kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе в условиях обновленных ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе в условиях обновленных ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе в условиях обновленных ФГОС"»

Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе в условиях обновленных ФГОС


Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Педагогическая технология отвечает на вопрос:  Как учить результативно?

Анализируя существующее определение, можно выделить критерии, составляющие сущность педагогической технологии: однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего); отбор и структура содержания (что);

оптимальная организация учебного процесса (как); методы, приемы и средства обучения (с помощью чего); учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:

гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;

экономичность резерва учебного времени; оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в жатые промежутки времени;

применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных материалов и оригинальных наглядных пособий.

Педагогические технологии ориентированы:

на формирование положительной мотивации к учебному труду;

интенсификацию коммуникативной среды;

развития личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору;

охрану здоровья учащихся.

Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по планированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Образовательная технологиялегко вписывается в учебный процесс, позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету, обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода, обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу. Отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности и четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

  1. Информационно – коммуникационная технология

  2. Технология развития критического мышления

  3. Здоровьесберегающие технологии

  4 . Модульная технология

  5. Проектная технология

   6. Технология развивающего обучения

   7. Технология проблемного обучения

   8. Технологии уровневой дифференциации 

   9. Игровые технологии

    10. Традиционные технологии (классно-урочная система)

    11. Технология мастерских

    12.   Кейс – технология

    13. Технология интегрированного обучения

    14. Педагогика сотрудничества 

    

Рассмотрим наиболее часто используемые современные образовательные технологии в рамках начальной школы:

Проектная деятельность

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве, принятие  решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).

В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные результаты.

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой – ориентировать на интеграцию фактических знаний (порой и путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

Информационно- коммуникационные технологии.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

создание презентаций к урокам;

работа с ресурсами Интернет;

использование готовых обучающих программ;

разработка и использование собственных авторских программ.

Возможности ИКТ:

создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

создание текстовых работ;

обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.

Основными умениями являются:

технические - умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;

методические - умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;

технологические - умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.

Технология проблемного обучения

Существует такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.

Проблемное обучение целесообразно применять:

- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,

- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),

- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени

Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

Технология оценивания образовательных достижений учащихся

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

А) ориентировать на достижение результата

- Духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),

- Формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

- Освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

Б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

В) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.):

1) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

2) метапредметные диагностические работы, составленные из заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий).

3)диагностика результатов личностного развития.

Технология развития критического мышления.

Критическое мышление – это комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания. Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Этапы технологии критического мышления:

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:

- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

- пробудить к ней интерес;

- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, - выражая свои мысли собственными словами;

- структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

- получение новой информации;

- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ: (рефлексия)

- выражение новых идей и информации собственными словами;

- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

- анализ всего процесса изучения материала;

- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Урок «Окружающий мир» 3класс, тема урока «Почва»

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

… ветер может разрушить горы?

… опавшие осенью листья вредят почве?

… 1см почвы образуется за 300 лет?

… норы животных, живущих в почве, разрушают её?

… растения участвуют в образовании почвы?

… почва и камень родственники?

… почва – наша кормилица?

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

- Мы говорим почва. А что же такое почва?

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

… земля

… растительная земля

… вещество

… суша, а не вода

… место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Игровые технологии

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относятся игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Приведем примеры использования игровых технологий на разных этапах учебного процесса.

При обобщении и повторении блока изученных тем возможно применять игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа. Например:

Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 12. Чему равно уменьшаемое?

Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет ей будет через 3 года?

Два отца и два сына съели три апельсина. По скольку съел каждый из них?

В любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке решения задач учащихся класса надо разделить на несколько команд и провести соревнование. Команда, решившая большее количество задач поощряется хорошими отметками.

Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Например:

1). 3 кг яблок стоят a р. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок?

2). За 4 ч автомат закрывает c банок. За сколько времени он накроет d банок?

3). b л молока разлили в банки по 3 л в каждую. После этого остались незаполненными k банок. Сколько всего было банок?

4). После того как Таня прочитала x страниц книги, ей осталось прочитать на 12 страниц больше, чем она прочитала. Сколько всего страниц в этой книге?

Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний. На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).

