Просмотр содержимого документа
««Использование технологии исследовательского обучения на уроках в начальной школе»»
«Использование технологии исследовательского обучения на уроках в начальной школе»
Учитель начальных классов
МКОУ «СОШ№9 города Аши
(с профессиональным обучением)»
Салеева Любовь Николаевна
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а средством для самореализации каждого человека. Младший школьный возраст — благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Именно в этом возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности учащихся. Для учеников начальной школы характерны любознательность, желание узнавать новое об окружающем мире, стремление к активной деятельности. Исследовательская деятельность — это один из способов развития школьников. Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Она позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации. Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – это важнейшие черты детского поведения. Маленький ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. Считаю необходимым поддерживать у школьников стремление к исследованию и вооружать их методами научно – исследовательской деятельности.
Цель исследовательской деятельности в учебном процессе – научиться открывать новые знания.
Как показали исследования российских ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Данная цель может считаться достигнутой в том случае, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.
В процессе наблюдений за учащимися были выявлены мотивы участия в исследовательской работе: интерес к исследуемому предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; удовлетворение процессом работы; возможность получения награды.
Психолого – педагогические принципы в учебно – исследовательской деятельности таковы:
1.Принцип адаптивности.
Ученики могут выбирать себе направления, соответствующие их интересам. что позволяет находить своё место и одарённым, и тем, кто оказался позади основной массы сверстников, и детям с разной подготовленностью и разными интересами.
2.Принцип развития
Исследования ориентированы на то, чтобы создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя, и не только свой интеллект, своё мышление, свою деятельность и способности, но и личность(силу воли, устойчивость к неудачам, умение преодолевать трудности).
3.Принцип психологической комфортности
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность предполагает создание раскованной атмосферы, направленной на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперёд.
4.Принцип систематичности
Обучение проведению исследований, анализу закономерностей позволяет создать единое и систематическое представление об образовании.
5.Принцип обучения деятельности.
В работе над исследованиями у школьников формируются умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учащиеся самостоятельно ставят цели и организовывают свою деятельность для их достижения.
6.Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
Исследовательская работа учеников рассматривается как аналог деловой жизни взрослых. Это позволяет реализовывать основную цель образования – сделать ученика готовым к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни.
7.Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
Выполняя учебные исследования под руководством и с помощью учителя, школьники переходят к умениям выполнять самостоятельно.
8.Принцип креативности.
Выполняя исследования, ученик меняет отношение к миру в схемах «знаю – не знаю», «умею – не умею», «владею – не владею» на иные параметры «ищу – и нахожу», «думаю – и узнаю», «пробую - и делаю». Школьники учатся успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменять мир, вносить в него что – то новое.
Освоение умений исследовательской деятельности обучающихся предполагается как на уроках, так и во внеурочное время, а также при выполнении домашнего задания. На уроках при выполнении продуктивных заданий учебника, требующих творческого характера, в которых нельзя найти ответ в тексте учебника, а необходимо его самостоятельно вывести, при выполнении творческих заданий, требующих изготовление конкретного продукта (поделки), при выполнении учебных заданий, требующих от учеников использования отдельных исследовательских умений (наблюдения, измерения). Во внеурочное время – при выполнении исследований для школьных и внешкольных конкурсов исследовательских работ и проектов.
Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Вместе с тем формирует у школьников положительную мотивацию к получению знаний. Одной из особенностей организации исследовательской деятельности в начальной школе является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и слабые.
Образовательная программа, выстроенная в соответствии с идеей исследовательского обучения, состоит из трех компонентов, а, следовательно, включает три относительно самостоятельных подпрограммы.
Тренинг.
Исследовательская практика.
Мониторинг.
Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.
Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.
Содержание и организация мероприятий, необходимых для оценки и управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов,
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
На каждом этапе деятельность учителя и детей распределяется следующим образом:
при использовании метода исследования ученик…
Определяет цель деятельности
Открывает новые знания
Экспериментирует
Выбирает пути решения
Активен
Субъект обучения
Несёт ответственность за свою деятельность.
Учитель…
Помогает определять …
Рекомендует источники информации
Раскрывает возможные формы работы
Содействует прогнозированию результатов
Создаёт условия для активности школьника
Партнёр ученика
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
Различают три уровня реализации исследовательского метода обучения:
1/й уровень — учитель ставит перед учащимися проблему и подсказывает пути ее решения;
2/й уровень — учитель только ставит проблему, а учащиеся самостоятельно выбирают метод исследования;
3/й уровень — постановка проблемы, выбор метода и само решение осуществляются учащимися.
Виды учебного исследования:
1. Экспресс-исследование:
предполагает массовое участие детей (разного уровня способностей);
кратковременные оперативные исследования (эмпирические, теоретические, фантастические);
возникающая проблема – поиск источников информации.
2. Микроисследование:
разработка анкет, интервью, проведение опросов, анализ полученных данных.
3. Долговременные исследования:
наличие проблемы, этапов, защиты результатов исследования.
Алгоритмисследовательской деятельности может быть следующим:
учащиеся должны почувствовать конкретную трудность;
определить проблему,
сформулировать её;
получить решение;
проверить;
применить на практике.
Учитель должен быть фасилитатором учения, а не просто транслятором информации. Основным фактором развития креативность ребенка, как свидетельствуют многие исследования, является не столько его включение в творческую деятельность, сколько наличие в его окружении «образца творческой деятельности». В любом творчестве, и учебно-исследовательская деятельность не является исключением, преобладают принципиально не формализуемые элементы, которые могут транслироваться и усваиваться только в прямом контакте с тем, кто сам способен творить. Большая часть этих неформализуемых, интуитивных элементов не может быть вычленена и вербализирована, так как зачастую не осознается ни самими творцами, ни теми, кто наблюдает за их творчеством .
Парадоксом исследовательского обучения является то, что педагог, работающий в русле идей такого обучения, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. Он должен, безусловно, быть творцом-исследователем, но не носителем всех знаний на свете. В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, таким образом находить любые ответы и уметь научить этому детей.
Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик. Ему необходимо также овладеть набором специфических умений. Основные из них – те, что свойственны успешному исследователю. Кроме того, требуются особые способности и умения, специфически педагогические, такие как:
обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном»; уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме;
уметь увлечь учащихся дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой самих детей;
быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске. Помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления;
уметь быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска;
организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований;
предоставлять возможность для регулярных отчетов рабочих групп и обмена мнениями в ходе открытых общих обсуждений;
поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам;
уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования;
внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме. Уметь закончить проведение исследований и работу по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме;
быть гибким и при сохранении высокой мотивации разрешать отдельным учащимся продолжать работать над проблемой на добровольных началах, пока другие учащиеся изыскивают пути подхода к новой проблеме.
«Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?»
Найдите причину события с помощью вопросов
д) Эксперименты с домашними животными
«Выявление причин и следствия»
«Назови как можно больше признаков предмета»
«Вопросы незнакомца»
Загадки как определение понятий, кроссворды
Исследовательский метод выполняет весьма важные функции. Он призван:
во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их.
во-вторых, он формирует описанные ранее черты творческой деятельности.
в-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности, не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима.
в-четвертых, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.
В качестве главных результатов исследовательской деятельности школьников является сформированность универсальных учебных действий:
1. познавательных: освоение методов научного познания(наблюдение, сравнение, измерение, абстрагирование, анализ, синтез)умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации
2. регулятивных: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать полученные результаты, сотрудничество при работе в парах и группах.
3. коммуникативных: умения учитывать разные мнения, формулировать собственную позицию, задавать вопросы, навыки культурной устной и письменной речи.
В своей работе по использованию метода исследования опираюсь на методику А.И. Савенкова.
Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе.
Эту деятельность я поделила на несколько этапов:
Этапы формирования исследовательской деятельности с учётом их возрастных особенностей
Таблица №2. Первый этап соответствует первому классу начальной школы.
