kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование приемов формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о формировании адекватной самооценки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


Караваева Ирина Анатольевна

Россия, г. Нижний Тагил, ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1» студент

Ключевые слова: Формирование адекватной самооценки, младшие школьники.

Аннотация: Рассматриваются приемы формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.


Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной частью процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя начальных классов. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться узкой целью – проверкой понимания усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

В работе с младшими школьниками могут быть использованы следующие приемы формирования самооценки:

1) Словесные приемы

а) Для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы: Что ты узнал на уроке? Чему научился? За что себя можешь похвалить? Над чем еще надо поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания показались трудными? Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

б) используется наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений: Сегодня на уроке я … Мне удалось… Я могу похвалить… Я недостаточно… Я старался…

2) Рисунки

Своя работа в конце недели или в конце месяца оценивается с помощью рисунка. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какого–либо предмета, например, изобразить дерево настроения, цветок настроения, смайл и т.д. или раскрасить в цвете какой–либо предмет.

3) Личный дневник школьника

Используется дневник школьника, авторами которого являются Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева и др. с одной стороны в него включены все необходимые элементы традиционного дневника школьника, а с другой стороны он предназначен для развития у младших школьников самоорганизации, самоконтроля и самооценки.

В 3-4 классах в начале каждой недели ученики класса пишут цель на эту неделю, для этого отведена специальная строчка, например, «На этой неделе буду активно работать на уроках», «Я постараюсь получать хорошие отметки». В конце недели школьники могут оценить степень достижения цели. Например, «Я выполнял домашние задания самостоятельно», «На этой неделе я получил 5 по русскому языку» и др.

Обучающиеся проводят самоанализ в конце четверти, в конце года под руководством учителя, такая работа служит дополнительным источником мотивации ученика и создает ситуацию успеха.

При регулярной работе над дневником можно отметить, что к 4 классу у большинства учеников формируется субъективность учебной деятельности, причем ярко проявляется в развитии таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, целеполагание и оценка. Также они умеют анализировать свою деятельность, искать причины неудач и пути их исправления в школе и вне нее.

4) «Портфель ученика»

Работа с «Портфелем ученика» начинается с первого класса, дети вместе со своими родителями собирают все творческие работы, начиная с первого и по четвертый классы.

В конце 4 класса все работы просматриваются учениками, отбираются на взгляд учеников лучшие работы, делаются выводы, какие предметы удавались лучше, какие предметы удавались не совсем хорошо. Выявляются причины неудач, ставится цель к учебной деятельности в 5 классе.

5) Анализ работы за четверть, за год, за период обучения.

В конце четверти в 3-4 классах наряду с тем, что выставляются четвертные отметки, проводится самоанализ своей учебной деятельности. Для этого используются следующие вопросы: Что удалось в этой четверти? По каким предметам результаты получились лучше? Что не получилось? В чем причина? Какую цель поставишь в следующей четверти?

В конце года также проводится самоанализ своей работы, для этого используются следующие вопросы: Какими результатами первой четверти можешь гордиться? Над чем еще необходимо поработать? По каким предметам возникали затруднения? В чем причина? Какую цель поставишь на следующую четверть?

6) Таблицы.

Такой прием наиболее эффективен в 4 классе, используется при групповой форме обучения. Дети, работая в группах, оценивают работу своей и других групп, а в конце работу оценивает учитель.

Для того чтобы развитие самооценки было эффективным следует выполнять следующие условия:

1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;

2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;

3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;

4. Сопоставление и выводы об эффективности работы;

5. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Таким образом, в педагогической практике разработаны ряд приемов направленные на формирование адекватной самооценки. Среди них есть приемы, которые рассчитаны на один урок, а есть такие, которые требуют систематической работы на протяжении всего периода обучения. Использование разных приемов и их сочетаний может и должно способствовать формированию адекватной самооценки.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Казакина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена,2001. –65 с.

2) Липкина А.И. Самооценка школьника. // Педагогика и психология, №12, -???? 46 - 64 с.

3) Нестерова З.Ю. Развитие оценочной самостоятельности младших школьников: практические приёмы и методы/З.Ю. Нестерова// Начальная школа до и после. – 2010. –№9. – с. 61–64.

4) Сластёнин, В.А. Педагогика. [Текст]: учебное пособие для студ. и высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф Исаев, Е.Н. Шилов. – М.: «Академия», 2004. –286,345 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование приемов формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте

Автор: Караваева Ирина Анатольевна

Дата: 31.01.2019

Номер свидетельства: 497914

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Тема доклада: "Проектная деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(101) "tiema-doklada-proiektnaia-dieiatiel-nost-s-uchashchimisia-na-urokie-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "246114"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446296974"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "План работы по самообразованию "
    ["seo_title"] => string(31) "plan-raboty-po-samoobrazovaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "163424"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422471583"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Статья "Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации в новом коллективе" "
    ["seo_title"] => string(94) "stat-ia-formy-individual-noi-raboty-s-uchashchimisia-v-pieriod-adaptatsii-v-novom-kolliektivie"
    ["file_id"] => string(6) "229221"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441645591"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(14) "Статья: "
    ["seo_title"] => string(9) "stat-ia-1"
    ["file_id"] => string(6) "151985"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420795024"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства