«Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках окружающего мира»
«Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках окружающего мира»
В начальной школе применение информационно - коммуникационных технологий должно проходить осторожно и поэтапно в соответствии с психолого - физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста.
Главная задача учителя начальных классов состоит в постепенном переводе сознания детей о назначении компьютера не как игрового автомата, а как средства получения знаний.
Методика использования мультимедиа технологий предполагает совершенствование системы управления обучения на разных этапах урока, повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий, демонстрацию возможностей компьютера не только как средства для игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках окружающего мира»»
Методическая разработка по теме:
«Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках окружающего мира»
Выполнила: учитель начальных классов
МОУ СОШ №85
Г. Нижнего Новгорода
Кошеварова Людмила Юрьевна
Нижний Новгород
2010 г.
Содержание:
Пояснительная записка 3
Цели и задачи использования информационно – коммуникационных технологий 6
Содержание собственного педагогического опыта 8
Ожидаемые результаты освоения раздела программы 13
Обоснование используемой технологии 14
Практические материалы 22
Список литературы 23
1. Пояснительная записка.
Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в послании Федеральному Собранию рассказал о национальной образовательной стратегии – инициативе «Наша новая школа». Ее составляющими станут пять новых направлений.
Одним из основных направлений он считает, что « уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Реальная отдача от школы будет только тогда, «если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством».
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится ясно, что современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования:
одним из результатов обучения и воспитания в первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Анализируя психолого - педагогическую литературу по теме, я убедилась, что в условиях информационного взрыва ориентация содержания на еще не достигнутый сегодня уровень развития науки и техники возможна только при условии формирования установки на развитие мышления. Мышление, способное усвоить знание будущего, называют проектным. Проектный метод появился в Америке в 1919 году. Этот метод называется еще методом проблем. В России широкое распространение он получил после создания брошюры В.Х. Кильпатрика
«Метод проектов». Применение целевой установки в педагогическом процессе» началось в 1925 году. В основе этого метода лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых. Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося. В это время и зародились идеи «свободного воспитания». При всем их разнообразии, объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир.
Информационно - коммуникационная технология, входя в нашу жизнь, становится неотъемлемой частью образовательного процесса начальной школы. Она позволяет изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление и предоставляя возможность более широкого познания мира. При этом ИКТ базируется на методе проектов, так как метод проектов формирует умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. То, что не мог сделать один ученик, в совместной деятельности оказывается вполне достижимым, причем на основе собственных, самостоятельных усилий. С другой стороны, метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. Оно может проводиться учащимися как индивидуально, так и в парах, группах в течение определенного отрезка времени.
Возможность использования ИКТ в начальной школе я вижу, в основном, на уроках окружающего мира, так как богатый материал ресурса Интернет
позволяет демонстрировать на уроке:
фотографии животных, растений, памятников и др.;
отсканированные карты, иллюстрации и др.;
схемы, таблицы;
тесты, кроссворды для проверки знаний;
видеоматериалы;
аудиозаписи.
Визуальное и аудио - восприятие способствует лучшему запоминанию и усвоению детьми материала.
В начальной школе применение информационно - коммуникационных технологий должно проходить осторожно и поэтапно в соответствии с психолого - физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста.
Главная задача учителя начальных классов состоит в постепенном переводе сознания детей о назначении компьютера не как игрового автомата, а как средства получения знаний.
Методика использования мультимедиа технологий предполагает совершенствование системы управления обучения на разных этапах урока, повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий, демонстрацию возможностей компьютера не только как средства для игры.
Таким образом, мною было принято решение об использовании в своей педагогической деятельности информационно - коммуникационных технологий, как богатейшего средства, позволяющего активизировать образовательный процесс.
2. Цели и задачи использования информационно - коммуникационных технологий.
Опираясь на педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г. К. Селевко, цель моей работы: создание условий для активизации учебной деятельности младших школьников посредством информационно - коммуникационных технологий.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности;
формировать учебную мотивацию и интерес к урокам окружающего мира;
повышать уровень обучения и качества знаний;
совершенствовать интеллектуальные способности учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности.
Использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет:
усилить образовательный эффект;
повысить качество усвоения материала;
совершенствовать систему управления обучением на разных этапах урока;
усилить мотивацию учения;
сформировать навыки самоконтроля.
Мною была выбрана образовательная область «Окружающий мир» раздел программы 3 класса «Эта удивительная природа» (А.А.Плешаков. «Школа России».В этот раздел входят следующие темы:
Тела. Вещества. Частицы.
Разнообразие веществ.
Воздух и его охрана.
Вода.
Превращение и круговорот воды.
Берегите воду.
Как разрушаются камни?
Что такое почва?
Разнообразие растений.
Солнце, растения и мы с вами.
Размножение и развитие растений.
Охрана растений.
Разнообразие животных.
Кто что ест?
Невидимая сеть и невидимая пирамида.
Размножение и развитие животных.
Охрана животных.
В царстве грибов.
Великий круговорот жизни.
В ходе изучения этого раздела я систематически применяла на уроках готовые электронные продукты, составляла презентации, использовала материалы, изготовленные детьми и ресурсы Интернет.
3. Содержание собственного педагогического опыта
В современной школе главной задачей образования является не только получение учащимися суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. В школе первой ступени детям очень важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.
Я обратила внимание, что усвоение информации на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Причинами этого являются:
большой объем информации;
неумение работать с информацией;
недостаточное количество наглядных пособий по окружающему миру;
некоторые темы программы являются достаточно сложными для усвоения их учащимися начальных классов.
Я пришла к выводу, что для более эффективного процесса обучения необходимо применить те способы, которыми пользуются дети в повседневной жизни. Основная часть учащихся имеют дома компьютеры, поэтому мной была выбрала информационно- коммуникационная технология.
Начиная с 2008 года, я постоянно интересовалась, как можно использовать компьютер в учебных целях, как провести уроки по-новому, представляя информацию более наглядно, разнообразно, как увлечь этим детей.
Потом, изучая новую технологию, я задалась такими вопросами:
-какие электронные образовательные ресурсы можно использовать при подготовке к урокам?
-сколько времени на уроке можно использовать мультимедиапроектор и экран?
-какое влияние на здоровье детей оказывает применение ИКТ?
-на каких этапах урока необходимо применять ИКТ?
Для ответов на эти вопросы нужна была помощь специалистов. В 2009-2010 учебном году я прошла обучение на квалификационных курсах в НИРО, где была возможность выбора спецкурсов по интересующей меня теме. Принимала участие в спецкурсах «Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности», «Особенности проектирования современного урока в начальной школе», «Методика преподавания информатики в начальной школе».
Для сохранения здоровья детей при использовании ИКТ я стараюсь соблюдать следующие правила:
учитываю возрастные особенности и интересы детей;
контролирую непрерывное время работы с мультимедиапроектором и экраном (2 класс-10 минут, 3 класс- 15 минут, 4 класс- 20 минут);
чередую виды и формы работы;
слежу за темпом работы;
исключаю всякое принуждение и подавление желаний ребенка.
Целесообразно использовать ИКТ на следующих этапах урока:
этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук);
этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация);
этап закрепления новых знаний (вопросы, тесты, кроссворды).
Внедрение ИКТ мною было осуществлено по следующим направлениям:
- использование готовых обучающих программ;
- создание презентаций к урокам;
- метод проектов в сочетании с ИКТ;
- работа с ресурсами Интернет.
Использовать информационно-коммуникационные технологии я начала в 2009-2010 учебном году, когда мои ученики были во 2 классе. Для того чтобы детям легче было усваивать материал по предмету, повысить их познавательную активность я стала использовать уже готовые электронные пособия. Ими оказались «Мир и человек», «Природа и человек». Хороший наглядный материал, удачная анимация, доступные тексты, контрольные вопросы для проверки усвоения материала помогли мне заинтересовать учащихся предметом окружающий мир. Дети на данном этапе стали в доступной им форме выполнять различные творческие работы в виде рисунков, иллюстраций, маленьких докладов-сообщений.
В третьем классе учащиеся стали задаваться вопросом, а нельзя и им поучаствовать в создании работ на компьютере. Мой опыт показывает, что учащиеся начальных классов могут быстро научиться обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий. Я стала привлекать наиболее подготовленных детей к этой работе. В 2010-2011 учебном году я с детьми приступила к созданию презентаций и проектов к урокам.
Следует отметить, что многие дети очень быстро втянулись в работу, интерес не пропадал ни у кого. Дети самостоятельно подбирали иллюстрации к работе, находили дополнительный материал в библиотеке, в ресурсах Интернет, самостоятельно печатали находки в текстовом редакторе.
Когда материал по выбранной теме был полностью собран, в индивидуальном порядке шло редактирование. При сборе и обработке информации дети часто обращаются за помощью к учителю и родителям.
Очень важно привлечь родителей учащихся к использованию средств ИКТ в обучении, воспитании и развитии детей. Особое значение в этом плане имеет совместное с родителями выполнение проектов различной сложности с применением электронных средств. Совместная с родителями проектная деятельность, активное участие в решении творческой задачи более опытного и компетентного в использовании ИКТ взрослого, позволяет школьникам справляться с заданиями более осмысленно, воспринимать эти учебные задания не как учебные поручения, а как возможность проявить свои творческие силы. Учебные задания становятся интересными и важными лично для ученика, если в его исполнении принимают участие родители или другие старшие, а может быть и младшие члены семьи. Так дети не только успешно осваивают модели учебной деятельности, но и приобретают конкретные технические навыки в использовании ИКТ, а также получают представления о широком спектре технических решений оборудования и информационных ресурсов.
В ходе реализации учебного проекта мною и детьми были созданы презентации к урокам окружающего мира (программа А.А.Плешакова «Окружающий мир», 3 класс) по разделу «Эта удивительная природа». Например: «Вода и ее свойства», «Воздух и его охрана», «Круговорот воды», «Как разрушаются камни?», «Что такое почва?», «Жизнь растений», «Охрана животных», «Витамины», «Звуки в лесу», «Экологическая безопасность».
Применение информационно – коммуникационных технологий способствовало улучшению успеваемости учащихся.
Со второго класса можно увидеть качественный показатель уровня их знаний:
Название предмета
2010-2011 уч.г
3 «Г» класс
2009-2010 уч.г
2 «Г» класс
1 четверть
1 полугодие
2 полугодие
Русский язык
84%
76%
80%
Литературное чтение
84%
76%
80%
Математика
84.%
76%
80%
Окружающий мир
88%
76%
84%
Уровень качества знаний учащихся по предметам постоянно растет, а особенно по окружающему миру.
Считаю, что качество знаний улучшается по следующим причинам:
- информация предлагается в виде наглядных образов, что облегчает восприятие;
- применение ИКТ оказывает воздействие не только на слуховой канал, но и зрительный;
- повышается интерес детей к получению знаний через работу с компьютером.
Отслеживание результатов я провожу через систематическую диагностику качества образования учащихся:
На основе мониторинга выстраиваю стратегию и тактику учебной деятельности (от целей до результата), создаю комфортные условия для активизации учебной деятельности учащихся;
Применяемые диагностики позволяют мне управлять процессом обучения с учетом индивидуальных возможностей и способностей младших школьников;
Диагностика дает мне информацию и о качестве процесса обучения через применяемые технологии, методы и приемы организации учебного занятия;
Мониторинг позволяет отслеживать результаты, сравнивать их, устанавливать динамику, находить причины повышения или снижения качества знаний, вновь ставить цель и идти к результату.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
Как результат использования информационно - коммуникационные технологии позволяют решить следующие цели образовательного процесса:
развитие познавательных способностей и мотивации к учению;
развитие творческих способностей;
подготовка к формированию компетенций в области коммуникаций;
повышение успеваемости по предметам.
Развитие познавательных способностей - одна из основных целей школьного обучения. В младшем школьном возрасте развитие способностей происходит наиболее интенсивно, поэтому познавательной сфере младших школьников уделяется особое внимание. Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями является одним из таких средств.
В результате работы по использованию ИКТ на уроках окружающего мира дети должны уметь:
различать объекты природы;
определять представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и условий жизни;
выполнять правила поведения в природе;
участвовать в охране окружающей среды;
уметь добывать самостоятельно информацию об окружающем мире.
5. Обоснование используемой технологии.
Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.
Учеников начальных классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время уроков создается обстановка реального общения. Дети с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Здесь два преимущества: количественное и качественное.
Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственно аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. В действительности, одну страницу текста учитель произносит примерно в течение 1-2 минут. За эту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать».
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременно использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
При использовании информационных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются только их временные характеристики.
Структурная компановка мультимедийной презентации развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой цели урока:
образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизировать творческую деятельность учащихся.
воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Мультимедиа уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
систематизировать усвоенные знания;
усвоить базовые знания по предмету;
сформировать навыки самоконтроля, мотивацию к учению;
оказывать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
для обозначения темы урока;
как сопровождение объяснения учителя;
как информационно - обучающее пособие;
для контроля знаний;
для сообщения домашнего задания.
