Использование инновационных технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
Использование инновационных технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
Данное выступление было подготовлено к районной августовской секции учителей начальных классов. Работа посвящена использованию инновационных технологий во внеурочной деятельности. работая по стандартам 2 поколения. Это широкое использование проектов, игр, создание портфолио, работа на компьютере.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС »
Борисова Елена Геннадьевна
учитель начальных классов
МКОУ Григорьевская СОШ
Гусь-Хрустальный район
Владимирская область
Выступление на районной секции учителей начальных классов
Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
В основе стандартов второго поколения, на которые переходит сегодня вся система образования, лежит системно-деятельностный подход, идеи Выготского, Гальперина, Леонтьева. Особое внимание уже сегодня мы обращаем на необходимость формирования у обучающихся не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Их можно достичь, используя в урочной и внеурочной деятельности инновационные образовательные технологии
Разнообразная внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеклассной деятельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, то есть, положительному восприятию самого себя. Включение учащихся в различные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки.
Внеурочная работа направлена на решение следующих задач:
1. Формирование у ребенка положительной Я-концепции, характеризующейся следующими факторами:
а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей;
б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;
в) чувством собственной значимости.
Положительная Я-концепция характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки, которая является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка.
2. Создание благоприятных условий для накопления опыта коллективной жизни, навыков сотрудничества.
3. Формирование потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование в соответствии с индивидуальными наклонностями интереса к ним, необходимых умений и навыков.
4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения. Во внеурочной работе усваиваются моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности
5. Развитие познавательного интереса. Данная задача внеурочной работы отражает преемственность учебной и внеучебной деятельности, так как внеурочная работа связана с учебно-воспитательной работой на уроке и, в конечном счете, направлена на повышение эффективности учебного процесса.
6. Организация свободного времени учащихся. В настоящее время очень важно удлинить сроки организованного педагогического влияния, чтобы предупредить отрицательные последствия детской безнадзорности.
Перечисленные задачи определяют основные направления моей работы по организации внеурочной деятельности. В реальной работе они конкретизируются в соответствии с особенностями группы учащихся и поставленной задачей.
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Я назову наиболее известные технологии, которые актуальны в современной школе:
Современное традиционное обучение.
Проблемное обучение.
Игровые технологии.
Групповые технологии.
Коллективный способ обучения.
Коллективное творческое дело.
Педагогика сотрудничества.
Этот список вы можете продолжить.
Очень важно, чтобы учитель понимал, что каждая из образовательных технологий включает в себя:
- целевую направленность
- научные идеи, на которые опирается
- системы действия учителя и ученика
- критерии оценки результата
- результаты
- ограничения в использовании.
Постараюсь рассказать, какие технологии используются, чтобы внеурочные занятия были эффективными, интересными для ребят.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основа образовательных стандартов нового поколения – формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса:
-личностные действияобеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных принципов, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;
-регулятивные действияобеспечивают учащимся организацию их деятельности (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
-познавательные универсальные действиявключают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы;
-коммуникативные действияобеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.
Внеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
общекультурное;
общеинтеллектуальное;
социальное.
Спортивно-оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки (подвижных игр), детские спортивные секции, разные виды спортивно-оздоровительной деятельности.
Духовно-нравственное и общекультурное направления реализуются через кружки художественного творчества, прикладного искусства: ИЗО студия; танцевальный, посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе; художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Игры – миниатюры, диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, игра на инструменте (посещение ДШИ г.Гусь-Хрустальный), прослушивание музыкальных произведений и т.д.
Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика» «Детская риторика» и др., кружок «Умники и умницы», проведение олимпиад, дидактический театр, общественный смотр знаний, проведение недели начальных классов, детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (интеллектуальные марафоны и т.п.),
В социальном направлении может быть положена общественно – полезная деятельность. Формы организации социального направления: работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; ведение кружка «Я и мой мир», участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); коллективное творческое дело; социально-образовательные проекты; посещение почты, лесничества, сбербанка. Социальное направление может быть ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся и реализовываться через формы: поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и др., встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, тематические сборы, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.), военно – спортивные праздники Волонтёрская деятельность: шефство.
Для достижения выше указанных целей и задач необходимо использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности:
Применение ИКТ
Интернет технологии
Сегодня Интернет технологии занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности. Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако надо четко продумать и определить для решения каких целей и задач могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная компьютерная сеть. Дидактические возможности (свойства и функции) сети Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами, которые могут быть полезны во внеурочной деятельности. Рассмотрим некоторые из предоставляемых услуг всемирной компьютерной сети, которые можно применять во внеурочной деятельности.
Вещательные услуги:
- книги словари, справочники, методическая литература, газеты, журналы в электронном виде;
- электронные библиотеки, базы данных, информационные системы;
- обучающие и другие имеющие отношение к педагогике электронные книги, справочные файлы,
Интерактивные услуги:
- электронная почта;·
- электронные телеконференции;·
Поисковые услуги:
- каталоги;·
- поисковые системы;·
Среди информационных ресурсов сети следует особо выделить:
1. Курсы, программы, предназначенные для самообразования.
4. Консультационные виртуальные центры (для школьников, учителей, родителей).
5. Научные объединения (для школьников).
Причем во многих видах внеурочной деятельности тесно приплетаются такие услуги Интернет, как вещательные, так и поисковые, интерактивные и информационные.
Естественно, что при комплексном использовании возможностей компьютерной сети, можно добиться действительно превосходных результатов.
Сегодня невозможно представить организацию внеурочной деятельности без использования технических средств: проектора, цифровых фотоаппаратов, музыкального центра и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото – видеокопилку.
Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:
• придаёт занятию эмоциональную окрашенность;
• психологически облегчает процесс усвоения;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор;
• повышается производительность труда учителя.
Применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе просто необходимо. Как важно заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, игру так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить! Дети и сами учатся работать с компьютером.
Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.
Проектная деятельность.
Ещё один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата – метод проектов. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе решения им той или иной интересующей его проблемы.
Метод проектов является довольно трудоемким, поэтому я считаю, что его место – комплекс воспитательной работы, в которой нет строгих временных ограничений. Без внеурочного времени организация метода проектов невозможна.
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными. Т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.
Примерный перечень тем и видов проектов для учащихся начальной школы, реализуемых в единстве урочной и внеурочной деятельности приводится ниже
Темы
Виды проектов
Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки)
Создание сборника пословиц поговорок, побасенок, загадок; викторина; сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества и др.
Сказки
Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке); герои сказки в лепке, в рисунках; создание собственных сказок и др.
Человек и природа
Осенние работы и праздники в традиции народов моего края; образы природы в устно – поэтическом творчестве народов моего края и др.
Человек и семья
Терминология родства; роль хозяина и хозяйки; традиции семьи и др.
Человек и история и др.
Мои земляки в истории России; мои земляки в культуре России; хозяйственные промыслы моего края и др.
Математические развлечения: игры с числами; логические, старинные задачи; фокусы с числами и др.
Бумажный домик с мебелью, бумажный макет транспорта (самолёты, корабли, машины); конкурс математических игр, энциклопедия математических игр и др.
Логические игры: морской бой, крестики-нолики, логические игры в книгах, кино; забытые игры и др.
Книга о логических играх, комплекты игр и др.
Математика вокруг нас: числа в пословицах и поговорках; математика в торговле, кулинарии, в строительстве и др.
Макет зданий из геометрических фигур; кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты»; книга о числах и др.
Мир техники и технологий
Космонавты России; компьютеры вокруг нас (в магазине, аптеке и др.); что делать с мусором; как вода приходит в дом и др.
Мир профессии
Кем работают мои родные; кем я хочу быть; сладкие профессии; как хлеб в дом пришёл и др.
Великие изобретатели и др.
Русский изобретатель И. Кулибин; изобретения Архимеда в нашем доме и современной технике; кто изобрёл радио
Работа в группах.
Специфика работы в группах: поддержка, сотрудничество, ответственность, оптимизм, комфорт, мобилизация ресурсов, терпимость и т.п. Создаются ситуации для определения лидера. Лидер берет на себя ответственность за коллектив, а коллектив поддерживает лидера. Групповая работа эффективна, если она моделирует командный способ. Основные правила: даются задания такие, что их не может решить один школьник, задание должно провоцировать, задания должны задавать стиль работы.
Проблемно-диалогическая технология
даёт развернутый ответ на вопрос, как научить воспитанников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на занятиях введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы занятия или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения учащиеся осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.
Технология оценивания.
образовательных достижений (личных учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.
Технология «Портфолио»
обеспечивает личностно-ориентированный подход в образовании. Работа над портфолио в начальной школе – это первый этап долгосрочного проекта, успех которого будет зависеть от грамотно спланированной деятельности ученика.
Задачи портфолио:
создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки уверенности в собственных возможностях;
максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;
развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
формирование установки и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности.
Игровая технология
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительство. Всё это может дать внеурочная деятельность. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная для ведения внеурочной деятельности.
Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми.
Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. На сегодняшний день учитель получил возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя новые технологии. Еще существует много проблем, как с техническим, так и с методическим обеспечением для поддержки таких занятий, но тем не менее, работа в сторону улучшения уже идет. Жизнь не стоит на месте, поэтому современный учитель должен постоянно совершенствоваться и идти в ногу со временем.
Таким образом, инновационные технологии в моей работе дают возможность:
- повысить уровень профессионализма,
- обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика,
- выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем,
- с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.
Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии…
- стимулируют у учащихся процесс познания нового,
- формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений,
- порождают стремление к самостоятельной деятельности,
- формируют устойчивое внимание к предмету.
Хочу заметить, что учитель по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию любой из образовательных технологий. Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем.
Закончить хотелось бы словами о том, что для учителя является главным.
Главное – это искры радости познания в глазах детей.
Главное гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других, быть счастливой, когда твои ученики дарят тебе свой свет.
Заключение:
Подводя общий итог работы применения инновационных технологий, можно выделить их преимущества: они помогают научить учащихся активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых учащиеся не могут не научиться; стимулируют творческие способности учащихся; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию . В связи с чем особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют: эффективному усвоению знаний; формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения; позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие способности; создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности учащихся.