kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование современных образовательных технологии для повышения качества образования на уроках литературного чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад содержит материал о современных технологиях для повышения качества обучения в начальной школе. Материал может бвть полезен на уроках литературного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование современных образовательных технологии для повышения качества образования на уроках литературного чтения.»

Использование современных образовательных технологий для повышения качества образования на уроках литературного чтения.



Последнее время существует тенденция, что многие дети читают неохотно и мало. Уроки чтения для них становятся скучными. Существует ряд причин:

- общий спад интереса к чтению;

- обилие источников информации помимо чтения;

- уменьшение количества времени на чтение.

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой.

С каждым годом наука об образовании вводит все более и более высокие требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одной из основных педагогических задач является разработка и применение на практике современных образовательных технологий, способствующих обучению и воспитанию детей.

Поэтому основная задача педагогов - повышение эффективности обучения воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС, выбор таких средств, методов и форм организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в школьном образовании направлены на повышение качества образования детей, а также на реализацию государственных стандартов школьного образования.

Задачи использования образовательных технологий:

• повысить свой уровень самообразования, освоив современные технологии обучения;

• применить полученные знания на практике;

• определить эффективность современных педагогических технологий;

• повысить качество образования учеников.

Общепринятой классификации образовательных технологий в педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

  • традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;

  • Проблемное обучение (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного обучении )

  • Исследовательские технологии  в начальных классах – это метод проектов

  • ИКТ – технологии)

  • Интерактивные технологии (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу)

  • Игровые технологии

  • Тестовые технологии

Самый распространенный вид –это традиционные технологии.

Традиционные технологии – это технологии построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.

При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.

Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность и теплоту в межличностных отношениях.

Обучающиеся на уроке практически ничего самостоятельно не делают, самостоятельно не думают, а просто сидят, слушают или выполняют элементарные задания, предписанные учителем.

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую нагруженность образовательного процесса. Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения. Например: технологии развивающего, проблемного обучения, а также информационно-коммуникативные, проектные, игровые, здоровьесберегающие .

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Главная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д. Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников. Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Например, прочитали название произведения и уже до чтения задаем вопрос :

Как вы думаете, о чем или о ком мы сейчас будем читать? Подобные вопросы можем задавать после прочтения небольшого отрывка: Интересно, а что будет дальше? Кто хочет высказать свое мнение? Чтение и рисование рисунка к прочитанному тексту; Постановка проблемных вопросов целесообразна при оценивании героев, их действий и поступков, проблем, затронутых автором. Например, при анализе сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно задать вопрос: «Иванушка положительный или отрицательный герой?» Положительный, так как он любит свою сестру (называет ее сестрица). Но у него есть и отрицательные качества, потому что он не послушал свою сестру – выпил из копытца и стал козленочком.

В процессе изучения пейзажной лирики в произведениях русских поэтов, при постановке проблемной задачи, нужно учитывать, что пейзажное стихотворение отражает не событие, а душевное переживание, настроение человека, а для этого необходимо воображение и способность сопереживать.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему природа открыта не для каждого и даже не каждому художнику видна?

(Не все люди внимательны, наблюдательны; мы живём в ритме жизни, не успеваем даже посмотреть на то, что нас окружает).

Так, при работе над стихотворением Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной», проблемная ситуация была следующей: представьте себе картину, которую автор показывает в своем произведении. Дети выделили слова, передающие настроение: дивная пора, день как бы хрустальный, лучезарны вечера, простор везде, льется чистая и теплая лазурь. Используя приём сравнения, предлагаю сравнить, как художники передают своё отношение к осенней поре в картинах, подтвердить это строчками из стихотворения.

Один из приёмов проблемного урока, это решение «сказочных задач»:

- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

- Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?

- Переделать знакомую сказку, т.е. ввести нового героя и развить новый сюжет.

Рассмотрим этап постановки проблемы по теме: Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица». Я читаю текст, но не называю жанр, предлагаю детям определить жанр нового произведения. Дети предполагают: Это сказка о животных. Это басня. Таким образом, возникла проблема. Ее нужно решить. Начинается этап поиска решения. Работа проходит в группах. Получилось 2 гипотезы. 1 группа проверяет гипотезу - сказка. 2 группа проверяет гипотезу - басня. Составляем план действий. Называем признаки сказки (басни) по опорным словам. Следующий этап работы. Проверим гипотезы в группах. Какие черты характерны для басни? (опорные слова - волшебство, иносказание и мораль) Вернемся к нашей проблеме: каков же жанр произведения? Это басня, потому что здесь есть все признаки басни. Новое знание открыто.

Проблемная задача может применяться на любом этапе урока:

- творческое дополнение или изменение иллюстрации учебника;

- чтение произведения и соотнесение рисунков с событиями в произведении;

- нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос;

- составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту);

- составление словесного плана или плана в виде рисунка;

- нахождение предложений, которые стали поговорками или фразеологизмами;

- чтение с выписыванием слов на заданную тему;

- поиск слов в тексте, описывающих пейзаж или героя;

- рисование портрета героя, опираясь на эпитеты, метафоры и сравнения, найденные в рассказе;

- выделение рифм, обращений; устаревших слов, выражений и составление толкового словаря;

- драматизация произведений;

- групповая работа по заданию;

- литературные игры;

- творческий пересказ.

Такие задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Проектные технологии могут использоваться после прохождения больших разделов. Например, после прохождения раздела « Устное народное творчество» , «Русские писатели» и т. д. Дети могут приготовить проект индивидуально или работать в группе.

Информационные технологии.

  Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. 

Информационные технологии можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели.  

Уроки литературного чтения  будут интереснее , если учитель будет включать в их содержание - аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев, вместе с учителем подбирать музыки к произведению, определить её характер и настроение;

Можно перед чтением стихотворений , прослушать звуки природы. Например ,звуки осеннего леса, летнего дождя с грозой к стихотворению Тютчева «Листья « и «Весенняя гроза», звуки вьюги к стихотворению А.С. Пушкина и т.д.

Компьютерные технологии могут быть органично включены в любой этап урока: во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, при обобщении и закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Кроме того, с помощью данных технологий можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Компьютер помогает вовлечь всех учеников класса в литературное творчество.

Активно проходит работа с фразеологизмами, скороговорками, загадками, пословицами и словарная работа. На уроках литературного чтения используются иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Ни для кого не секрет, что круг чтения современных детей ограничивается школьной программой. Младших школьников часто пугает объём предложенной книги. Поэтому задача учителя заинтересовать ребёнка книгой, представить доступный круг чтения во всём его многообразии и привлекательности. Многие детские произведения экранизированы, это даёт возможность использовать фрагменты фильмов на уроках литературного чтения. 

Все чаще и чаще дети подменяют чтение авторского текста на просмотр одноименного мультфильма. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и быстрее, и проще, и интереснее.

В учебниках по литературному чтению практически нет информации о писателях. Поэтому, готовясь к уроку, я собираю информацию о писателе в Интернете: факты биографии, портреты, фотографии. И учащимся стало интереснее, они стали сами в начале урока знакомства с новым писателем спрашивать, а что это за человек, а чем он интересовался, а он ещё жив. Сначала я предлагаю им по фотографии или по портрету предположить, а какой это человек, определит его характер. И только после высказанных детьми предположений, предлагаю посмотреть, прослушать найденный мной материал. А рассказ об интересных фактах биографии писателя служит стимулом к чтению его книг. 

Игровые технологии применяю на уроках закрепления . Использую работу с кроссвордами, это может быть индивидуально задание для ученика или коллективная работа. Такая работа стимулирует учащихся внимательно прочитывать текст и вызывает эмоциональный подъем. 

При разработке урока уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.  Например, при изучении сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», нужно отметить , что использовать для питья нужно только чистую воду.

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Бадриддинова Рамиля Тагировна

Дата: 01.11.2019

Номер свидетельства: 525292

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(142) "povyshieniie-effiektivnosti-urokov-chieriez-primienieniie-i-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423466696"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Статья "Создание условий для повышения творческого и интеллектуального потенциала младших школьников при использовании на уроках ИКТ. "
    ["seo_title"] => string(149) "stat-ia-sozdaniie-uslovii-dlia-povyshieniia-tvorchieskogho-i-intielliektual-nogho-potientsiala-mladshikh-shkol-nikov-pri-ispol-zovanii-na-urokakh-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "233834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443248020"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Статья "Внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс"
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-vniedrieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-uchiebnyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "249626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446924670"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Качество образования в начальной школе.Методические рекомендации."
    ["seo_title"] => string(77) "kachiestvo-obrazovaniia-v-nachal-noi-shkolie-mietodichieskiie-riekomiendatsii"
    ["file_id"] => string(6) "303856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457615074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства