«Использование современных педагогических технологий в начальной школе»
«Использование современных педагогических технологий в начальной школе»
Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий. Но в настоящее время в реальной школьной практике возрастает количество детей, которые испытывают трудности в учёбе, требуют особого внимания педагога. И всё это негативно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребёнка. Таким образом, существуют противоречия:
- Между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика;
- Между содержанием образования и возросшим количеством детей не готовых к школьному обучению;
- Между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.
Цель: раскрытие системы работы по повышению качества обучения учащихся начальных классов через использование и внедрение образовательных технологий в учебный процесс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование современных педагогических технологий в начальной школе» »
Филиал МБОУ «Комсомольская СОШ» в с. Селезни
Тамбовский район
Опыт работы учителя начальных классов
Фроловой Елены Викторовны
«Использование современных педагогических технологий в начальной школе»
с. Селезни
2012 г
Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий. Но в настоящее время в реальной школьной практике возрастает количество детей, которые испытывают трудности в учёбе, требуют особого внимания педагога. И всё это негативно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребёнка. Таким образом, существуют противоречия:
- Между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика;
- Между содержанием образования и возросшим количеством детей не готовых к школьному обучению;
- Между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.
Цель: раскрытие системы работы по повышению качества обучения учащихся начальных классов через использование и внедрение образовательных технологий в учебный процесс.
Задачи:
- Создавать педагогические ситуации общения на уроках, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, творчество;
- Активизировать познавательную деятельность учащихся;
- Содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке, повышать учебную мотивацию;
- Обеспечивать деятельностный характер учения через включение учащихся в самостоятельное познание окружающего мира, овладение практическими способами работы с информацией;
- Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Предполагаемые результаты:
- Повысится учебная мотивация, познавательный интерес учащихся;
- Появится подлинный интерес к познанию окружающего мира;
- У школьников развиваются такие способности как самостоятельность, творчество, инициативность;
- Повышение динамики качества обучения.
Опыт моей работы (стаж – 24 года) показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Современные педагогические технологии в условиях ФГОС НОО разнообразны. Согласно требованиям ФГОС, вполне естественно, что целью моей профессиональной деятельности являетсяразвитие творческой личности ребёнка на основе современных педагогических технологий. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию. В настоящее время начальное обучение, довольно оправданно и обоснованно, рассматривается как своеобразная ступень непрерывного развития, воспитания и образования ребёнка, способствующая формированию у него желания учиться и позволяющая наиболее полно раскрываться его способностям.
Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако, развитие личности может происходить при любой программе. Всё зависит от того, какими методами пользуется учитель для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность.
Достичь этой цели мне помогают современные педагогические технологии, а именно игровая технология, технология проектно-исследовательского обучения, применение ИКТ и др.
Одной из самой распространенной из педагогических технологий является игровая технология. Работаю я в начальных классах, и, как известно всем, дети очень любят играть.
В своей работе постоянно использую игровую технологию. Ведущее место на моих уроках занимает игра: деловая, ролевая «Планета друзей», сюжетная «В стране литературных героев», игра-путешествие «Путешествие Лучика», дидактическая игра «Пограничники», «Новосёлы», «Наведи порядок», «Сравниваем числа». Задания и материалы подбираю таким образом, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, были бы занимательными, интересными. Электронные таблицы, слайдовые презентации, схемы-опоры, тесты, сигнальные карточки – необходимый материал в работе с ребятами. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А ещё они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.
В рамках работы недели начальных классов был дан открытый урок – деловая игра «Сложение в пределах 10».При проведении данного урока использована проблемно-диалогическая технология. В ходе урока была создана проблема и найдены пути её решения. Уроки с использованием данной технологии позволяют в интересной форме развивать навыки устного счёта, умение сравнивать числа и выражения, закреплять знания о действиях сложения в пределах 10, строить модели натуральных чисел. Считаю, что такие уроки увлекают учащихся, раскрывают их творческий потенциал.
В моей практике имеют место исследовательские технологии, в частности, проблемно – поисковые, важным этапом которых является создание проблемной ситуации на уроке при активном взаимодействии всех участников процесса. Практика показывает, что наблюдается большой интерес проектной работы среди учащихся. Работают и слабые ученики, и сильные. Проектная деятельность позволяет успешно решать следующие противоречия:
- Между введением в учебный процесс новых образовательных технологий и изменением способов организации познавательной деятельности школьников;
- Между формированием культурных, учебных, коммуникативных, исследовательских умений учащихся и стереотипностью процесса обучения;
- Между потребностью общества в формировании гармонично развитой личности, ориентированной на ценностное отношение к природе и своему здоровью и ограниченностью времени на уроках биологии;
- Между традиционными формами обучения и необходимостью личностно-ориентированного подхода.
Некоторые ученики имеют пробелы в знаниях по отдельным темам, но они очень быстро усваивают навыки работы на компьютере. Надо сказать, что компьютер занимает большое место при проведении уроков русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии.
Технологией проектно-исследовательского обучения я начала заниматься 2 года назад, взяв для себя эту тему как тему самообразования.
Приведу отрывок урока по окружающему миру на тему «Размножение и развитие растений». Технические возможности компьютера позволили создать на его экране игровую среду (прилетали бабочки и пчелки, распускался волшебный цветок). Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяла детям усваивать материал как бы незаметно для самих себя и при этом, что очень важно, способствовала развитию их памяти и концентрации внимания. На этапе актуализации знаний дети отгадывали кроссворд, при проверке домашнего задания на экране высвечивались фотографии групп растений. Объяснение новой темы проходило в игровой форме: мультипликационный герой Мудрый Червячок показывал, как развивается растение из семени, быстрая прокрутка фотографий с изображением проросшего растения дала наглядное представление, как этот процесс происходит в природе.
На уроках литературного чтения ребята могут увидеть на экране монитора и персонажей, и сюжеты произведений. При знакомстве с писателем мы попадаем в то время и в то место, где он жил и творил. Составлен тренажёр по отработке техники чтения.
В настоящее время в 1 классе ученики совместно с учителем создают проект исследовательской работы по предмету «Литературное чтение». Тема исследовательской работы «Моя любимая книга».
Проектная деятельность используется мною и в системе внеклассной работы. Для проведения внеклассных мероприятий мною разработаны мультимедийные презентации: «Наша Родина - Россия», «В гостях у ребят Мойдодыр», «Прощай, начальная школа», «Тамбовской области – 75 лет», «День первоклассника» и другие.
На базе нашей школы работала областная опытно – экспериментальная площадка «Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем классов». Мною разработана воспитательная система класса «Мои тропинки познания мира», которая была представлена в виде проекта на общешкольном родительском собрании по теме «Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем классов», на заседании методического объединения классных руководителей школы.
Мультимедийные презентации использую при выступлениях на совещаниях, родительских собраниях, мероприятиях недели начальных классов, открытых внеклассных мероприятиях.
На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества, ставит перед каждым учителем новые задачи:
овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения,
ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь ее находить, перерабатывать и использовать,
научить детей пользоваться информацией.
Используя коммуникативные технологии, строю обучение с привлечением всех средств информации. Большое место на уроке отвожу работе в парах и группах сменного состава (на уроках математики, русского языка – постоянно). Применение на практике уровневой дифференциации настолько же затруднительно, насколько и важно. Решение этой проблемы видится в обращении учителя к помощи извне. Эту помощь могут оказать новые информационные технологии. Таким образом, использование возможностей новых информационных технологий облегчит учителю осуществление в учебном процессе уровневой дифференциации столь необходимой для развития индивидуальности ученика, учета его способностей и дарований.
Уроки с использованием ИКТ повышают у учащихся интерес к учению. Проведение мультимедийных уроков позволяет детям проявить себя в качестве первооткрывателей, ученых и исследователей.
Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.
Апробировав образовательные технологии, учитель сам не захочет работать по – старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой. В настоящее время учитель имеет возможность ежедневно проводить уроки с использованием компьютера, медиапроектора, интерактивной доски, создавая слайдовые презентации.
С 1 сентября 2012 года работаю по учебно – методическому комплекту «Школа – 2100», т. к. считаю, что главной целью «Школы 2100» является: научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. В процессе обучения «Школа 2100» формирует функционально грамотную личность, то естьчеловека, который
обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;
владеет обобщенным целостным представлением о мире (картиной мира);
привыксамостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;
усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации.
толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других;
эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;
способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.
«Школа 2100» — это современная личностно ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы.
Главная цель системы — не ЗУНы, а выращивание функционально грамотной личности.Иначе говоря, не «формирование» ребенка по заданной кем-то модели, как гончар «формирует» глиняный горшок, а выращивание в каждом ученике творческих способностей, готовности к самореализации, что связано с личностным развитием.
В моей методической копилке хранятся журналы, с которыми я постоянно работаю. Систематически знакомлюсь с новыми разработками методической литературы и использую их в своей работе, приобретаю новые книги, работаю с материалами в библиотеках, участвую в районных семинарах, в сети творческих учителей (http://www.it-n.ru), на форумах в сети Интернет (http://68edu.ru/forum). Своим опытом работы делилась на сайте (safe-internet.ru), С большим желанием посещаю курсы повышения квалификации. Являюсь постоянным членом школьного сайта (http://seleznischool.68edu.ru), где размещаю разработанный мною учебный материал и материал по внеклассной работе. Прошла стажировку по теме «Проектирование уроков окружающего мира по УМК «Планета знаний» на основе личностно – ориентированного обучения». Являлась участником научно – практической конференции «ФГОС общего образования».
Результатом работы по самообразованию явились разработанные мною «Рабочие программы» по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству для 1, 2, 3, 4 классов. Реализация данных программ обеспечивает выполнение обязательных требований образования. В ходе работы с данными программами наблюдается достижение высокого уровня знаний, умений и навыков учащихся. Достижение высокого результата обеспечивается за счет учета познавательных интересов и склонностей учащихся, доступности обучения.
Мною разработан перечень дидактического материала по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру для 1, 2, 3, 4 классов, который представлен в виде электронных наглядных пособий, тестовых заданий, таблиц, сигнальных карточек, раздаточного материала для индивидуальной, самостоятельной, групповой работы учащихся. Занимательные упражнения стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости, помогают достичь высоких результатов в работе с детьми.
Также разработана программа кружковой работы по теме «Занимательная математика» для начальной школы.
В процессе своей педагогической деятельности планирую продолжать работу по развитию личности учащихся с учётом их индивидуальности, творческого и многогранного подхода к преподаванию учебного материала с помощью инновационных проектов и технологий, повышать свои результаты путём совершенствования в педагогическом мастерстве посредством самообразования, общения с коллегами на страницах сайтов в Интернете.
Существует как объективный, так и субъективный показатель мастерства учителя, который выражается в удовлетворенности человека тем делом, которым он занят. Это не амбиции, а именно удовлетворенность сделанным. Человека, который не только видит реальные плоды своих трудов, но и испытывает при этом позитивные чувства, можно считать овладевшим профессией. Учитель на селе – это образец поведения, культуры и ценностей общества. Как человек он счастлив, если может быть кому-то полезен, если дарит минуты радости и капельки счастья другим, если понимает, что быть педагогом – его настоящее призвание. Действительно, найти своё призвание, утвердиться в нём – источник счастья. Поэтому, завтра у меня вновь появится великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству, ведь я – учитель, я в ответе за них, своих учеников.
И пусть от нашего с вами труда мир станет лучше, а наши ученики займут достойное место в жизни.
Литература.
Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 1-ый класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е доп. – М.: Баласс, 2010.
Бунеев Р.Н. Еще раз о личностно ориентированном образовании // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс. - № 12, 2006.
Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики. М., 2005.
Иванов М.Г. Дифференцированное обучение младших школьников// Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации.- №11,2006.
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации. - № 8,2009.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010года // Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации. - № 4,2002.
Климова М.А. Компьютерные технологии на уроках // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс. - № 7, 2008
Костромина Е.В. Использование ИКТ в работе с учащимися в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс. - № 4, 2007.
Кузьменко И.С. С чего начать орфографическую работу в первом классе //. Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации. - №12,1998.
Хованская В.О. Опора на наглядность или проверено временем // Начальная школа, Изд. Дом «Первое сентября» - № 13,1997.