Просмотр содержимого документа
«Использование приемов формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Караваева Ирина Анатольевна
Россия, г. Нижний Тагил, ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1» студент
Ключевые слова: Формирование адекватной самооценки, младшие школьники.
Аннотация: Рассматриваются приемы формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной частью процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя начальных классов. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.
Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться узкой целью – проверкой понимания усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
В работе с младшими школьниками могут быть использованы следующие приемы формирования самооценки:
1) Словесные приемы
а) Для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы: Что ты узнал на уроке? Чему научился? За что себя можешь похвалить? Над чем еще надо поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания показались трудными? Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
б) используется наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений: Сегодня на уроке я … Мне удалось… Я могу похвалить… Я недостаточно… Я старался…
2) Рисунки
Своя работа в конце недели или в конце месяца оценивается с помощью рисунка. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какого–либо предмета, например, изобразить дерево настроения, цветок настроения, смайл и т.д. или раскрасить в цвете какой–либо предмет.
3) Личный дневник школьника
Используется дневник школьника, авторами которого являются Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева и др. с одной стороны в него включены все необходимые элементы традиционного дневника школьника, а с другой стороны он предназначен для развития у младших школьников самоорганизации, самоконтроля и самооценки.
В 3-4 классах в начале каждой недели ученики класса пишут цель на эту неделю, для этого отведена специальная строчка, например, «На этой неделе буду активно работать на уроках», «Я постараюсь получать хорошие отметки». В конце недели школьники могут оценить степень достижения цели. Например, «Я выполнял домашние задания самостоятельно», «На этой неделе я получил 5 по русскому языку» и др.
Обучающиеся проводят самоанализ в конце четверти, в конце года под руководством учителя, такая работа служит дополнительным источником мотивации ученика и создает ситуацию успеха.
При регулярной работе над дневником можно отметить, что к 4 классу у большинства учеников формируется субъективность учебной деятельности, причем ярко проявляется в развитии таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, целеполагание и оценка. Также они умеют анализировать свою деятельность, искать причины неудач и пути их исправления в школе и вне нее.
4) «Портфель ученика»
Работа с «Портфелем ученика» начинается с первого класса, дети вместе со своими родителями собирают все творческие работы, начиная с первого и по четвертый классы.
В конце 4 класса все работы просматриваются учениками, отбираются на взгляд учеников лучшие работы, делаются выводы, какие предметы удавались лучше, какие предметы удавались не совсем хорошо. Выявляются причины неудач, ставится цель к учебной деятельности в 5 классе.
5) Анализ работы за четверть, за год, за период обучения.
В конце четверти в 3-4 классах наряду с тем, что выставляются четвертные отметки, проводится самоанализ своей учебной деятельности. Для этого используются следующие вопросы: Что удалось в этой четверти? По каким предметам результаты получились лучше? Что не получилось? В чем причина? Какую цель поставишь в следующей четверти?
В конце года также проводится самоанализ своей работы, для этого используются следующие вопросы: Какими результатами первой четверти можешь гордиться? Над чем еще необходимо поработать? По каким предметам возникали затруднения? В чем причина? Какую цель поставишь на следующую четверть?
6) Таблицы.
Такой прием наиболее эффективен в 4 классе, используется при групповой форме обучения. Дети, работая в группах, оценивают работу своей и других групп, а в конце работу оценивает учитель.
Для того чтобы развитие самооценки было эффективным следует выполнять следующие условия:
1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;
2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;
3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;
4. Сопоставление и выводы об эффективности работы;
5. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
Таким образом, в педагогической практике разработаны ряд приемов направленные на формирование адекватной самооценки. Среди них есть приемы, которые рассчитаны на один урок, а есть такие, которые требуют систематической работы на протяжении всего периода обучения. Использование разных приемов и их сочетаний может и должно способствовать формированию адекватной самооценки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Казакина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена,2001. –65 с.
2) Липкина А.И. Самооценка школьника. // Педагогика и психология, №12, -???? 46 - 64 с.
3) Нестерова З.Ю. Развитие оценочной самостоятельности младших школьников: практические приёмы и методы/З.Ю. Нестерова// Начальная школа до и после. – 2010. –№9. – с. 61–64.
4) Сластёнин, В.А. Педагогика. [Текст]: учебное пособие для студ. и высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф Исаев, Е.Н. Шилов. – М.: «Академия», 2004. –286,345 с.