Просмотр содержимого документа
«Использование современных педагогических технологий в начальной школе»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Лошкарева О.В.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 30
г. Томск
Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на
современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.
Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена.
Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.
В своей работе я чаще всего использую технологии проблемного обучения, проектную деятельность, игровые, здоровьесберегающие.
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся.
Умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.
Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.
Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
Например:
1. Определение темы урока:
Русский язык «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» 2 класс
- Прочитайте слова на доске: спички, мачта, печка, мечта.
Чем все эти слова похожи?
А чем слова отличаются?
- Над какой темой будем работать?
«Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»
Окружающий мир. Тема: «В гости к зиме», 2 класс
2. Постановка проблемы.
Назовите кого вы видите на экране? Как вы думаете к какому времени это относится?
Вывод: проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
-у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;
-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах, например, «Кенгуру», «Русский медвежонок», , «Золотое Руно» и другие.
Применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению,
формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.
При выполнения каждого нового проекта мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Мои дети уже несколько лет выполняют и выступают с проектными работами на экологическую тему на семенарах города.
Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с различными источниками: энциклопедиями, справочной литературой , Интернетом.
Задача учителя состоит в том, чтобы найти и организовать интересные формы процесса познания мира учащимися.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.
Например: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки, познакомимся с особенной буквой.
- Сегодня с нами на уроке будут работать Емеля, он приехал к на на чём? Правильно, на печке.
(Выставляется рисунок Емели на печке)
Он предлагает вам игру «Дополни предложение»:
1) Звуки бывают... (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).
2) Звуки слышим, буквы... (пишем).
3) В слове столько слогов, сколько... (гласных).
4) После твердых согласных пишутся гласные... (а, о, ы, у).
5) После мягких согласных пишется гласная... (и).
– Как отличить согласный звук от гласного?
Дети отвечают. Знакомство ребят со стихотворением Валентина Берестова о гласных и согласных:
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Разгадывание ребусов
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.
Наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья.
Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий.
1.Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:
Вхождение в рабочий день.
Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»
При поздравлении с днём рождения, каждый называет только положительные качества именинника.
Создание ситуации выбора и успеха.
Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.
Использование приемов рефлексии.
-Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что получилось лучше всего?
- Какие задания показались наиболее интересными?
- Что вызвало затруднения?
- Над чем хочется поразмышлять?
- Какой совет дали бы себе?
- Кому захотелось сделать комплимент?
- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
2. Использую проведение физкультминуток.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению
их здоровья.
Применение новых информационных технологий в начальном образовании позволяет нам позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.