Здоровьесберегающиетехнологии

На целесообразность внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательный процесс школы нас наталкивают приоритетные цели и задачи, которые ставит перед нами не только государство, но и сама жизнь.

Актуальность этого вопроса нашла отражение в законе об образовании и в новом образовательном стандарте:

1. Закон об образовании. Статья 28. Пункт 6.2.Любое образовательное учреждение обязано создавать условия образования, обеспечивающие жизнь и здоровье обучающихся.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12 2010 № 2106.

Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

П. 7. требования к рациональной организации образовательного процесса содержат:

- В общеобразовательную программу должны быть включены разделы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

- Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса ( объем нагрузок по реализации основных и дополнительных образовательных программ).

- Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий.

3. Введение 3 часа физической культуры в учебный план .

Итак, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы – это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.На каждом уроке и во внеурочной деятельности применяются здоровьесберегающие технологии. В  начале   урока создаётся обстановка доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. На  уроке  используем  от  4  до  6  видов  учебной деятельности. На каждом уроке проводим физкультминутку через  25 минут  от начала  урока  (фаза  двигательного  беспокойства)  для  снятия мышечного напряжения.

Придерживаемся рациональной организации урока, то есть:

 •  строгая дозировка учебной нагрузки;

 • построение урока с учетом работоспособности учащихся;

 •  соблюдение  гигиенических  требований  (свежий  воздух,  оптимальный  тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

 •  благоприятный эмоциональный настрой;  

• проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках. Чтобы  удовлетворить  двигательную  потребность учащихся     обязательно проводим утреннюю зарядку перед началом уроков,  которая  помогает  школьникам  активно  включаться  в  работу  с  утра.

Ожидаемые результаты  использования современных образовательных технологий:

1. Возрастёт активность учащихся на уроке.

2. Слабые учащиеся получат возможность самостоятельных действий.

3. Увеличится скорость мышления, память.  

4. Значительно повысится успеваемость.

5. Увеличится объем и качество творческого усвоения знаний.

6. Повысится полноценное развитие ребенка и качество образования.

 7. Произойдёт овладение  ключевыми компетентностями.

8. Сформируется  потребность в здоровом образе жизни.              

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Ученик должен овладеть, выходя из стен начальной школы, умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы  универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы их реализовывать, возникает необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии.

Использование современных образовательных технологий открыло новые возможности для реализации потребностей личности в развитии творческого потенциала, способствовало формированию ключевых компетентностей, позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Преимущества использования современных технологий:

1. Знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайдов, звуковыми сопровождениями.

2. Демонстрировать графический материал

3. Прослушивать звуковые записи

4. Активизировать учебный процесс

Перспективы развития и реализации проекта Применение современных образовательных технологий способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Современные технологии вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Современные образовательные технологии являются новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.






































Список использованных нормативных документов и источников информации:

1. Славинкина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам [Текст] / Л.С. Славинкина. - М.: 2002. - 101 с.

2. Кукушкин, В. С., “Педагогические технологии”. 2006 г. //М.: “Феникс”, - с.79 - 81.

3. Мисаренко, Г. Г., “На пути к стандартам нового поколения”//Народное образование. 2009 г. №1, – с. 62 - 68.

4. О. И. Уздинова . Концепция школьных факторов риска как теоретико- методологическая основа инновационных преобразований в современной системе школьного образования.- научная статья. Педагогика и психология.-№3/ 2007 год

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального Общего образования/ Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010, – с.30-31.

http://standart.edu.ru/. Пакет материалов, предназначенных для реализации образовательного процесса в начальной школе, соответствующего стандартам общего образования ФГОС.

http://rusedu.ru/.  Архив учебных программ и презентаций. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Дружинина Ирина Александровна

Дата: 19.08.2024

Номер свидетельства: 655044

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "300591"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761021"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(134) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka-1"
    ["file_id"] => string(6) "300592"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761029"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Статья «Применение ИКТ   как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-primienieniie-ikt-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "300596"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761530"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Рабочая программа по математики 5 класс С.М.Никольский "
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia-proghramma-po-matiematiki-5-klass-s-m-nikol-skii"
    ["file_id"] => string(6) "228395"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441287216"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства