Просмотр содержимого документа
«Использование технологии ТРИЗ ( теория решения изобретательских задач) на уроках по окружающему миру во 2 классе»
Само содержание предмета «Окружающий мир» предоставляет большие возможности для использования ТРИЗ, ведь в курсе содержатся начальные знания по биологии, географии, химии, физики, истории, обществознанию. Представленный объём информации достаточно большой и разнообразный, поэтому главным становится не заучивание отдельных сведений, а создание у младшего школьника целостной картины мира. И в этом, несомненно, поможет ТРИЗ, которая учит решать проблемы, находить противоречия, а главное, мыслить. Т.е. не только осваивать конкретный учебный материал, но и формировать универсальные учебные действия, что, в конечном счёте, и является целью обучения.
Конечно, использовать приёмы ТРИЗ нужно достаточно часто, чтобы они давали результат. Постепенно ученики сами начинают использовать отдельные приёмы ТРИЗ при выполнении самостоятельных работ.
При работе в системе ТРИЗ можно выделить следующие этапы работы:
Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду и самому ставить вопросы.
Что общего между кактусом и берёзой? Что общего между листом бумаги и дверью?
Цель второго этапа - учить детей изобретать и фантазировать.
Например, придумать, какими способами можно очистить воду от загрязнений.
Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью инструментов ТРИЗ.
Например: что бы вы сделали, очутившись на месте Карика и Вали в царстве насекомых?
На четвертом этаперебенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Начинать лучше с простых заданий в первом классе, реализуя известный дидактический принцип «от простого - к сложному». Один из приёмов, который можно довольно часто использовать на уроках - составление загадок. Ведь загадка - это указание важных свойств предмета, его характеристика, и от того, насколько она точна, зависит, смогут ли её отгадать. При этом у детей развиваются интеллектуальные способности – умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Сочинение загадки ведётся по алгоритму, предложенному А. Нестеренко.
Последовательность этапов сочинения загадки:
Выбрать объект, про который будет придумываться загадка.
Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта.
Исключить объекты, обладающие такими же признаками.
Отредактировать полученную загадку.
В 1-м классе при знакомстве с твердыми, жидкими и газообразными телами природы интересно использовать «метод маленьких человечков». Внутреннее строение тел и их свойства объясняется через сравнение мельчайших частиц - молекул с маленькими человечками. Они постоянно движутся. В твердых телах человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Благодаря такой наглядной модели, учащиеся самостоятельно нашли ответы на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему запах от цветов сирени распространяется по комнате? Почему вода (жидкость) принимает форму вазы?»
Следующий приём - игра «Да-нет», который тоже лучше проводить с 1-ого класса. Сначала хорошо создать ситуацию, когда дети поймут, какие вопросы нужно задавать, чтобы получить нужный ответ. Правила игры: загадывается объект, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Сначала вопросы будут самые разные, потом дети поймут, что сначала надо сузить круг поиска - т.е. живая или неживая природа, если живая, то растение это или животное и т.д. По мере проведения игры вопросы ставятся по существенным признакам.
При изучении темы « Города России» (2 класс) можно предложить придумать загадки о памятниках и достопримечательностях города Санкт - Петербурга. Используя данный алгоритм, получились такие загадки:
В нем жил великий человек,
но не Екатерина Вторая,
Он в футляре, но не очки,
Из брёвен, но не изба.
(домик Петра Первого)
Находится в сквере, но не фонтан,
Он медный, но не монета,
На коне, но никуда не едет.
(Медный всадник)
Весь разноцветный, а не павлин, С золотыми куполами,
а не Петропавловская крепость,
На канале Грибоедова,
а не Казанский собор.
(Спас на Крови)
В 3-м классе при изучении темы «Полезные ископаемые» прием «Да-нет» также целесообразно использовать.
-Это твёрдое вещество?(да) - Горючее или нет?(нет) -Рудное или нет?(нет) -Встречается в нашем регионе?(да) -Оно используется в строительстве?(да) -Гранит. - Верно.
Порядок вопросов может быть любой, важно, что в игре дети усваивают учебный материал, активность в классе при этом намного выше, чем, если бы мы просто попросили детей перечислить полезные ископаемые и характеристики.
При изучении экологического материала курса хорошо проводить игры под общим названием сказочные задачи. При этом моделируется проблемная ситуация, используя сюжет сказки. Например, в 4 классе при изучении темы «Охрана водоёмов» можно взять за основу «Сказку о рыбаке и рыбке». Дед приходит на берег рыбачить, а берег и сам водоём загрязнён. Что нужно сделать, чтобы очистить море от загрязнений? Составляется экологическая цепочка взаимосвязей, дети придумывают, как решить проблему. Тут возможны самые разные приёмы - и коллаж из сказок, придумывание своей сказки, разрешение сказочной проблемной ситуации.