Задачи обогащения
исследовательского опыта
первоклассников
Методы и способы деятельности
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
поддержание исследовательской активности школьников;
развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать;
· формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя
Игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ
На 1 этапе (в 1 классе) рекомендуется применять тренинговые игры – занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий:
Развитие умений видеть проблемы
Развитие умений выдвигать гипотезы
Развитие умений задавать вопросы ,
то есть развитие регулятивных УУД
Подбор литературы по заданной теме
Ориентировка в словаре, справочной литературе
Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту,
то есть развитие познавательных УУД.
Также на первом этапе можно создавать простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и презентовать их (развитие личностных и коммуникативных УУД).
С первого же класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
Второй этап - второй класс начальной школы – ориентирован на следующие задачи обогащения исследовательского опыта
Задачи обогащения
исследовательского опыта
первоклассников
Методы и способы деятельности
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
· на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
· на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
· на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников
- учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования;
знакомство со структурой проектно–исследовательской работы,
- экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты, работа над простыми исследовательскими проектами (коллективными и индивидуальными)
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.
Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности.
Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.
Задачи обогащения
исследовательского опыта
первоклассников
Методы и способы деятельности
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений
-увеличение сложности учебно-исследовательских задач, развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов
мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие
различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников, подготовка, презентация и защита проектно- исследовательских работ на конференциях, участие в конкурсах, олимпиадах.
Исследовательская работа организуется на различных предметах. На уроках литературного чтения в 4 классе проводился сравнительный анализ литературных сказок А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и Братьев Гримм «Белоснежка». Приведу пример такого сравнения:
Сравнительное исследование сказок
Элементы сказки
А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
1.Герои сказок
Царевна
Белоснежка
2.Проблемы, которые решают герои
Брошена на погибель из- за людской зависти
Брошена на погибель из- за людской зависти
3.Характер героев
Нраву кроткого такого
Добрая, ласковая, трудолюбивая, доверчивая
Добрая, ласковая, трудолюбивая, доверчивая
4.Внешность героя
Белолица, черноброва,
«..всех милее, и румяней , и белее»
Белая ,как снег, румяная , как кровь и черноволосая; и была за свою белизну названа Белоснежкой
4.Место действия
Защищённое место – дом, незащищённое место - лес
Защищённое место – дом, незащищённое место - лес
5.Композиция
Зачин
Царь с царицею простился, в путь- дорогу снарядился, и царица у окна села ждать его одна
Зимним деньком, в то время как снег валил хлопьями, сидела одна королева и шила под окошечком…
Кульминация
Мачеха пытается убить молодую царевну
Королева пытается убить Белоснежку
Развязка(завершение действия)
Царевна просыпается от долгого сна, злая царица умирает
6.Средства выразительности языка
Эпитеты и сравнения
Путь – дорога, царевна молодая, молодцы честные
Белая, как снег, румяная как , кровь
Повторы
Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи
Зеркальце, зеркальце, молви скорей,
Кто здесь всех краше, кто всех милей?
Устаревшие слова
глядючи
Псарь, чернявый
В ходе работы мы провели сравнительный анализ двух сказок, попытались найти общие и отличительные черты и пришли к выводу, что сказка – одна из наиболее богатых и ярких форм народного творчества. В сказках много общего ,так как народы мира развиваются по общим законам, имеют схожий быт. Несмотря на внешнюю схожесть героев и сюжета сказка А.Пушкина показалась более живая, яркая, образная, читается плавно, напевно. Чтение сказок зарубежных авторов также необходимо, так как расширяет наш словарный запас, знакомит с культурой и литературой мира.
На уроках математики исследовали приёмы сравнения чисел (1класс), способы измерения объёма жидкости и познакомились с его меркой – литром. Изучали величины, устанавливали связь между ними, образование долей и дробей (4класс).
Исследования проводились и на уроках технологии по изучению свойств бумаги , состава ткани, условий выращивания рассады. В результате чего выяснялось, знание свойств материалов помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ. Создавались творческие проекты: «Подарок маме своими руками», «Игра в театр».
