Просмотр содержимого документа
«"Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе в условиях обновленных ФГОС"»
Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе в условиях обновленных ФГОС
Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Педагогическая технология отвечает на вопрос: Как учить результативно?
Анализируя существующее определение, можно выделить критерии, составляющие сущность педагогической технологии: однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего); отбор и структура содержания (что);
оптимальная организация учебного процесса (как); методы, приемы и средства обучения (с помощью чего); учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:
гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
экономичность резерва учебного времени; оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в жатые промежутки времени;
применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных материалов и оригинальных наглядных пособий.
Педагогические технологии ориентированы:
на формирование положительной мотивации к учебному труду;
интенсификацию коммуникативной среды;
развития личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору;
охрану здоровья учащихся.
Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по планированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Образовательная технологиялегко вписывается в учебный процесс, позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету, обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода, обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу. Отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности и четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
1. Информационно – коммуникационная технология
2. Технология развития критического мышления
3. Здоровьесберегающие технологии
4 . Модульная технология
5. Проектная технология
6. Технология развивающего обучения
7. Технология проблемного обучения
8. Технологии уровневой дифференциации
9. Игровые технологии
10. Традиционные технологии (классно-урочная система)
11. Технология мастерских
12. Кейс – технология
13. Технология интегрированного обучения
14. Педагогика сотрудничества
Рассмотрим наиболее часто используемые современные образовательные технологии в рамках начальной школы:
Проектная деятельность
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве, принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные результаты.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой – ориентировать на интеграцию фактических знаний (порой и путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.
Информационно- коммуникационные технологии.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
создание презентаций к урокам;
работа с ресурсами Интернет;
использование готовых обучающих программ;
разработка и использование собственных авторских программ.
Возможности ИКТ:
создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
создание текстовых работ;
обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.
Основными умениями являются:
технические - умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
методические - умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;
технологические - умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.
Технология проблемного обучения
Существует такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.
Проблемное обучение целесообразно применять:
- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,
- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),
- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени
Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.
Технология оценивания образовательных достижений учащихся
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
А) ориентировать на достижение результата
- Духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
- Формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
- Освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
Б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
В) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.):
1) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
2) метапредметные диагностические работы, составленные из заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий).
3)диагностика результатов личностного развития.
Технология развития критического мышления.
Критическое мышление – это комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания. Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
Этапы технологии критического мышления:
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, - выражая свои мысли собственными словами;
- структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
- получение новой информации;
- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ: (рефлексия)
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
- анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Урок «Окружающий мир» 3класс, тема урока «Почва»
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы:
… ветер может разрушить горы?
… опавшие осенью листья вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?
- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
- Мы говорим почва. А что же такое почва?
Приём «Корзина идей»
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Почва – это …
… земля
… растительная земля
… вещество
… суша, а не вода
… место обитания, дом животных
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Игровые технологии
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Приведем примеры использования игровых технологий на разных этапах учебного процесса.
При обобщении и повторении блока изученных тем возможно применять игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа. Например:
Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 12. Чему равно уменьшаемое?
Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет ей будет через 3 года?
Два отца и два сына съели три апельсина. По скольку съел каждый из них?
В любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке решения задач учащихся класса надо разделить на несколько команд и провести соревнование. Команда, решившая большее количество задач поощряется хорошими отметками.
Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Например:
1). 3 кг яблок стоят a р. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок?
2). За 4 ч автомат закрывает c банок. За сколько времени он накроет d банок?
3). b л молока разлили в банки по 3 л в каждую. После этого остались незаполненными k банок. Сколько всего было банок?
4). После того как Таня прочитала x страниц книги, ей осталось прочитать на 12 страниц больше, чем она прочитала. Сколько всего страниц в этой книге?
Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний. На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).
Здоровьесберегающиетехнологии
На целесообразность внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательный процесс школы нас наталкивают приоритетные цели и задачи, которые ставит перед нами не только государство, но и сама жизнь.
Актуальность этого вопроса нашла отражение в законе об образовании и в новом образовательном стандарте:
1. Закон об образовании. Статья 28. Пункт 6.2.Любое образовательное учреждение обязано создавать условия образования, обеспечивающие жизнь и здоровье обучающихся.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12 2010 № 2106.
Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.
П. 7. требования к рациональной организации образовательного процесса содержат:
- В общеобразовательную программу должны быть включены разделы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса ( объем нагрузок по реализации основных и дополнительных образовательных программ).
- Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий.
3. Введение 3 часа физической культуры в учебный план .
Итак, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы – это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.На каждом уроке и во внеурочной деятельности применяются здоровьесберегающие технологии. В начале урока создаётся обстановка доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. На уроке используем от 4 до 6 видов учебной деятельности. На каждом уроке проводим физкультминутку через 25 минут от начала урока (фаза двигательного беспокойства) для снятия мышечного напряжения.
Придерживаемся рациональной организации урока, то есть:
• строгая дозировка учебной нагрузки;
• построение урока с учетом работоспособности учащихся;
• проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках. Чтобы удовлетворить двигательную потребность учащихся обязательно проводим утреннюю зарядку перед началом уроков, которая помогает школьникам активно включаться в работу с утра.
Ожидаемые результаты использования современных образовательных технологий:
1. Возрастёт активность учащихся на уроке.
2. Слабые учащиеся получат возможность самостоятельных действий.
3. Увеличится скорость мышления, память.
4. Значительно повысится успеваемость.
5. Увеличится объем и качество творческого усвоения знаний.
6. Повысится полноценное развитие ребенка и качество образования.
8. Сформируется потребность в здоровом образе жизни.
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Ученик должен овладеть, выходя из стен начальной школы, умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы их реализовывать, возникает необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии.
Использование современных образовательных технологий открыло новые возможности для реализации потребностей личности в развитии творческого потенциала, способствовало формированию ключевых компетентностей, позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.
Преимущества использования современных технологий:
1. Знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайдов, звуковыми сопровождениями.
2. Демонстрировать графический материал
3. Прослушивать звуковые записи
4. Активизировать учебный процесс
Перспективы развития и реализации проекта Применение современных образовательных технологий способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Современные технологии вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Современные образовательные технологии являются новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Список использованных нормативных документов и источников информации:
1. Славинкина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам [Текст] / Л.С. Славинкина. - М.: 2002. - 101 с.
2. Кукушкин, В. С., “Педагогические технологии”. 2006 г. //М.: “Феникс”, - с.79 - 81.
3. Мисаренко, Г. Г., “На пути к стандартам нового поколения”//Народное образование. 2009 г. №1, – с. 62 - 68.
4. О. И. Уздинова . Концепция школьных факторов риска как теоретико- методологическая основа инновационных преобразований в современной системе школьного образования.- научная статья. Педагогика и психология.-№3/ 2007 год
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального Общего образования/ Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010, – с.30-31.
http://standart.edu.ru/. Пакет материалов, предназначенных для реализации образовательного процесса в начальной школе, соответствующего стандартам общего образования ФГОС.
http://rusedu.ru/. Архив учебных программ и презентаций.