Один из приёмов ТРИЗ «Хорошо - плохо» как нельзя лучше готовит ребёнка к решению жизненных проблем, учит видеть в любой ситуации и плюсы и минусы. Можно проводить по командам, разделив класс на две части, в следующий раз группы меняются ролями. Темы, связанные с ОБЖ, очень хорошо вписываются в этот приём. Тема «Огонь, вода, газ».
Класс делится на 2 группы. Одна доказывает, что огонь - друг, другая - утверждает обратное. Каждая группа приводит аргументы. Эта игра помогает развивать не только умение думать, рассуждать, доказывать, но и развивает фантазию, речь ребёнка, умение принимать позицию другого человека, уважать мнение другого. Противоречий вокруг нас великое множество, возникают противоречия везде и повсюду. Постепенно ребёнок усваивает, что всё может быть и хорошим и плохим, что важно не только для развития, но и для психического здоровья человека в наше сложное время.
Следующий элемент ТРИЗ – “Создай паспорт”, используется для систематизации, обобщения полученных знаний; выделения существенных и несущественных признаков изучаемого или создания краткой характеристики изучаемого понятия и сравнения его с другими сходными понятиями.
Изучая Солнечную Систему во втором классе можно предложить создать паспорт планет по плану, созданному совместно с детьми. При этом работают и сильные учащиеся (создавая паспорт) и более слабые (заполняют его).
Совместно решаем, что самое главное (существенное) для характеристики планет.
Получился такой паспорт планеты:
1.Название планеты
2.На каком месте от Солнца
3.Размер по сравнению с другими планетами
4.Особенности (строение, температура)
5. Интересные сведения (почему так названа, есть ли кольца, спутники и т.д.)
Несомненно, что одной из важнейших задач обучения в начальной школе, является научить давать правильные, достаточно аргументированные ответы на вопросы. Часто бывает так, что по «устным предметам» ученик старается запомнить учебник «слово в слово» и если это не получается, то теряется сама суть ответа.
В решении этой задачи помогает универсальный план устного ответа, который произошёл от приёма системный лифт.
При этом важно, чтобы учащиеся сами подошли к идее создать план ответа. Было предложено объяснить, что такое стул. Сначала ответы были неточны и отрывочны.
- У него 4 ножки.
- Но и у стола тоже четыре ножки, а бывают стулья на 3 ножках. Разве от этого они перестают быть стульями?
- Стул из дерева.
- Но бывают стулья из пластмассы или металла.
Тут уже все включились в игру. Одни ищут признаки, другие - опровергают идеи.
Далее делают вывод, что сначала нужно сказать, к какой группе относится это понятие (т.е. частью какой системы является), потом рассказать что общего с остальными предметами или явлениями, входящими в эту группу, потом указать на признаки, отличающие этот объект от других в данной группе
Зачем это нужно? Т.е. функция и назначение.
Из чего состоит? Подсистемы - и для каждой функцию и свойства (терминология по А. Нестеренко).
По этому алгоритму можно строить свой ответ по любому предмету, так можно дать характеристику и природной зоны, и частей организма человека, и полезного ископаемого. Отвечая по алгоритму, ученик не боится забыть, пропустить что-то важное, он «ум в порядок приводит» и снимает страх, который существует у многих перед устными ответами.
По мнению А. Нестеренко, «системное изучение в начальной школе окружающего мира — отдельная проблема. Младшие школьники очень любознательны. Они вычитывают, высматривают, выспрашивают массу фактов о растениях, животных, космических телах. В результате такой бурной активности дети порой знают очень много, а понимают очень мало. Они могут легко оперировать названиями планет, перечислять виды вымерших динозавров и названия сложных веществ, но при этом не способны ответить на элементарные вопросы об устройстве мира. Объясняется это просто: у ребенка нет еще в голове матрицы (когнитивной схемы), в которую можно уложить новую информацию. И если поразившие ребенка факты не находят в его голове «своей полочки», изучения окружающего мира по сути не происходит».
ТРИЗ - инструменты помогают строить системную (научную) картину мира.
Важно отметить, что для успешного развития каждого необходимо создать благоприятную психологическую обстановку.
– нужно выслушивать мнение каждого
– не давать отрицательных оценок, критических высказываний в адрес детей; – говорить не “правильно”, а “интересно”, “замечательно”, “необычно”, “любопытно”, “здорово”, “отлично”, “удивительно” и т.п.;
- помощь взрослого должна оказываться лишь тогда, когда ребёнку без неё не обойтись, т.е. быть уместной и своевременной;
- обучение должно вестись на таком уровне, чтобы каждый добирался до «потолка» своих возможностей;
- учить детей возражать не только друг другу, но и взрослому, доказывая и аргументируя;
- использовать ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
- сопровождать процесс общения только положительными эмоциями: радостью открытия, творчества, уверенностью в себе.
Безусловно, и сам учитель должен быть в достаточной степени творческим, чтобы постоянно искать новые пути решения главной задачи обучения – научить учиться. Инструменты ТРИЗ достаточно разнообразны и целесообразны.