Работая в 1 классе, определила задачи: поддерживать исследовательскую активность школьников; развивать умения ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать; формировать первоначальных представлений о деятельности исследователя. Следует так же отметить, что стандарты нового поколения включают в базисный учебный план часы на внеурочную деятельность младших школьников, которые можно использовать, в том числе и для организации их исследовательской деятельности. Для этого одно из направлений внеурочных занятий взяла «Я - исследователь», рассчитанную на четыре года.(Приложение 1).
Первые занятия были фронтальными тренировочными, где выбрали тему для исследования. Из набора карточек дети выбрали изображение бабочки (Приложение3). Я объяснила, что их задача получить как можно больше сведений о том, кто является предметом их исследования, подготовить о бабочке сообщение. Для того, чтобы выполнить работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её. Для детей это сложное дело. Я рассказала, что существует много способов добычи информации. Мы их будем называть методами. В ходе обсуждения были названы основные методы исследования: «Прочитать в книге», «Понаблюдать», «Посмотреть в компьютере», «Задать вопросы специалисту», «Подумать самостоятельно», «Посмотреть по телевизору». Каждый метод обозначили в виде рисунка.
Из них мы составили план исследования. Важно объяснить ученикам, что собранные данные лучше сразу зафиксировать, чтобы они не были забыты. С этой целью раздала учащимся ручки и небольшие листы бумаги, а также цветные карандаши или фломастеры. Показала младшим школьникам, как можно сделать на листе бумаги краткую запись или рисунок. Когда на доске появляются карточки с символическими изображениями методов, дети понимают, что сейчас мы будем проводить исследование.
После нескольких внеурочных занятий мы решили эту игру перенести на уроки окружающего мира. Исследование проводим в виде « Игры в учёных». План исследования состоит из более серьёзных пунктов:
1.Выделение и постановка проблемы.
2.Выдвижение гипотез.
3.Поиск пути решения.
4.Формулирование вывода.
5.Представление результатов.
Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Это позволяет:
1. Сообщить младшим школьникам элементарные сведения о неживой и живой природе, труде людей ближайшего окружения школы и своей области, об изменениях природы по временам года.
2. Обогатить личный опыт учащихся конкретными представлениями путём проведения систематических наблюдений за предметами и явлениями природы.
3. Раскрыть некоторые доступные для этого возраста экологические взаимосвязи предметов и явлений.
4. Формировать гуманное отношение учащихся к окружающей природе, воспитывать чувство необходимости бережно относиться к предметам природы.
Наличие в нашей школе «Естественно – научной предметной лаборатории» и красочных пособий повышает детальный интерес к изучению мира вокруг ребёнка. Лаборатория включает в себя:
1.Комплект школьных пособий для изучения окружающей среды и живых организмов.
2.Чемоданчик «Корнэлсэн»
3.Мини – лаборатория «Эко – знайка»
4.Цифровой микроскоп.
5.Набор лабораторного оборудования для начальной школы «Выносной ложемент», представляющий собой комплект для экспериментов, включает простейшие приборы, лабораторную посуду и приспособления, позволяет проводить разнообразные наблюдения и практические работы.
Пример краткосрочного исследования: Урок окружающего мира в 1классе «Как животные готовятся к зиме».
Определение проблемы исследования: исследовать животных и их жизнь осенью.
Составление плана исследования.
Задача заключаласья в том, чтобы дети получили, как можно больше новых сведений о жизни животных осенью. Им необходимо было собрать информацию и обработать её.
А как можно собрать информацию? (Ответы детей)
Подумать самостоятельно.
Спросить у другого человека.
Связаться со специалистом.
Посмотреть в книге.
Методов исследования много, но мы с ребятами остановились на этих.
Исследователи, которые сидели на 1 ряду, должны были работать самостоятельно. В помощь им были иллюстрации в учебнике, на которых были изображены разные животные.
Исследователи, которые сидели на 2 ряду, должны были спросить у других людей, а именно у своих родителей. Им нужно было позвонить родителям и задать им интересующий вопрос.
Исследователи, которые сидели на 3 ряду, должны были найти ответы на свои вопросы в текстах книг, которые лежали у них на партах.
Как только дети собрали информацию, по своей теме, им нужно было выбрать фото животных. Собранные детьми сведения прослушали и выяснили, что многие животные впадают в спячку, так как поиск пищи требует больших затрат энергии, которую, возможно, не восполнишь найденной пищей. Одни животные, например перелетные птицы, просто улетают на юг, спасаясь от зимы бегством. Другие стойко переносят холод. Многие погибают. А некоторые животные, такие как ежи и бурые медведи, впадают в спячку. Впадая в зимнюю спячку, животные уменьшают потребность организма в энергии, сводят ее до минимума. Кроме того, пришли к выводу, что природа придумала замечательное приспособление, чтобы спасти свои детища - живые организмы от неблагоприятных условий. Она устроила так, что животные просто "выключаются" из активной жизнедеятельности, когда жить нормально становится невозможно. Животные могут пережить холодную зиму за счет того, что погружаются в спячку. Длительность спячки - приспособление пережить зимнее отсутствие кормов и холода.
В результате дети оформили.
Одним из наиболее интересным и запоминающимся моментом в исследовательской работе стала итоговая работа оформленная группами детей - альбом с изображениями животных.
Необходимо отметить, что исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей, цель которой - создание благоприятных условий для развития творческой личности. Для эффективности работы. На родительском собрании обсудили с родителями цель и значение исследования для младших школьников.
Радует то, что все дети нашего класса являются активными читателями школьной библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию. Считаю, что исследовательская деятельность для учащихся моего класса стала средством развития познавательной активности и дает положительные результаты.
Желание детей узнавать новое выливается в желание участвовать и побеждать в различных конкурсах. Только за первый учебный год мои первоклашки поучаствовали в различных Российских дистанционных конкурсах. Система работы с использованием исследовательских методов настраивает детей на активное участие в конкурсах и олимпиадах разных уровней, создавая тем самым ситуацию успешности для каждого участника образовательного процесса - ребенка, родителей, учителя, школы.
По методике Гильбрух школьным психологом были проведены диагностики на уровень готовности детей к школе и сформированности УУД в период обучения в 1классе.
Результаты диагностики
Психологические процессы
Уровень готовности
к школе
Начало 1 класса
4 сентября 2018г.
1 полугодие 1класса
21 января
2019г.
Внимание
Высокий-26%
Средний-30%
Низкий-24%
Высокий-33%
Средний-43%
Низкий-24%
Высокий-47%
Средний-43%
Низкий-10%
Мышление
Высокий-30%
Средний-33%
Низкий-37%
Высокий-30%
Средний-40%
Низкий-30%
Высокий-50%
Средний-33%
Низкий-17%
Память
Высокий-30%
Средний-50%
Низкий-20%
Высокий-37%
Средний-43%
Низкий-20%
Высокий-47%
Средний-40%
Низкий-13%
На основе данной диагностики выявлено, что использование элементов исследования в 1 классе способствует развитию логического мышления, внимания и памяти.
Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий для формирования УУД младших школьников.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.Таким образом, можно утверждать, что применение метода исследование на уроках продуктивно.
Открытие – как единица обучения, повышает познавательную активность, обеспечивает творческое развитие ребенка в процессе приобретения новых знаний.
Литература
А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» « Учебная литература», 2010 год.
Е. В. Кпивобок, О. Ю. Сапанюк «Исследовательская деятельность младших школьников» Издательство «Учитель»,2009год.
Т.М. Землянухина, «Познавательная и коммуникативная активность
ребенка при подготовке его к обучению в школе», Начальная школа. -
2002. - №6.- с.50-55
А.И.Алейник. «Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочное время.» / Начальная школа Белгородчины. Из опыта работы учителей начальных классов. Выпуск 1. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2010.- с. 155-159.
Н.К. Винокурова «Развиваем способности детей. 1 класс». – М.: Росмэн,2002.с.79
Т.Н. Демидко «Проектно – исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир».,Начальная школа.2013.-№1-с.70-71
И.М. Осмоловская, Л.Н.Петрова «Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов».Начальная школа.2012.-№10-с.6-12