Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "А знаете ли вы историю своей школы"»
МБОУ «Верхопенская СОШ им. М.Р. Абросимова»
Тема проектной работы: «А знаете ли вы историю своей школы?»
Автор: Шишкина Виктория
Белгородская область
Ивнянский район
село Верхопенье
улица Белгородская 19 Б
4 класс МБОУ «Верхопенская СОШ»
Руководитель: Горьковец Анна Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Верхопенская СОШ»
ВВЕДЕНИЕ
Родная школа – детский мир чудес.
Тобою каждый день наш светел.
Благодарим тебя за то, что есть,
Ты наша лучшая на свете.
Школа.… Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная школа. Для небольшого села, такого как наше Верхопенье, значение школы особенно велико. Она является не только образовательным учреждением, она – культурный центр.
Меня зовут Шишкина Виктория, я ученица 4 класса. В 2014 году моя семья переехала из Иркутской области, посёлка Майск.
В этом же году поступила в 1 класс МБОУ «Верхопенская СОШ им. М.Р. Абросимова»
Мне стало очень интересно узнать историю моей школы, в которой я учусь. Мною было проведено исследование.
Целью моей работы стало изучение истории становления Верхопенской школы.
Задачи, при этом, я определила следующие:
1.Установить время появления первой школы в нашем селе; 2.Собрать материалы по истории школы; 3.Собрать сведения о руководителях и выпускниках школы.
Гипотеза: если мы будем знать своё прошлое, историю своей школы, тогда мы будем достойны памяти наших предков и сможем служить примером будущим поколениям.
Объектом изучения является история становления образования в нашем селе
Предмет изучения – наша школа, её учителя и ученики.
Чтобы достичь поставленной цели, поисковую работу проводила используя следующие методы исследования:
Изучение литературы, архивных материалов краеведческого музея села Верхопенье и интернет - ресурсов;
Беседа с директором школы и учителями – выпускниками нашей школы;
Выделяя проблему моей темы, следует отметить неосведомлённость моих сверстников и даже более старшего поколения об истории родной школы.
Актуальность:
Исследование является важнейшим условием развития познавательной деятельности.
Приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, архивными материалами.
Формирование патриотического сознания, чувства любви и долга к своему Отечеству и малой Родине.
Новизна работы заключается в том, что:
Описывается история нашей школы от её основания до сегодняшнего дня. Поэтому мы думаем, что результаты работы будут интересны всем моим сверстникам
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Работа началась с изучения материала в интернет – ресурсах, изучила материал краеведческого музея с. Верхопенье. В изучении, которого мне помог заведующий музея Кременёв Д.М.
Первое документальное свидетельство о наличии в с. Михайловском-Верхопенье учебного заведения приходиться на 1820 г. при Михайло-Архангельской церкви было приписано церковно-приходское училище, обучение, в которой вел священник Михайловской церкви.
В 1874 г. в с. Михайловское - Верхопенье была открыта земская начальная школа смешанного типа. Набор в школу проводился ежегодно, обучение длилось 3 года. Помимо детей из с. Верхопенье в школе обучались дети из х. Покровский и х. Ильинский. Земская школа располагалась недалеко от нашей Успенской церкви и занимала отдельное одноэтажное здание. В 1879 г. при Успенской церкви была открыта церковно-приходская школа, набор в которую проводился раз в три года, основной уклон в обучении делался в изучении Закона Божьего, грамматики и арифметики.
По штату в школе было 2 учителя и один законоучитель (священник Михайловской церкви)
В 1882 г. в школе обучалось 66 человек из них 2 девочки.
В 1897/ 98 учебном году в школе обучалось 135 учеников, из них:
В 1 классе - 64 ученика;
2 класс - 61 ученик;
3 класс - 10 учеников, из которых 7 сдали выпускной экзамен.
В 1901/1902 уч. году в школе учительствовали:
1. Яньшин Александр Михайлович. Окончил учительскую семинарию, педагогический стаж 23 года из них 11 в Верхопенской школе.
2. Бочаров Илья Васильевич. Окончил учительскую семинарию, педагогический стаж 2 года.
В 1903/04 учебном году в школе преподавали:
1. Соловьева Ольга Терентьевна учила в Верхопенской школе первый год.
2. Пашкова Любовь Дмитриевна учила в Верхопенской школе второй год.
В 1915 г. на х. Покровском на средства крестьян хуторов Ильинский и Покровский была открыта Земская школа. Первой учительницей в Земской школе х. Покровский и Ильинский была Мятленко Елизавета Ульяновна. По воспоминаниям учительницы Мятленко Е.У. «На первый день занятий в школе не было парт и учебников. Дети писали на грифельных досках. Все три класса обучались в одном помещении. Весной в дела школы часто вмешивались предприниматели Юнаков, Зубков, Азарцов и помещик Аполонов, ранней весной они забирали детей на работу».
Следует отметить, что обучение в Земской начальной школе проходило более углубленно. Помимо грамматики, арифметики и Закона Божьего, ученикам преподавалось: чтение, история отечества, история зарубежных стран, природоведение.
