Использование технологии развития критического мышления в начальных классах
Использование технологии развития критического мышления в начальных классах
В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.
Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание приобретенной информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование технологии развития критического мышления в начальных классах »
Использование технологии развития критического мышления
в начальных классах
В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить познавательная задача, цитата, обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?»). На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций. Предполагается последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность, когда каждый следует по пути от «простого» к «сложному», что позволяет судить об уровне овладения мыслительными операциями. Особенность этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала (введение в курс, введение в тему, введение в урок).
Вторая стадия – осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: ведение различных записей типа двойных дневников и бортовых журналов, концептуальных таблиц; выделение ключевых слов; новый кластер; сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?).
Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.
Третья стадия– рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; сказка; телеграмма. Результаты: присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.
С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. В технологии РКМ используются несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.
Концептуальная таблица. Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Концептуальная таблица, созданная на уроке окружающего мира на стадии рефлексии. Тема: «Природные зоны России»
Линии сравнения
Арктика
Тундра
Географическое положение
Освещенность
Почва
Климат
Растительный мир
Животный мир
Деятельность человека
Прием «Сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить.
Основной смысл использования приема «Сводная таблица» в технологии развития критического мышления заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Например, сравнительная таблица при изучении сказки «Бременские музыканты» Братьев Гримм и мультфильм «Бременские музыканты».
сказка
Линия сравнения
мультфильм
Автор произведения
Жанр произведения
Положительные качества героев.
Отрицательные качества
Сравнительную таблицу можно использовать не только при работе с художественными текстами, но и при работе с информационным текстом.
Например, при изучении темы по окружающему миру «Разнообразие животного мира» можно составить такую таблицу:
Линия сравнения
млекопитающие
насекомые
земноводные
пресмыкающиеся
птицы
тело
конечности
передвижение
питание
Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке. При использовании приема «Сводная таблица» желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. В начальных классах линии сравнения может выделять учитель. Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развитие монологической речи. У ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией.
«Таблица-синтез». Этот интересный прием рекомендуется для работы с художественным текстом. На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.
Ключевые слова (словосочетания)до прочтения
Выписки из текста (связанные с ключевыми словами)
Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения)
1……………. 2……………. 3……………. 4……………. /во время чтения/ 1…………….. 2……………..
При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант «таблицы синтез»:
Ключевые слова
Толкование
Выписка из текста
«Таблица – ЗХУ». Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал»:
З - что мы знаем
Х - что мы хотим узнать
У - что мы узнали, и что нам осталось узнать
Стратегия З-Х-У используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Цели ее применения:
Обучение умению определять уровень собственных знаний.
Пробуждение интереса к получению новой информации.
Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний.Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
Пример таблицы:
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
УЗНАЛ
Первые люди жили стаей, затем общинами.
Чтобы добыть себе питание люди кочевали.
Где появились первые люди?
Как люди заселили нашу Землю?
Почему сейчас люди не кочуют?
Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.
Если нет ответа на поставленный вопрос –работа продолжается дома.
Выделим основные правила работы с приемом «ЗХУ»:
вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы;
перечислите источники информации;
попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации;
поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения;
познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя);
ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы;
посмотрите, нельзя ли расширить список категории информации, включите в него новые категории;
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?». Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
Кто?
Что?
Где?
Когда?
Почему?
Прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание приобретенной информации.
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(279) "Проект "Опыт использования технологии развития критического мышления в практике изучения русского языка с методикой преподавания в начальных классах""
["seo_title"] => string(80) "proiekt_opyt_ispol_zovaniia_tiekhnologhii_razvitiia_kritichieskogho_myshlieniia_"
["file_id"] => string(6) "373435"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1482731662"
}
}