Просмотр содержимого документа
«Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.»
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология критического мышления.
ТРКМ напрямую связана с понятием личностно-ориентированного обучения, к которому относится реализуемая мною программа « Школа России». Данная программа ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативной компетенции, обеспечивающей свободное владение языком в разных сферах и ситуациях общения, готовность и способность к речевому взаимодействию, потребность в речевом самосовершенствовании. Решение этих задач возможно при использовании на уроках технологии развития критического мышления. Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. логия критического мышления Слайд1
Цель работы - исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности учащихся.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
После анализа литературы по интересующему вопросу была выдвинута гипотеза: если использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся:
умение ставить вопросы;
умение выделить главное;
умение делать сравнение;
умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
В своей работе определила следующие задачи: Слайд 2 1. Изучить модель технологии критического мышления. 2. Изучить и применять новые методические приёмы технологии критического мышления на практике. 3. Выявить уровень овладения универсальными учебными действиями обучающихся моего класса. 4. Вести поиск и разработку дидактических материалов, сценариев уроков.
Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». ТРКМ напрямую связана с понятием личностно-ориентированного обучения, к которому относится реализуемая мною программа « Школа России». Данная программа ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативной компетенции, обеспечивающей свободное владение языком в разных сферах и ситуациях общения, готовность и способность к речевому взаимодействию, потребность в речевом самосовершенствовании. Решение этих задач возможно при использовании на уроках технологии развития критического мышления. Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Слайд3 Критическое мышление - очень важная и нужная форма мышления. Жизненно необходимая. Можно утверждать, что мы, чтобы не попасть впросак, стараемся критически мыслить всегда. Критическое мышление - это своеобразный интеллектуальный «фильтр», который позволяет нам спасаться не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей.
Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность.
Думать критически значит:
проявлять любознательность;
использовать исследовательские методы;
ставить перед собой вопросы;
осуществлять планомерный поиск ответов;
вскрывать причины и следствия фактов;
выработка точки зрения и способность отстоять её логическими доводами;
внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Критическое мышление имеет пять характеристик: Слайд4
Во-первых, это мышление самостоятельное. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Во-вторых, обобщённое - информация является отправным пунктом развития критического мышления. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут ещё совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически.
В-третьих, проблемное и оценочное - критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые надо решить.
В-четвёртых, критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими, мы уточняем и углубляем свою позицию.
Таким образом критическое мышление-это:
*Открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт.
*Отправная точка для развития творческого мышления.
Слайд 5
В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.
Исследователи утверждают, что такая новая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.
Если проанализировать три описанные стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А « Осмысление» - это часть урока, посвящённая изучению нового материала.
И третья стадия «Рефлексии» есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несёт технология критического мышления?
Элементы новизны содержаться в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много.
Слайд 6 В чём же «инновационность» представленной технологии?
Обучающийся в процессе обучения сам: конструирует, отслеживает, определяет, использует, развивает навыки вдумчивой работы с информацией.
Итак, какие приёмы технологии критического мышления использую на уроках : В начальной школе, по моему мнению, не все приемы и стратегии технологии развития критического мышления применимы. На своих уроках применяю довольно часто такие приемы и методы: Слайд 7
Верные, неверные высказывания
Игра «Верите ли вы?»
Дерево предсказаний
Корзина идей
Кластер
Инсерт
Таблица ЗХУ
Толстые и тонкие вопросы
Синквейн
Приём «Аквариум»
Стратегия «Интервью»
Метод «Шесть шляп»
Прием «Письмо другу».
Слайд 8
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы:
… ветер может разрушить горы?
… опавшие осенью листья вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?
- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
Вот примеры фрагментов уроков на стадии «Вызов»:
Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»
Приём «Корзина идей» Слайд 9
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Почва – это …
1… земля
2… растительная земля
3… вещество
4… суша, а не вода
5… место обитания, дом животных
На доске фиксируются все предположения.
Постановка целей урока.
- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва.
На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое почва?
Самостоятельно читают статью в учебнике.
«Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и
знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по
обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Слайд10 «Инсерт» или «Чтение с пометами». При изучении информации, связанной с новыми идеями учитель просит каждого из участников (пару и группу) сделать индивидуальную таблицу пометок (маркировочную).
Маркировочная таблица
" V "
" + "
" - "
" ? "
" ! "
знаю
новое
иначе думал
не знаю
ответ готов
Для её заполнения вначале прошу обучающихся во время чтения делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Важным этапом работы здесь становится обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.
Приём «Сводная таблица. Слайд 11
Помогает учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяет быстрее и прочнее запомнить информацию.
Приём применён мной на уроках окружающего мира по учебнику «Мир вокруг нас.2класс». Например, по теме «Дикие и домашние животные»
«Кластер». Слайд 12 Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. «Таблица «ЗХУ» - «Знаю-хочу узнать - узнал». Заполняется в начале урока и проводится анализ по окончанию полученной информации. Слайд13 «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа. Слайд14 « Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Слайд15 «Cинквейн» в переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. «Ключевые слова» - запишите всё, что знаете о познавательном объекте.
"Синквейн"
Принято на уроках использовать синквейн на стадии рефлексии, но его можно использовать на разных стадиях урока и соответственно это имеет разные задачи:
• На стадии вызова — сжатое обобщение актуальных заданий.
• На стадии осмысления — вдумчивая работа над новыми понятиями.
• На стадии рефлексии — интеграция новых и предыдущих знаний.
Слайд
Вот, например, один из вариантов адаптации синквейна к стадии вызова: ученикам предлагается отгадать первое слово синквейна, которое будет темой данного урока.
? (Воздух.)
Бесцветный, прозрачный.
Сжимается, перемещается, проводит (тепло).
Невидимая одежда нашей планеты.
Жизнь. Слайд
Обогащает словарный запас.
Подготавливает к краткому пересказу.
Учит формулировать идею (ключевую фразу).
Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
Получается у всех.
При внешней простоте формы синквейн — быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, средство творческой выразительности.
Слайд
Здесь вы можете увидеть, как составляется синквейн. И так как это стало традиционно модным сейчас приёмом на уроках, приведу примеры, которые составляют дети на уроках
Слайд
русского языка
Слайд
в работе над словарными словами
Слайд
на уроках развития речи и внеклассного чтения
Слайд
на уроках литературного чтения
Слайд
на уроках окружающего мира
Давайте и мы с вами попробуем составит синквейн к лову учитель
Слайд
каким должен и каким не должен быть учитель
Слайд
А вот что получилось у меня
Слайд
На стадии "Рефлексия" на уроках чтения и не обязательно на них использую Прием «Письмо другу».
Слайд
Прием «Архивариус» как итог урока.
«Шесть шляп мышления». Предлагаю при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета. . «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций
Выводы: меняются роли педагогов и обучающихся, ученики не сидят пассивно, а становятся главными действующими лицами на уроке, ученики на уроке думают, вспоминают, делятся, рассуждают, читают, пишут, обсуждают. Роль учителя в основном координирующая! Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Я учусь вместе с детьми, учусь у детей, и, возможно, порой это живое взаимодействие интереснее и дороже стройности университетских лекций.
Мною проведено анкетирование о сформированности универсальных учебных действий обучающихся моего 4 б класса.
Табличный анализ результатов анкетирования:
Уровень
Количество обучающихся
Соотношение в процентах
Высокий
4 обучающихся
27%
Средний
8 обучающихся
53%
Низкий
3 обучающихся
20%
Результаты и анализы анкетирования в большей степени показывают высокий и средний уровни, то есть процентный показатель составляет 80%.
Моя роль в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом помогают приёмы технологии РКМ. Технология РКМ делает обучение увлекательным и осмысленным.
Мои ученики постоянно учатся самостоятельно работать с информацией, которую необходимо воспринимать, ранжировать по новизне и значению, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы, обобщения.
Мои перспективы: изучить новые приёмы данной технологии, адаптировать на уроках; вести поиск и разработку дидактических материалов, сценариев уроков, диагностик. Нет смысла убеждать всех учителей использовать в своей педагогической практике ТРКМ. У каждого учителя есть своё мнение по этому поводу. Но для себя я сделала главный вывод, что эти приёмы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов данной технологии даёт возможность развивать в ребёнке личность, развивать его познавательные и созидательные способности.
Изучив и сравнив федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и технологию развития критического мышления, можно придти к выводу, что именно эта технология позволяет реализовать основные концепции нового стандарта, в особенности познавательные УУД.