Таблица 5, рис.2)
Согласно результатов анкетирования я могу сделать вывод, что нынешняя школьная мебель, предназначенная для обучения не совсем удобна, практична, прочна, безопасна и способствует комфортному обучению школьников как младших, так и старших классов.
Каждое поколение школьников помнит именно свою парту, мне нравится моя школьная парта, но я шагнула дальше …. и изобрела новую парту и мой исследовательский проект так и называется «Школьная парта будущего».К созданию парты будущего меня подтолкнуло непосредственно само обучение. Ежедневно мы пользуемся партами. Нынешние парты простые и не имеют наклона, как в старину, например. Хотя я считаю, что это было бы очень удобно. Не нужно было бы сильно нагибать спину, выполняя задания учителя. Также нынешняя парта имеет острые углы, что зачастую совсем небезопасно. И это очень неудобно. И еще дети очень устают. Мы живем в век новых технологий и открытий. Время не стоит на месте и неумолимо двигает нас вперед. Каждый день свершается великое множество открытий и исследований. Современная жизнь человека не представляет собой жизнь без гаджетов. И смею вам сказать, что школьная жизнь не исключение! В ходе исследований потребовалось создать макет парты будущего именно такой, какой вижу ее я. (см. Приложение 3). И мне не терпится вам ее представить!
2.2 Парта будущего «Сириус-2», характеристики и область применения.
Представляю вам модель парты будущего, которую я назвала "Сириус-2".(см. Приложение 8). Это комфортная, современная, не имеющая острых углов парта серого цвета, выполненная из высокопрочной стали и дерева. Эта парта предназначена для одного ученика. Столешница парты может регулироваться под рост ученика, имеет наклонную плоскость.
-10-
Парта оснащена двумя ящиками. Ящик №1 предназначен для школьных предметов, ящик №2 для личных вещей ученика, куда он сможет сложить рюкзак, сменную обувь и спортивную форму. На нем стоит устройство, такое же, как при в ходе в школу. Ученик может приложить свой личный пропуск и ящик откроется. Точно также он и закрывается. Боковая часть парты оснащена панелью со встроенными крючками для верхней одежды и аксессуаров. Панель работает по такому же принципу, что и ящик №2. Панель незаметно заезжает за заднюю часть парты. Также парта оснащена регулируемой подставкой для ног, отделом под канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, ластики), настольной лампой с датчиком. Этот датчик синхронизируется со школьным звонком. Включается при звонке на урок и выключается при звонке с урока. Но главной составляющей парты будущего является откидная панель с встроенным монитором компьютера. Он работает от общей сети WI-FI. К нему подключены также беспроводные клавиатура, мышь, наушники с микрофоном через порт Bluetooth. Наушники необходимы для изучения иностранных языков, а также для участия в он-лайн школьных олимпиадах межрегионального и международного уровня. Настройки компьютера позволяют также заходить в он-лайн библиотеку, узнавать информацию из справочников, книг, энциклопедий, научных трудов в электронном виде. Эта возможность сократит время на поиски нужной информации и походов в библиотеку. Это позволит быстро и эффективно оформить любой реферат, доклад, сообщение, подготовить презентацию. Всю созданную работу можно переносить на флешку через USB-порт.
Устройства, которыми обладает парта будущего, полезны и необходимы школьникам в школе тем, что экономит электричество, остается больше пространства в школе, где можно создать ботанический или живой уголок, например. Парта снабжена электронной библиотекой, где собрано множество словарей, энциклопедий, художественной и научной литературы, справочников. Парта одиночна и дает преимущество школьнику лучше усваивать материал, не мешая соседу. Процесс обучения приобретает более углубленный смысл.
-11-
Лампа не дает зрению портиться, что немаловажно для детей, ведь свет должен быть не только верхним, но и точечным. Свет должен освещать рабочую поверхность ученика.
За такой партой смогут обучаться и дети с ограниченными возможностями здоровья. Я считаю, что такие дети должны учиться вместе с другими детьми в одной школе.
3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как я выяснила, усталость у учащихся на уроке зависит от правильно организованного рабочего места. Мои выводыо том, что причина усталости на уроках заключается в конструкции школьных парт, подтвердилась.
В ходе своего исследования я пришла к выводу, что за исключением уроков физкультуры учащиеся находятся в школе в сидячем положении. А в большинстве кабинетов нашей школы парты не имеют соответствующего наклона, поэтому являются причиной быстрой усталости на уроке и нарушения осанки. Поэтому, когда я вырасту, я продолжу работу над доработкой своей модели школьной парты будущего и воплощу свои мечты в реальность.
Волков В.А., Куликова М.В. Московские профессора 18-начала 20 веков. Естественные и технические науки. Москва, Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2003 г. с.287 ISBN-5-8037-01-64-5
Бобиков П.Д. Конструирование столярно-мебельных изделий. Профтехобразование, Москва, 1980 г. ,174 с.
Бунаков П.Ю., Стариков А.В. Автоматизация проектирования корпусной мебели. Основы, инструменты, практика.ДМК-Пресс. Книга в формате PDF, ссылка http: /promebel.ru
Колесник Г.П. Электрическое освещение:основы проектирования.Учебное пособие. ВлГу, 2006г. Книга в формате PDF, ссылка http:/studmed.ru
Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника., Москва, 2005 г.
В.П. Романюк, В.С. Лучкевич, И.Л. Сомодов История мировой и отечественной медицины. Учебное пособие. СПБ ГМА, 1998г.
Савенков А.И., Обухов А.С. Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников. «Я-Исследователь» Под ред. А.С. Обухова-Изд. 3-е, доп. И перераб.-М.: Библиотека журнала «Исследователь» / « Researcher 2018