Учебный год, с начала сентября по начало апреля, как раз соответствовал периоду, когда дети были свободны от полевых работ. Одной из особенностей дореволюционной школы можно назвать минимальный процент девочек среди учеников. По традиции, считалось, что девочкам образование ни к чему, к тому же за обучение необходимо было платить, поэтому родители старались отдать в школу часто мальчиков, которым впоследствии предстояло возглавить крестьянское хозяйство. Следует так же отметить, что в Земской школе обучались только дети из тех семей, кто участвовал в денежном вложении при строительстве и обустройстве школы. За данным порядком строго следили представители земельных обществ с. Верхопенье.
В 1918 г. на базе Верхопенской земской школы, земской школы х. Покровский и Ильинский и Верхопенской церковно-приходской школы была создана единая трудовая Верхопенская школа.
Первым заведующим стал учитель Ткачёв Дмитрий Дмитриевич.
В 1922 году в единой трудовой Верхопенской школе были отмечены учителя:
Карачевцев Иван Матвеевич - окончил начальную второклассную школу; педагогический стаж 9 лет
Карачевцева Рахиль Александровна - выпускница женской гимназии
В 1924 г. в Верхопенской школе был организован первый пионерский отряд им. Карла Либкнехта и Розы Люксембург.
Летом 1925 г. при школе были организованны детские ясли,
Перед Великой Отечественной войной в нашем селе была построена средняя школа на 250 учащихся. Здание школы было уничтожено немцами.
В 1946 году была построена новая школа за счёт колхоза «Мирный труд».
В 1961 году была построена кирпичная школа на 350 мест. В двухэтажной школе были оформлены кабинеты: физики, химии, биологии, географии, иностранного языка, русского языка и литературы, начальной военной подготовки. В этот период в школе уже обучалось 410 учащихся. Директором школы был назначен Голозубов Александр Иванович.
За подвиги, совершённые во время Великой Отечественной войны, были удостоены звания Героя Советского Союза два земляка, учащихся нашей школы: Казаков Н.Я.(за форсирование Днепра) и Абросимов М.Р.(при защите г.Осиповичи).
В 1967 году – школе было присвоено имя Героя Советского Союза Михаила Романовича Абросимова.
С 1978 по 1990 годы директором школы был – Лобода Анатолий Андреевич.
В 1960-1980 гг. Верхопенская средняя школа являлась одной из передовых школ района и области. И хочется рассказать об учителях, которые можно сказать отдали всю свою жизнь нашей школе.
Ерпелёва Анна Кузьминична, проработала более 30 лет, и именно она организовала музей в селе, который действует поныне.
Лобода Любовь Григорьевна, проработала 42 года.
Атанова Ольга Александровна, проработала 45 лет.
Медведева Надежда Михайловна
Жданова Светлана Владимировна проработала 40 лет
Самойлов Николай Петрович
В 1988 году началось строительство нового здания школы.
В 1989 году в нашем селе построена трёхэтажная школа на 620 мест с бассейном, актовым залом, столовой, спортзалом, с просторными и светлыми кабинетами.
С 1990 г. и по настоящее время директор Верхопенской средней общеобразовательной школы. Билецкая Т.Д. За педагогический труд Татьяна Дмитреевна награждена: нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», удостоена высокого звания «Заслуженный учитель Российской Федерации».
В 2013 году был проведён капитальный ремонт нашей школы и теперь это современное здание со светлыми кабинетами, оснащённая компьютерами.
Сейчас в нашей школе обучается 249 человек и трудится педагогический коллектив – 26 человек, из них 11 выпускники нашей школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За вековую историю нашей школы через ее стены прошли тысячи людей. Одни приходили и уходили, другие появлялись, чтобы остаться здесь, оставить след в истории Верхопенской школы,
История Верхопенской школы – это важная часть истории села. Но школа – это не просто здание, это мир, в котором живут дети. Она остаётся в сердце человека светлым этапом на его пути. Многие свидетели становления школы покинули нас. А многое уже просто забыто. Когда я гляжу на фотографии тех далеких лет, я задумываюсь, что же ждет нас в будущем, чего добьемся мы, будем ли мы достойны памяти наших предков и будем ли примером для наших потомков? Надеюсь, что да. А иначе, зачем были нужны труды тех, кто дал нам жизнь и кто нас учил. Таким образом, я сумела достичь цели моего исследования и восстановить страницы из истории школы, и выдвинутая мною гипотеза нашла своё подтверждение. Я хочу продолжить своё исследование. Мне интересно узнать о знаменитых выпускниках нашей школы, об учителях – фронтовиках. После проделанной исследовательской работы у меня появилось ещё больше гордости за свою школу.
Мелькают дни, сменяя даты, И год за годом мчится вдаль. Давно январь ушёл куда – то, Галопом проскакал февраль… Да, время очень быстротечно! Всё разрушает на пути. И только школы будут вечно, Но лучше нашей не найти!