kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование краеведческого материала в учебном процессе младших школьников как основу любви к малой родине.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из общественных задач становится нравственно- патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю. 

Знание своего края, его прошлого и настоящегонеобходимо для непосредственного  участия в его преобразовании, поскольку родной край-живая деятельная частица великого мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование краеведческого материала в учебном процессе младших школьников как основу любви к малой родине. »

Использование краеведческого материала в учебном процессе, как средство формирования любви к малой родине.

Краеведение – всегда «краелюбие».

В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю.

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

Актуальность работы определяется и тем, что краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Практическая значимость работы состоит в разработке методических советов по использованию краеведческого материала педагогами в организации учебно-воспитательного процесса, родителями.

С  введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном воспитании обучающихся на ступени начального образования в единстве урочной, внеурочной и воспитательной деятельности.

Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати – поле.

Изучение  краеведения  в   начальной школе , воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско – патриотических и духовно – нравственных качеств  у молодых граждан России.

История нашей Родины и родного края, национальная культура, русская старина и бытовой уклад жизни наших предков – важная область знаний, которую доносят через разнообразие форм и методов в изучении краеведения учителя начальных классов до своих воспитанников, формируя в их сознании любовь к малой родине.

Краеведческая  работа  может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно - ярко выраженная направленность на развитие духовно- нравственной сферы ребенка.

Анализируя программы по предметам математика, русский язык, литературное чтение можно сделать вывод, что использование краеведческого материала не предусматривается или предусматривается частично, но при желании учителя, при проведении отдельных уроков этот материал можно вводить в учебный процесс. Краеведческий материал можно использовать фрагментарно: в предложениях и текстах по русскому языку, в задачах по математике, в беседах и использованию произведений местных авторов по литературному чтению.

Внеурочная деятельность и воспитательная работа только частично позволяет использовать краеведческий материал.

Поэтому встает задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебным программам.

На основе изучения материала пришла к выводу, что при отборе краеведческих сведений следует придерживаться правил:

  • События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;

  • Факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

  • Предоставить учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту.

Край, в котором мы живём - Иркутская область, Восточная Сибирь, Прибайкалье, маленький сибирский город Тулун. Любовь к нему я воспитываю в учебном процессе: на уроках (краеведческие минутки), во внеурочной деятельности (кружки, проекты), в воспитательной работе беседы, классные часы, митинги и т.д.

В качестве одного из средств формирования любви к малой родине на уроках математики я рассматриваю текстовые задачи. Числовые данные могут быть взяты из справочников, энциклопедий. Некоторые данные могут быть производными, но они должны соответствовать фактическим. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных: Наш город основан в 1927 году. Сколько лет городу исполнится в этом году? Когда мы будем праздновать 90-летний юбилей? Согласно переписи населения в городе проживает 42 336 человек, а в области на 2460355 человек больше. Сколько человек проживает в области? В городе и в области вместе?

На уроках литературного чтения в использовании произведений местных авторов: В.П. Астафьев «Капалуха» - показан видеофильм о жизни глухарей, любительский фильм снят в нашей местности; при изучении «Поэтической тетради» знакомство с творчеством Е. Евтушенко, В. Скифа; работа с пословицами: Где родился там и пригодился. На чужой сторонушке рад своей воронушке; задания в рабочей тетради М. Пришвин «Моя Родина» - напиши рассказ о своей малой родине.

На уроках русского языка при работе над предложением и текстом: текст «Ангара», «Байкал»;- Какие древние памятники есть в вашем городе? Составь о них текст; Как хорошо в родном краю - читаем предложение, определяем предложение по цели высказывания, ставим знак и задаю дополнительные вопросы: А кому хорошо в родном краю? А почему хорошо?; написание сочинений по темам: «Моя классная комната», «Дом, в котором я учусь», «Моя малая родина».

Во внеурочной деятельности изучению родного края и формированию любви к малой родине помогает кружок «Край, в котором я живу» на котором мы осуществляем путешествие по родному городу и создаём фотоальбом «Наш край глазами путешественников», создаем проекты: коллективные «Природа родного края», «Справочник города Тулуна», индивидуальные: «Богатство, отданное людям», а проект «Ласточки»- занял 1 место в региональной конференции «За страницами учебника», открытое мероприятие «Местные умельцы и самородки» -встреча с местной поэтессой О.С. Карамайкиной.

В воспитательной работе использую доступный возрасту детей материал окружающей действительности, факты из истории и культуры своего, города, края, знакомство с общественно-политическими событиями наших дней. Ребята класса активно участвуют в мероприятиях ко Дню города (конкурс сочинений, написание стихов, фотоконкурс «Настроение города», шествие спортсменов), поведение классных часов «Мы-тулунчане», акциях «Мы за чистый город», митинге у Мемориала школы учителям и ученикам, погибшим в годы Вов, кл.час «Самый сильный человек живёт в Тулуне».

С большим интересом учащиеся принимают участие в экскурсиях в музей, к историческим местам и памятникам истории и культуры. Мероприятия в форме ярмарок « Осенины», «Масленица», разучивание народных игр, песен, танцев и хороводов – это настоящий праздник для ребят.

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности младшего школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа, т.е. формирует любовь к родному краю, к своей малой родине. И если в сочинениях ребят есть такие слова, значит, работа проведена не зря. «Люди! Жители нашего города, давайте беречь нашу малую родину. Сохраняйте, украшайте, прославляйте наш город, чтобы было можно с гордостью сказать: «А я из Тулуна!»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Афанасьева Ольга Геннадьевна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162481

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
    ["seo_title"] => string(128) "uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-po-kraieviedieniiu-kak-sriedstvo-formirovaniia-lichnostnykh-i-mietapriedmietnykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "269334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства