Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий на уроках в начальной школе»
Использование игровых технологий на уроках в начальной школе
За окном весна, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, и послушайте одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:
- Как вы считаете, что ответил мудрец? “Всё в твоих руках”.
Действительно в наших руках.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках.
Деление на группы по цвету бабочек.
Сегодня мы хотим рассказать вам, уважаемые коллеги, про то, как мы используем игровые технологии в своей работе. Изучая особенности своих учащихся, применяя различные технологии, мы поняли, что именно в этом возрасте, очень эффективны игровые технологии.
Игровые технологии- это определенная последовательность операций, действий, направленных на достижение учебно-воспитательных целей.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.
Само слово «школа» в переводе с древнегреческого означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался «magistesLudi», т.е. «учитель игр».
Проблема занимательности берет свое начало с Яна Амоса Каменского. Он не вводил этого понятия, но писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению».
Какова же цель игровых технологий?
Цель игровых технологий - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной. Но игра - это естественная форма обучения для ребёнка. Она часть его жизненного опыта.
А.С.Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в Казахстане в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации.
В жизни детей игра выполняет такие важнейшиефункции:
развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);
терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.
Предлагаем поработать в группах. Вам необходимо провести игру с коллегами
Игра на развитие внимания
Игра на развитие памяти
Игра на развитие мышления
Игра на развитие логики
Игра на развитие коммуникативных способностей.
Понравилось ли вам играть?Так и нашим детям тоже очень нравится играть.
Таким образом, игровые технологии в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности.
Современные дети, приходя в школу, уже свободно владеют компьютером. Использование ИКТ - это почти обязательная часть современного урока. Компьютерные обучающие игры необходимы и незаменимы в процессе обучения. Применение ИКТ на уроках, вне всякого сомнения, необходимо. Важно не бросаться из одной крайности в другую. Пусть всего будет в меру. Мы используем различные тренажеры, интерактивные игры.
Приведем примеры использования игровых технологий на разных этапах учебного процесса.
На уроках русского языка используем следующие игры. При изучении темы Правописание безударных гласных в корне слова применяем такие игры как «Вставьте пропущенные буквы», «Самый внимательный» (найди и справь ошибку), это способствовало формированию навыка правописания безударных гласных в корне слова, развитию орфографической зоркости, памяти и мышления.
Также детям очень нравится игра «Выбери три слова» использую ее при повторении изученных тем. Такие игры мне помогают проследить за формированием орфографического навыка правописания слов с изученными орфограммами.
Для развития навыка правописания слов с непроверяемыми гласными, умение выделять в словах общий признак, внимание я использую игру «Лишнее слово».
При изучении темы Правописание слов с сочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу, я использовала такие игры как «Собери слово», игру «Поезд», что способствовало формированию навыка правописания слов с этими сочетаниями, вниманию, орфографической зоркости, моторики (при раскрашивании)
В первом классе мои дети познакомились с предложением, научились его составлять. А уже во втором классе используя это умение и навык составления приложений, мы учимся составлять текст, писать сочинения. Но, конечно, такие уроки не проходят без игр. Они помогают мне совершенствовать навык составления предложений, умений и творческих способностей, а так же формированию индивидуальных способностей.
На уроках обучения грамоте- игра «Одень человечка»
- Какую по вашему мнению одежду носит звук М?
- Как вы думаете, какой звук спрятал от нас своё имя: О, М, Х или Ц
(На доске - «одетый» человечек без буквы на «животике»).
- Почему? Объясните свой ответ.
- Какие звуки одеваются одинаково? Почему?
- Почему звук [Щ’] любит только зелёный цвет, а звук [Ж] - только синий?
- Почему звуки [Р] и [Р’] надевают только желтую шляпку- колокольчик?
Диктант «За дружбу»
Математика - один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Интересным игровым упражнением является: Математическая эстафета. Используя ее как при устном счете, так и при закреплении изученной темы.
Использование игр игровых ситуаций на уроках математики помогает решить проблемы усвоения материала, развивать интерес к предмету.
На уроках литературного чтения практикуем следующие игры:
-Игры - рифмовки, использую как при речевой разминке, так и при обобщении знаний о прочитанном произведении ,особенно если это веселые рассказы или стихи.
Учащимся очень нравятся викторины, так как они позволяют ребёнку ощутить дух соревнования.
Предлагаем на уроке поработать «Шифровщиками», чтобы узнать кто к нам пришел на урок, принес задания, или наоборот нужно этому герою помочь.
Чтобы проверить знания учащихся по прочитанному произведению, мы используем тесты, причём не обычные, а интерактивные.
Игра «Ассоциации».
В этой игре может принимать участие, как весь класс, так и один человек. Я называю какого-либо героя, а учащиеся должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у них этот герой.
Используем прием «Горячий стул»
При проверке самостоятельного поиска новой информации, изучения нового материла использую прием «горячий стул», когда ученики, читая материал, готовят 2-3 вопроса, пожелавший ученик садится на «горячий» стул перед классом, отвечает на вопросы одноклассников, затем ученики его оценивают. Он выбирает самый интересный для него вопрос - при этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу), особенно удачно этот прием проходит в 4 классах.
Таким образом, применяя на уроках игровые технологии у учащихся:
-формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
-вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
-создается положительный морально — психологический климат в классе для развития личности учащихся;
-повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;
-развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.
Подводя итог выше изложенномудавайте отметим плюсы и минусы использования игровых технологий: (в группе зачитать)
«Плюсы»
- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- идет передача опыта старших поколений младшим;
- способствует использованию знаний в новой ситуации;
- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
«Минусы»
- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
- невозможность использовать на любом материале;
- сложность в оценки учащихся.
Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся
А теперь давайте составим синквейн к слову «Игра» ( зачитывание синквейна)
Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю .