Просмотр содержимого документа
«Использование на уроках и во внеурочной деятельности элементов интегрированного обучения»
«Использование на уроках и во внеурочной деятельности элементов интегрированного обучения». Она отметила, что именно интеграция позволяет строить учебный процесс в единстве его воспитывающих, обучающих и развивающих функций, способствует развитию творческого потенциала учащегося, формированию универсальной личности ребенка, умеющей применять свои знания в разных сферах деятельности (метапредметные результаты). В чём же заключается суть интеграции в обучении? Применительно к системе обучения «интеграция» как понятие может принимать два значения:
создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция– средство обучения).
Таким образом, интегрированный урок имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе, и сформировать собственное отношение к законам их развития. Главными принципами интегрированного обучения считаю принцип взаимосвязи предметов, принцип осознания обучающимися процесса учения, принцип систематической работы над общим развитием обучающихся, принцип паритетных отношений субъектов учебно-познавательной деятельности. Интеграция предполагает прежде всего существенное развитие межпредметных связей, переход от согласования преподавания ряда предметов к глубокому их взаимодействию. Это взаимодействие может быть реализовано на разных уровнях. Первый начальный уровень интеграции соответствует принципу «вторжения в чужую область». Он заключается в том, что на уроке по одному предмету привлекаются понятия, образы и представления из других дисциплин, т.е. в рамках одного предмета активно используются знания, полученные по другим предметам. Это способствует не только формированию целостной системы знаний об окружающем мире, но и лучшему усвоению собственно материала. Вертикальные виды интеграции объединяют материал различных дисциплин из разных лет обучения.
Особое внимание в ходе педагогической работы учитель уделяет общим темам по русскому языку и литературному чтению, старается связывать изучение литературного произведения с разными видами работ по русскому языку. Для этого включает в качестве дидактических материалов на уроках русского языка отрывки из художественных произведений, изучаемых по литературному чтению, составляет тексты диктантов, изложений о жизни, творчестве поэтов и писателей. Ольга Дмитриевна старается максимально наполнить свои уроки интересным материалом, зачастую, перекликающимся с другими дисциплинами. Так, например, во время проведения открытого урока во 2 классе «Стихотворения С. Есенина о родной природе», она активно использовала межпредметные связи с музыкой и изобразительным искусством. Обучающимся в ходе урока было предложено соотнести музыкальные композиции, на их взгляд более подходящими картинами русских художников. На уроках русского языка детям учитель предлагает написать рассказ из 4-5 предложений по картинам И. Грабаря, А. Саврасова, И. Шишкина, используя в своей работе разные по структуре предложения. В рамках предметной недели Кологреевой И.В. было организовано театрализованное представление по сказкам Г.Х. Андерсена, где также значительно использовались и музыкальные композиции, и иллюстрации, и художественный текст. В рамках недели мужества был проведён урок «Поэзия подвига», где также невозможно было обойтись без элементов интегрированного обучения: были использованы аудиоматериалы с записью песен на стихи поэтов-фронтовиков, а также представлены иллюстрации, фото военных лет.
На уроках с элементами интегрированного обучения, анализируя факты и явления, обучающиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи. Интегрированное обучение безусловно развивает познавательный интерес учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения.