«Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
«Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
Технология критического мыщления на уроках литературного чтения позволяет формировать у учащихся умение соотносить новую информацию с ранее полученными знаниями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»»
МАСТЕР – КЛАСС
Тема: «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
Цель: познакомить педагогов с методическими приемами личностно-ориентированной технологии развитие критического мышления на уроках литературного чтения.
Задачи:
Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
Вызвать устойчивый интерес и побудить участников к активной работе на занятии.
Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.
Оборудование: столы и стулья для работы в малых группах, карандаши, ручки, бумага формата А4 для индивидуальной и групповой работы, 6 шляпок (из бумаги) ноутбук, проектор, экран, презентация.
Дайте мне тогда ответ помочь откажетесь мне? (нет)
Последнее спрошу вас я: активными все будете? (да)
Слайд 3
- Я много раз задавала себе вопросы: Как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи? Как развить такие базовые качества личности, как рефлективность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность? Познакомившись с технологией «Критическое мышление через чтение», я нашла ответы на многие вопросы. Что такое критическое мышление? Есть очень много определений, но смысл сводится к тому что критическое мышление –это умение обосновать правильность своего решения. Это постоянный ответ на вопрос "А прав ли я" В первом классе и даже в детском саду нужно развивать критическое мышление. Иначе получится то, что мы наблюдаем нередко среди взрослых. Категоричное утверждение без логики и доказательств.
Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать? .
слайд.4
2. Теоретическая часть.
Технология развития критического мышления через чтение была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер. В России она появилась в 1997 году.
Слайд 5
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении учебных проблем.
Критическое мышление развивается при диалоговом обучении — диалоги проходят в парах и группе — группы формируются в классе. слайд 6
Чтобы правильно составить урок по данной технологии надо соблюдать 3 этапа (стадии). Каждая, из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов. КМ предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа) слайд 7
Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?».
2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления)
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать) Это, как правило, самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися. Цель данного этапа — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.
3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов — осмысление — рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий. Приведу, несколько приёмов стадии
Первый этап работы стадия вызова — «создание мотива к обучению». слайд 8
На этой стадии используются такие приемы:
«Верите ли Вы, что...?», «Проблемный вопрос» «Загадка» «Корзина идей», «Знаю-хочу», «Мозговой штурм» «Авторский стул» «Корзина» идей, понятий, имён" «Кластер» «Ассоциации» «Перепутанные логические цепочки» «Верные и неверные утверждения» Второй этап — «осмысление» . слайд 9
Задача учителя на этом этапе – установление последовательной связи между известными и полученными знаниями для создания нового понимания. На этом этапе используются такие приёмы как:
«Инсерт», «Чтение с пометами» «Кластер», «Чтение с остановками», «Толстые и тонкие вопросы»... «Знаю — Хочу знать — Узнал»
«Дерево предсказаний» слайд 10
Третий этап — «рефлексия», на этапе рефлексии можно использовать такие методы и приемы:
«Метод 6 шляп», «Авторский стул» Кластер Составление маркировочной таблицы (Знаю — Хочу узнать — Узнал) «Синквейн» «Пятиминутное эссе» «Толстые» и «тонкие» вопросы «Перепутанные логические цепочки» «Ромашка вопросов или ромашка Блума»
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.
3. Практическая часть мастер-класса
Я вам рассказала о наиболее интересных приемах и тех, которые нравятся детям.
а теперь приступим к практической части, во время которой попробуем поработать с некоторыми приемами КМ.
Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна. Вы ученики 3 класса.
Фрагмент урока литературного чтения. Тема Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
1)Психологический настрой «Кувшин счастья»
Уважаемые коллеги, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок
Деление на группы — (по номерам)3 группы
Участникам коллегам раздаётся одинаковый текст, по которому участники группы будут работать
2)Работа с текстом
Стадия «Вызов» слайд 11
Приём «Мозговой штурм» по картинке
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 161. Что вы видите на ней?
— Что вы можете сказать о льве. Изобразите животное.
— Что вы можете сказать о собаке. Изобразите животное.
- Что вы можете о них сказать?
— Кто написал это произведение?
— Почему Л. Н. Толстой мог так назвать своё произведение «Лев и собачка»? слайд 12
- Что значит быль?(то, что было в жизни)
— О чем может быть рассказ с таким названием?
— Что может произойти в рассказе с таким названием?
— Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? (предположения участников коллег)
Приём «Верите ли, что..» (индивидуально) слайд 13
— Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите «+«, если нет, то
• Верите ли, что действие происходит в зоопарке. • Верите ли, что лев набросится на собаку и разорвёт её. • Верите ли, что лев полюбит собаку. • Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год. • Верите ли, что собака умерла. • Верите ли, что лев обрадовался смерти собаки.
— Сегодня мы познакомимся с рассказом Л. Н. Толстого,«Лев и собачка»
Стадия «Осмысление»
Стратегия «Чтение с остановками» работа в группе
— Читать текст будем по частям, с остановками.
- Чтение 1-ой части. До «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом?»
-Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (Люди безжалостны – вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу)
-Зачем же Лев Н. так начинает свой рассказ?(Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных.
-почему же лев не растерзал собачку, когда впервые увидел её. (собачка умным взглядом словно попросила его не есть её)
Составьте «Дерево предсказаний» слайд 14
- Как вы думаете, что будет дальше?
-Как будут развиваться события дальше?
-Чем все закончится?
(Так они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.)
На доске – рисунок дерева с тремя веточками, на которых записаны вопросы:
СТВОЛ ДЕРЕВА
1. Что будет дальше?
2. Чем закончится рассказ?
3. Что может произойти в рассказе с таким названием?
Ствол – вопросы, ветви – предположение, листья - обоснование.
На эти же вопросы дети отвечают у себя в группах. Затем они озвучивают свои
предсказания, а я их записываю на листках – получается дерево с ветками, на каждой из которых – листочки-предсказания.
При использовании этого приема необходимо помнить следующее:
не стоит использовать прием на уроке больше одного раза,
все версии должны быть аргументированы, основаны на предложенном
тексте,
после прочтения дети возвращаются к своим предсказаниям и смотрят, какие
из них сбылись, а какие нет и почему.
Чтение 2-ой части (до слов «Хозяин хотел унести мертвую собачку»).
— Какие у вас возникли чувства?
— Что произойдет дальше?
Чтение 3-ей части
-Как вы думаете, почему лев умер?
Возвращаемся к «Дереву предсказаний»
- Что из предсказаний подтвердилось, а что нет?
-Найдите и прочитайте слова, в которых Л. Н. Толстой говорит про льва и собачку как о людях. (На шестой день лев умер. Собачка заболела.)
- Были ли у вас такие моменты в жизни, что приходилось расставаться со своими любимцами?
Стадия «Рефлексия» (слайд 15-16)
«Прием шести шляп» делим участников на шесть групп (работа в парах 1и 3, 2 и 4)
Сначала учителя знакомятся со значением каждого цвета шляпы.
- Красная шляпа – это то, что мы чувствуем по отношению к герою, к поступкам,
к природе и т.д.
-Желтая шляпа отвечает за оптимизм, подсказывает, что хорошего можно взять
из произведения для себя.
- Зеленая шляпа дает советы герою, читателю.
- Черная шляпа все, что в поступках героев плохого, найдет.
- Белый цвет учит, чему следует поучиться у героя.
-Синий цвет – продолжение сюжета.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка,
интерпретация полученных сведений. Именно на стадии рефлексии происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
4.Рефлексия
Чтобы успешно развивать критическое мышление у обучающихся, педагог сам должен уметь критически мыслить, уметь анализировать, прогнозировать. Быть креативным, творческим, смотреть с оптимизмом в будущее. (слайд 17 )
Мастер класс завершен..Спасибо за внимание.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение