Проект "Опыт использования технологии развития критического мышления в практике изучения русского языка с методикой преподавания в начальных классах"
Проект "Опыт использования технологии развития критического мышления в практике изучения русского языка с методикой преподавания в начальных классах"
Проект является обобщением опыта по использованию технологии развития критического мышления в обучении студентов специальности "Преподавание в начальных классах" по дисциплине "Русский язык с методикой преподавания"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Опыт использования технологии развития критического мышления в практике изучения русского языка с методикой преподавания в начальных классах"»
25
Министерство образования и науки Хабаровского края
Тема: Опыт использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо в практике изучения русского языка с методикой преподавания в начальных классах
Подготовила: Попова С.В.,
преподаватель русского языка
с методикой преподавания
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
Сущность технологии развития критического мышления
через чтение и письмо…………………………………………………………..4
Проект учебного занятия по русскому языку с методикой
преподавания в начальных классах по теме «Формирование языковых
понятий. Причастие как особая форма глагола»……………………………..11
Заключение……………………………………………………………………....20
Список литературы……………………………………………………………...21
Приложения……………………………………………………………………...22
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного многофакторного социально- политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства выпускник СПО должен обладать способностью к профессиональному выживанию и устойчивой жизнедеятельности.
Поэтому перед средним профессиональным образованием встает задача научить студента самостоятельно принимать решения в сложных обстоятельствах, быть готовым брать на себя ответственность, предвидеть возможные последствия своих решений для производства, других людей и себя лично, а также уметь реализовывать и усовершенствовать свои профессиональные навыки, развивать методики и технологии своей профессии, быть готовым к усовершенствованию профессионального мастерства.
Для этого учреждениям среднего профессионального образования необходимо прежде всего повысить учебную мотивацию обучающихся, уровень познавательных и профессиональных ценностей и интересов. При высоком уровне перечисленных компонентов должен повыситься и уровень профессиональной компетентности студентов, а, следовательно, и общей компетентности студента. Это становится возможным при использовании современных образовательных технологий.
Исследования, посвященные проблемам компетентностного подхода, позволяют трактовать следующим образом понятие «компетентность»:
- профессиональная компетентность рассматривается не только как составная часть образования, но и как средство развития личности, предполагающее наличие у будущего специалиста таких качеств, которые позволяют ему наиболее эффективно осуществлять профессиональную деятельность в меняющихся социально-экономических условиях;
- содержанием профессиональной компетентности является система знаний, навыков, умений, обобщенных способов деятельности и профессионально значимых качеств;
- структуру профессиональной компетентности составляет совокупность проявленных в деятельности разноуровневых компетенций: ключевых, базовых и специальных;
- структурные уровни системы знаний, навыков, умений, обобщенных способов профессиональных действий, а также профессионально важных качеств должны соотноситься с уровнями компетенций и компетентностей.
Способность студентов критически мыслить представляет особую значимость в условиях информатизации образования, предполагающих умение грамотно анализировать учебную и научную информацию, формулировать собственные суждения на основе выявления соответствия изучаемых фактов, норм, ценностей, вырабатывать критическое отношение к себе и окружающей действительности. Эти идеи являются концептуальной основой ТРКМ как системного метода организации образовательного процесса.
Обращение к ТРКМ обусловлено недостаточным уровнем самостоятельности, социальной направленности, мотивированности и результативности мышления контингента обучающихся в колледже, что ставит задачи формирования и совершенствования ключевых компетенций. Таким образом, актуальность темы очевидна.
Цель: показать опыт использования технологии развития критического мышления в практике изучения русского языка с методикой преподавания в начальных классах.
Практическую значимость представляют материалы проекта учебного занятия по русскому языку с методикой преподавания в начальных классах на тему: «Формирование языковых понятий. Причастие как особая форма глагола».
Компетентностный подход, будучи ориентированным прежде всего на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса: содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное здесь – это проектирование и реализация таких технологий
обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов).
Обучить компетентности студента нельзя. Таковым он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. При этом необходимо использовать активные методы обучения, а также комплекс таких стимулов, как эффект результативности, достигаемый при органичном включении студентов в поисковую деятельность, приобретающую субъективный инновационный характер.
Сущность технологии развития критического мышления
через чтение и письмо
Технология развития критического мышления в процессе чтения и письмаразработана в конце 20 века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения, она является общепедагогической, надпредметной.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Применение технологии развития критического мышления обусловлено целью профессионального образования – подготовкой квалифицированного, конкурентоспособного специалиста, а также задачами формирования профессиональных компетенций учителя начальных классов:
рефлексивной – регулятора личностных достижений самим педагогом;
коммуникативной – показателя культуры коммуникации при взаимодействии с людьми;
общепедагогической – показателя овладения дидактическими методами, приёмами, умение их применять в процессе обучения;
технологической – показателя освоения способов выполнения профессионально-педагогических действий;
специальной - показателя квалификации в области преподаваемых дисциплин.
Специфика ТРКМ: (надпредметный характер; технологичность; создание условий для развития рефлексивных и коммуникативных способностей; для применения способов работы с текстом как инструмента самообразования человека) позволяет решать образовательные задачи во многих предметных областях, в том числе и в обучении русскому языку, способствуя формированию языковой, коммуникативной лингвистической и культуроведческой компетенций.
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия.
Первая стадия – вызов - позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать студента к учебной деятельности;
сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
сформулировать задачи своей деятельности, структурировать её. Рассмотрим содержание стадии вызова.
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов.
Методы и приёмы.
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация обучающихся, мотивация для дальнейшей работы.
Обучающиеся «вспоминают», что известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизируют информацию до её изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Вторая стадия – осмысление – позволяет обучающемуся:
получить новую информацию, осмыслить ее;
соотнести с уже имеющимися знаниями;
искать ответы на вопросы, поставленные на первом этапе. Её содержание таково.
Деятельность преподавателя.
Деятельность студентов.
Возможные приёмы и методы.
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией (с текстом), координация продвижения от знания «старого» к «новому».
Чтение (слушание) текста с использованием предложенных преподавателем активных методов чтения (пометки на полях, записи по мере осмысления новой информации, прием графической организации материала).
Методы активного чтения:
-маркировка текста с использованием значков;
ведение «бортовых журналов»;
-поиск ответов на поставленные на первом этапе занятия вопросы, систематизация полученных данных.
присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу;
определение направления для дальнейшего изучения.
На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.
Деятельность преподавателя.
Деятельность студентов.
Возможные приёмы и методы.
Обращение обучающихся к первоначальным записям –предположениям с целью внести изменения, дополнения, дать творческие, исследователь-
ские или практические задания на основе изученной информации.
Соотнесение «новой» информации и «старой» с помощью знаний, полученных на стадии осмысления.
Фиксация новой информации с помощью собственного текста.
-Заполнение кластеров, таблиц с установлением причинно-следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
Рассмотрим методы и приемы, применяемые как на определенном этапе занятия, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.
Прием «Составление кластера»
Смысл приема заключается в попытке графически систематизировать имеющиеся знания (в виде логической схемы). Прием может быть использован как на стадии вызова, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков, например, по теме: «Формы глагола».
Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа ведется индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам), например, по теме: «Причастие как особая форма глагола».
Прием «Верные и неверные утверждения». Предлагается ряд утверждений по определенной теме. Обучающиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. Это даёт возможность настроиться на изучение темы, выделить ключевые моменты. Элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца занятия. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Приём «Языковая догадка» помогает «подойти» к теме, выделить предмет изучения (понятия или правила), актуализировать базовые знания.
Приём«Предположение по ключевым словам»
Используя на стадии вызова «ключевые слова», можно дать задание расставить их в определенной последовательности, выбрать относящиеся к изучаемому материалу, а также сформулировать главный вопрос по теме занятия, цель, задачи, а затем на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям или ответ на вопрос.
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» При изучении темы на стадии вызова предлагается в парах или индивидуально заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные лингвистические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов обучающиеся сами формулируют цель урока: что я хочу узнать (заполняют 2 графу). После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале занятия.
Знаю (вызов)
Хочу узнать (вызов)
Узнал (реализация смысла или рефлексия)
Определение круга знаний по теме урока.
Формулирование цели, задач.
Соотношение старой и новой информации.
На этапе рефлексии используется другой вариант таблицы.
Какими знаниями, умениями не владел
Какие знания, умения сформировались
Определение направления и задач для дальнейшего изучения темы
Прием «Лови ошибку». Подготавливается материал, содержащий ошибочную информацию. Студентам предлагается выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются обучающимися, исходя из их личного опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Студенты анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Способы визуализации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии, например, «Бортовые журналы».
Приём «Бортовые журналы» - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым обучающиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Это форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, таблиц, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей «бортового журнала», которые будут заполняться обучающимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы, например, задание: «Изучить грамматические связи причастия с глаголом, с прилагательным», «Изучить вопрос о способах образования причастия», представить в таблице.
Прием «Пометки на полях». Прием работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.
Предварительно выбирается текст или его фрагмент для чтения с пометками, напоминаются правила расстановки маркировочных знаков, обозначается время, отведенное на работу, далее она проверяется.
Маркировочные пометки:
Знаком “галочка” отмечают известную информацию.
Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
Может быть несколько вариантов пометок: 2 значка - “+” и “V”, 3 значка - “+”, “V”, “?” или 4 значка - “+”, “V”, “?”, “-” (думал иначе).
После прочтения текста студентами заполняется таблица, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:
“V” - знаю
“+” - новое
“?” - есть вопросы
Данный прием требует от обучающегося активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Прием «Толстые и тонкие вопросы». Этот прием может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного. Он может быть применён для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. Например: Какие производные предлоги пишутся в одно слово? «Толстые» вопросы выводят обучающихся на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Например: Какие трудности существуют в правописании предлогов? Систематическое применение данного приёма учит грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.
С целью проведения письменной рефлексии используются следующие приёмы. Прием «Написание синквейна».
Синквейн - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.
Приём «Художественная интерпретация текста». Научный материал трансформируется в жанр художественного текста, например, в жанр лингвистической сказки, предъявляется в форме творческого проекта
Прием «Написание эссе». Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на занятии, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5 - 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая студента обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.
Модель написания эссе.
Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
Работа над черновиком.
Правка. Может осуществляться в паре.
Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.
Возможный алгоритм написания эссе.
Обсуждаемая тема (проблема).
Собственная позиция.
Краткое обоснование.
Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
Заключение.
Основные правила обучения письменной рефлексии:
Регулярная возможность писать.
Выбор интересной темы для письма.
Наличие образцов.
Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
Привычка править - значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
Взаимопомощь. Возможность делиться написанным.
Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Использование листов оценки, анкетирование позволяет обучающимся быстро, четко и объективно оценить свои знания и активность каждого участника групповой или индивидуальной работы в процессе изучения материала. Это определенный стимул для самоорганизации в процессе групповой учебной деятельности.
2. Проект учебного занятия по русскому языку с методикой преподавания в начальных классах по теме «Формирование языковых понятий. Причастие как особая форма глагола».
2.1. Аннотация проекта
1) Автор проекта: Попова С. В. - преподаватель русского языка с методикой преподавания в начальных классах Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждениея «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
2) Описание проекта
Название проекта: Формирование языковых понятий. Причастие как особая форма глагола
Предметная область:
русский язык, методика преподавания русского языка в начальных классах.
Участники проекта: студенты 3 курса группы ПНК-34-С.
Цель проекта: формирование понятия причастия как особой формы глагола.
Краткое содержание проекта
Студенты осуществляют следующие виды деятельности:
составление схемы-кластера «Спрягаемые формы глагола»,
анализ спрягаемых форм глагола в тексте,
анализ термина, общего грамматического значения и на его основе – роли причастия как средства изобразительности в художественном тексте,
составление монологического ответа и презентации в работе по подгруппам по вопросам проекта:
грамматические связи причастия с глаголом,
грамматические связи причастия с прилагательным,
образование причастий действительного и страдательного залогов;
представление индивидуального творческого проекта, сочинения в форме синквейна;
составление упражнений по вопросам работы подгрупп,
актуализация изученного по теме – составление таблицы – кластера,
взаимооценка выполненных видов деятельности,
рефлексия.
3) Основа проекта:
Содержание, соответствующее образовательному стандарту по дисциплине«Русский язык с методикой преподавания в начальных классах» (специальность «Преподавание в начальных классах»).
Раздел: «Формирование грамматических понятий. Части речи».
Дидактические и методические задачи проекта:
Создать условия
для формирования компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большим объемом информации;
формирования грамматических понятий в их взаимосвязи (причастие – глагол, прилагательное; спрягаемые и неспрягаемые формы глагола);
развития монологической речи;
совершенствования постижения замысла художественного произведения путём анализа морфологических изобразительных средств;
развитие умения анализировать этапы формирования языкового понятия с точки зрения методики преподавания русского языка в начальных классах;
формирования умения интерпретировать научный материал в жанре лингвистической сказки; создавать художественный текст в форме синквейна.
формирования критического мышления, навыков работы в команде.
Источники информации:
Интернет-ресурсы:
1.http://www dic.academic.ru,
2. www.wikipedia.org.
3. Е. С. Антонова, С.В. Боброва. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.
4. А. М. Земский. Русский язык в двух частях. М.: «Просвещение», 1996 г.
5. Л. Л. Касаткин, Л. П. Крысин, М. Р. Львов, Т. Г. Терехова. Русский язык в двух частях. М.: «Просвещение», 1989 г.
6. С. И. Львова. Уроки словесности. «Дрофа», 1996 г.
Анализ художественного образа на основе языковой догадки.
Составление схемы-кластера «Формы глагола».
Анализ спрягаемых глагольных форм в предложении.
Актуализация известного о причастии и определение его роли в художественном тексте.
2
Постановка и решение учебных задач по теме «Причастие как особая форма глагола».
Цель: формирование понятия о причастии как особой форме глагола.
Формулировка учебных задач.
Анализ термина на основе морфемного разбора.
Подготовка монологического ответа и презентации по вопросу, составление упражнения (работа в группах).
Творческая интерпретация материала по теме в жанре лингвистической сказки (индивидуальный проект).
Создание художественного текста в форме синквейна по теме.
3
Подведение итогов формирования понятия о причастии как особой форме глагола.
1. Обобщение: причастие как особая формой глагола; этапы формирования языкового понятия.
2. Грамматические связи причастия с глаголом и прилагательным (составление таблицы – кластера).
3. Взаимооценка работы групп.
4. Рефлексия.
5. Домашнее задание – выполнение составленных каждой группой упражнений.
2.1. Конспект занятия
1. Актуализация изученного. Целеполагание.
1.1.- Прежде чем сформулировать тему и цель урока, мне хотелось бы обратиться к поэтическим строчкам Д. Кедрина.
- Послушайте и скажите, о ком они? Как вы понимаете их смысл?
- Какие особенности языка стихотворения помогли вам это определить?
Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Всё имевший, всё потерявший
И опять всё нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
Это стихотворение о человеке, о его судьбе, её изменчивости; о том, что каждому из нас жизнь даёт испытать сполна радостей и горестей. И сколько бы ни было потерь и неудач, у человека не иссякнет желание начать всё сначала, познать жизнь, ведь путь его на земле – это поиск, обретение счастья и потеря его, и снова движение вперед. Таков закон жизни, закон природы.
- Какие языковые особенности помогли ему создать философский образ?
Эту философскую мысль автору удалось передать, используя большое количество одиночных причастий и причастных оборотов (из 32-х слов в этом стихотворении 8 причастий): много видевший, знавший, всё имевший, всё потерявший, …нашедший вновь, вкус узнавший.., обладающий всем, …боящийся потерять. Употребляясь в значении имени существительного, причастия создают образ непростой, изменчивой судьбы человека.
- Откуда вам известна эта часть речи?
(Имеем представление о ней из школьной программы по русскому языку).
- Назовите слова в этом стихотворении, которые, на ваш взгляд, являются причастиями.
- Вот об этой части речи пойдет сегодня наш разговор. Запишите тему.
- Определите цель занятия (формирование понятия причастия как особой формы глагола).
- Задачи, способствующие достижению цели, назовем в процессе планирования нашей работы.
1.2. - Начнем с изученного. Обратимся к формулировке темы.
- Какое понятие известно? (понятие о формах глагола).
Задание:составьте логическую цепочку на тему «Формы глагола», используя необходимые из набора морфологических признаков разных частей речи (число, род, падеж, время, наклонение, лицо, спряжение). Добавьте недостающие морфологические признаки. (Составление кластера по теме).
Формы глагола
Наклонение
Изъявительное Повелительное Сослагательное
наст. вр. буд. вр. пр. вр. число число
лицо, лицо, род -
род – в ед. ч.
число число в ед ч.
- Сделайте вывод, что мы имеем в виду, называя понятие «формы глагола» (изменение глагола по наклонениям).
-Как называется в широком смысле изменение глагола по наклонениям? (Спряжение глаголов).
- Как называются формы глагола? (Спрягаемыми).
1.3. Задание:
Найдите примеры форм глагола в предложении. Укажите их, обозначьте способы выражения каждой формы.
На свете много мы таких людей найдем,
Которым всё, кроме себя, постыло
И кои думают,
Лишь мне бы ладно было,
А там весь свет гори огнём.
(И. Крылов)
Найдем – окончание –ём указывает на форму изъяв. н., буд. вр., 1 л., мн. ч.;
постыло – окончание – о указывает на форму изъяв. н., прош. вр., ед. ч., ср. р.;
думают - окончание –ют указывает на форму изъяв. н., наст. вр., 3 л., мн. ч.;
было бы - окончание – о формы прош. времени и частица «бы» указывают на форму сослаг. н., ед. ч., ср. р.;
гори – нулевое окончание и суффикс –и- указывают на форму повелит. н., ед. ч.; в предложении глагол употреблен в значении изъявительного н., будущего сложного вр., 3 л., ед. ч. – «пусть горит».
2. Постановка и решение учебных задач по теме занятия.
2.1. - Итак, нам известны спрягаемые формы глагола. Какой вопрос возникает по теме? Сформулируйте его.
- Почему причастие называют особой формой глагола? Что значит особая форма глагола?
- Достаточно ли известных знаний о формах глагола для ответа на этот вопрос?
- Надо решить определенные языковые задачи, чтобы найти ответ.
-Какие это задачи – вы попробуйте сформулировать после выполнения следующего упражнения.
2.2. Задание.
-Прочитайте стихотворение С. Маршака. Догадайтесь, как оно называется? Запишите. Найдите в нем причастия, установите смысловые связи.
Ландыш.
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спелёнутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И всё своё благоухание
Он отдал горькому цветку.
С. Маршак.
Лес (какой?) разбуженный; лес (каков?) объят; бубенчики (каковы?) закрыты и плотны; цветок (какой?) спелёнутый, завернутый; в глуши (какой?) нетронутой; цветок (каков?) прохладен, хрупок и душист.
-Итак, с какой частью речи устанавливается смысловая связь причастия? Почему? (С именем существительным, т. к. причастие обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какой?»).
-Полностью ли определено общее грамматическое значение причастия («обозначает признак предмета») или чего-то не хватает в его формулировке? (Уточним позже).
- Какой образ помогают создать причастия в этом стихотворении? (образ нежного, распускающегося ландыша – вестника весны. Этот образ окрашен трепетным чувством лирического героя).
2.3. - Какие задачи нам нужно решить, чтобы ответить на главный вопрос? Задачи:
1. усвоить общее грамматическое значение причастия,
2. определить его морфологические признаки, синтаксическую роль;
3. рассмотреть вопрос об образовании причастия.
-Эти задачи мы должны конкретизировать.
-Но прежде обратимся к названию изучаемой части речи – «причастие». Каким образом можно объяснить этот термин? (Выполнить разбор слова по составу).
-Выполните морфемный разбор слова «причастие» (окончание – «е [э]», указывает на имя сущ., основа – «причасти[i]», корень – «часть», приставка – «при»).
- Как можно понять этот термин?
Эта часть речи имеет отношение к другим частям, «причастна» к ним.
- К каким? К глаголу, исходя из темы; к прилагательному, судя по смысловым связям с именем существительным.
- Исходя из «причастности» изучаемой части речи к глаголу и прилагательному, давайте уточним основные вопросы для обсуждения по группам.
1. Грамматические связи причастия с глаголом.
2. Грамматические связи причастия с прилагательным.
3. Образование причастий действительного и страдательного залогов.
- Эти вопросы вы будете обсуждать по группам.
- Определяем ответственных за работу групп и вопросы каждой группе.
-Что будет результатом вашей работы? (устный монологический ответ выступающего с презентацией по теме, письменные материалы каждого члена группы).
- Группам также необходимо будет составить упражнение по вашей теме для практической работы и синквейн.
- В связи с этим вопрос (из области методики формирования грамматических понятий в начальных классах): какие виды упражнений будем подбирать?
(По содержанию: морфологические, орфографические, синтаксические. По характеру умственных операций: аналитические, аналитико-синтетические, на классификацию).
- Познакомьтесь с критериями оценки работы (приложение 1).
-Каждый из вас должен заполнить оценочный лист, прослушав ответ других групп. Ответственные за работу каждой группы обрабатывают результаты своей группы и сдают сводный оценочный лист.
- Определяем время работы – 20 минут.
2.4. Проверка выполнения групповых заданий. (Представитель каждой группы предлагает презентацию и даёт монологический ответ на тему (презентация, слайды 19 – 28).
- По теме занятия подготовлено индивидуальное задание – творческий проект – лингвистическая сказка (приложение 2).
- Вопрос к выступающему: «Зачем учителю начальных классов уметь сочинять лингвистические сказки?» (создаются условия для развития познавательного интереса в обучении русскому языку, творческих способностей учащихся).
3. Итог занятия.
3.1. –Какую цель поставили?
-Почему причастие называют особой формой глагола? (Причастие образуется от глагола и обладает его постоянными морфологическими признаками).
-К какой еще части речи «причастно» причастие? В чем это проявляется? (Оно обладает общим грамматическим значением, сходным с прилагательным; непостоянными признаками имени прилагательного и его синтаксической ролью – в полной форме является согласованным определением, в краткой форме – именной частью составного именного сказуемого).
3.2. – Какие этапы формирования языкового понятия «причастие как часть речи» пройдены нами?
1. Анализ языкового материала.
2. Обобщение признаков понятия.
3. Осознание формулировки понятия.
-Актуализируем свои достижения.
3.3. Задание: составьте таблицу – кластер по теме урока.
Причастие – особая форма глагола
Грамматические связи
с глаголом
Грамматические связи с прилагательным
вид;
возвратность;
переходность;
залог;
время;
образование от основы глагола;
управляет именем существительным
общее грамматическое значение;
синтаксическая роль;
изменение по падежам, числам, родам (в ед. ч);
наличие полной – краткой форм (для страдательных);
согласование с именем существительным.
Неспрягаемая форма глагола
- Сделайте вывод: как по-другому сказать, какой формой является причастие по отношению к глаголу. Почему? Особой, т.е. неспрягаемой, так как нет форм спряжения, изменяется как имя прилагательное.
- Какой следующий этап усвоения языкового понятия нужно пройти? (Конкретизация понятия на новом языковом материале – выполнение упражнений).
-Обменяйтесь упражнениями, составленными каждой группой, для выполнения домашнего задания.
3.4. Выразите своё обобщение по теме в виде синквейна:
Причастие – «при частях» - на кого ты похоже?
Два сердца в твоем бьются, сильно тревожа.
С лицом прилагательного изменчивым,
Суть же глагольная в тебе бесконечна.
Действенный образ, субстантивация –
В этом твоя выразительность, грация.
Суффиксам рада – тебя с ними много!
Главно ты или зависимо –
В речи открыта дорога!
3.5.- Проведем рефлексию. Ответьте на вопросы таблицы письменно.
Какими знаниями, умениями владели.
Какие знания, умения формировали.
Вопросы для дальнейшего изучения темы.
Ответы.
1. Определение понятия спрягаемых форм глагола.
2. Анализ морфологических признаков глагола.
3. Этапы формирования языкового понятия.
4. Виды упражнений по содержанию языкового материала и по характеру умственных операций.
Ответы.
1. Определение понятия причастия как особой формы глагола.
2. Грамматические связи причастия с глаголом и прилагательным.
3. Залоги причастия.
4. Образование причастий действительного и страдательного залога.
Ответы.
1.Полный морфологический разбор причастия.
3. Склонение причастий.
2. Правописание орфограмм в суффиксах и окончаниях причастий.
3. Пунктуация в предложениях с определением, выраженным причастным оборотом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Технология РКМЧП– универсальная, проникающая, «надпредметная», открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Данная технология развивает у субъекта обучения открытость ума, умение анализировать информацию, способность видеть проблему в целом, мобильность, самостоятельность суждений, креативность, толерантность и ответственность за свой выбор и результаты собственной деятельности. Иными словами, формирует качества критически мыслящей личности. А это – первый шаг человека к социальному успеху.
Человек, умеющий критически мыслить, владеет разными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой специалист чувствует уверенность в работе с различными видами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий человек умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность существования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
Невозможно переоценить значение данных компетенций в профессиональной деятельности педагога.
Список литературы
Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учебно-метод. пособие. Новосибирск: изд-во Новосиб. ин-та пов. Квалификации и переподготовки работников образования. 2005. Вып. 2.
Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: ИЗД-во Ин-та «Открытое общество», 2000.
Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии –М., 1996г.
Загашев И. О. Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс, 2003.
Цель: создать связный текст в жанре лингвистической сказки на тему «Причастие как особая форма глагола».
Задачи:
усвоение теоретического материала по теме;
овладение практическими умениями образования причастий и морфологического разбора причастия как части речи;
отбор языкового материала для содержания текста;
трансформация научного текста в художественный жанр сказки: обдумывание заголовка, персонажей, сюжета, его специфики и языковых особенностей.
Методы: сбор информации, выявление проблем, при построении текста, синтез, обобщение.
Литература.
Интернет-ресурсы:
1.http://www/ images.ru,
2. www. dejurka.ru/
3. 4. А. М. Земский. Русский язык в двух частях. М.: «Просвещение», 1986 г.
4. Л. Л. Касаткин, Л. П. Крысин, М. Р. Львов, Т. Г. Терехова. Русский язык в двух частях. М.: «Просвещение», 1989 г.
Подготовила: студентка 631 группы - Мельникова Ксения.
Лингвистическая сказка.
Есть на свете государство с гордым названием - Русский Язык. Много в нем славных городов: Фонетика, Словообразование, Лексика, Синтаксис... Но речь не о них. Самый богатый город этого государства - Морфология. Живет в нем губернатор Глагол. Лучше него правителя трудно найти: справедливый, внимательный, добрый. И все у него в жизни есть: и слава, и богатство, и молодая распрекрасная жена по имени Прилагательное. Жить бы ему да радоваться. Но есть у него печаль тайная. Не дает Бог детей. И что только они с молодой женой не делали! Не осталось в государстве ни одной доброй колдуньи, к которой бы они не обращались с просьбой помочь своей беде. Но были бессильны добрые колдуньи. Совсем отчаялись Глагол и Прилагательное. Приуныли.
И вот однажды глубокой ночью пробудился губернатор Глагол от того, что кто-то дергал его за большой палец правой руки, которая свесилась с кровати во сне. Открыл губернатор глаза и дивится: на прикроватном коврике сидят странные маленькие бородатые люди и смотрят на него. Он скорей будить свою жену - прилагательное. Пробудилась и она. Взглянула на коврик и ахнула:
- Кто эти гномы?
Вперед вышел самый бородатый из человечков, и вот что он сказал:
- Мы великая семья гномов. Нас прозвали Суффиксами за то, что мы помогаем людям завести детей. Мы услышали, что у вас беда, и поспешили на помощь. Меня зовут Ущ, а еще здесь есть мои родные братья Ющ, Ащ, Ящ, мои двоюродные братья Ом, Ем, Им, мои сыновья Вш и Ш, и мои племянники Нн, Енн, Ённ и Т. Все мы готовы помочь вам. Но и себе взамен кое-что попросим.
- Что же вы хотите? - спросил Глагол.
- Вот наше условие: пусть дитя ваше никогда и никуда не появляется без кого-нибудь из нас. А коли забудет хоть раз про нас - исчезнет тотчас же! - отвечал гном Ущ.
Долго думали добрые супруги, долго советовались. Много просят Суффиксы за свою услугу, но ведь и услуга велика. Наконец решились. И обратился Глагол к Суффиксам с такой речью:
- Будь по-вашему. Хоть и тяжелое ваше условие, выполним мы его. Мы согласны!
И только проговорил он эти слова, гномы исчезли. Подивились Глагол и Прилагательное и вскоре уснули крепким сном...
...Не обманули Суффиксы Глагола. Через некоторое время родилась у супругов дочка, да такая пригожая, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Назвали ее Причастие. И у отца, и у матери взяла она их лучшие качества: вид у неё отцовский, время тоже его, а ещё возвратность, да переходность, залог свой тоже от отца приобрела. И в глагол она пошла тем, что научилась управлять подчинёнными их – существительными. А у матери позаимствовала она волшебные способности изменяться по числам, родам и падежам, а также «сокращаться» (быть в краткой форме в страдательном залоге). Научилась у мамы - прилагательного она общаться, то есть согласовываться с существительными и роль синтаксическую приобрела у неё. И никогда не забывает мудрая губернаторская дочка обещания, данного её родителями гномам Суффиксам - всегда берет кого-нибудь из них с собою… Было это или не было, не знаем, но слышали мы эту сказку от доброй феи и рассказали ее вам всю, ничего не прибавив, ничего не убавив.