Особенности информационно - коммуникационных технологий состоят в следующем:
аккуратное, яркое, четкое и цветное изображение на экране;
можно показать то, что не написать и не нарисовать на доске;
высокий уровень использования наглядности на уроке;
возможность установления межпредметных связей;
логика подачи учебного материала;
повышение производительности урока;
во время демонстрации презентации рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
При планировании уроков с применением ИКТ, соблюдаю следующие требования:
четко определяю цель применения ИКТ на уроке;
уточняю на каком этапе урока буду использовать ИКТ;
согласовываю выбранное средство информационно-коммуникационной технологии с другими техническими средствами обучения;
учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации.
При планировании уроков с применением ИКТ, соблюдаю следующий алгоритм:
на организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.
на этапе актуализации знаний учитель формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрируется в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.
проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии при воспроизведении знаний при тестировании.
изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.
При проведении уроков окружающего мира можно использовать следующие методы и приемы на базе информационно-коммуникационных технологий:
Методика использования обучающее - контролирующих программ на уроке.
В обучающих программах звуковое и графическое оформление позволяет детям воспринимать их как «игры». Множество игровых ситуаций и занимательных заданий делают процесс обучения максимально увлекательным. Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности и учителю и ученикам, т.к. содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить и углубить свои знания.
Эти программы я использую для работы со всем классом. Они предполагают возможность соучастия детей в процессе обучения. Учитель работает за клавиатурой, а дети совместно обсуждают выводимый на экран материал. Учащиеся делятся на группы для совместной работы, а я после обсуждения ответов в каждой группе, ввожу результат в компьютер.
Методика использования творческих заданий на уроках окружающего мира с использованием средств Microsoft Office Power Point -создание презентаций.
При создании презентаций я соблюдала такую последовательность:
поиск наглядности, соответствующей теме урока;
знакомство с содержанием урока и построение материалов в нужной последовательности в программе Power Point;
вставка текстовой информации, таблиц, схем;
оформление слайдов, анимация.
Создание презентаций позволяет учителю:
наглядно представлять материал;
интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
повышать познавательную активность учащихся.
Создание презентаций позволяет ученику:
наглядно представить учебный материал;
быть заинтересованным на уроке;
воспринимать новый материал на основе богатой наглядности и звука.
Метод проектов в сочетании с технологией ИКТ.
Метод проектов - это одна из личностно - ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Суть метода проектов - «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления». (Полат Е.С. Метод проектов). Другими словами смысл метода проектов состоит в самостоятельном освоении учащимися учебного материала и получении конкретного результата в виде конкретного продукта
( мультимедийной презентации).
При работе по методу проектов вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования;
проведение сбора данных;
анализ полученных данных;
оформление конечных результатов;
подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола», творческих отчетов, просмотров и т. п.)». ( Полат Е.С. Метод проектов)
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может инициативно выдвигаться учителем по данному предмету с учетом интересов и способностей учащихся. В другом случае - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственный опыт.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, т.к. учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, и поискового, творческого характера.
Каковы же возможности применения ИКТ на уроках:
компьютер обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных условий для учителя и учащихся;
использование ИКТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии;
использование ИКТ на уроках дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности;
использование мультимедийного проектора позволяет эффективно работать над текстом;
ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники;
использование текстовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания;
применение ИКТ позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме;
систематичное использование ИКТ на уроках приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения.
В заключении хочется отметить, что использование информационно – коммуникационных технологий необходимо, так как отвечает велению нашего времени, это – наше будущее. Но, как и в любом деле, всегда должна быть мера: не превращать урок только в развлекательно- созерцательную форму обучения. И здесь многое зависит от самого учителя, от его компетентности и профессионализма, с одной стороны, творческого потенциала – с другой.
6. Практические материалы
Вместе с учениками мною были разработаны следующие презентации по урокам окружающего мира:
Экологическая безопасность
Вода и ее свойства
Превращения и круговорот воды
Жизнь растений
Охрана животных
Витамины
Воздух и его охрана
Звуки в лесу
Что такое почва
Почему разрушаются камни
Разнообразие веществ
Охрана растений
Тела, вещества, частицы
Берегите воду
Литература:
1. Байденко В.И. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса.-М.: Просвещение, 2001г.
Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников.- М.: Просвещение, 1994 г.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.-М.: Издательский центр«Академия»,2003 г.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. Народное образование, 1998 г.
Смирнова Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»
Елагина Л.В. «ИКТ в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста". Информатика и образование, 2008 г.
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 2006г.
Крутецкий В.А. «Психология». М.: Просвещение,1980 г.
Люблинская А.А. «Учителю о психологии младшего школьника». М. «Просвещение», 1977г.
«Возрастная и педагогическая психология». Под редакцией Гамезо М.В., Матюхиной М.В., Михальчик Т.С. М., Просвещение, 1984г.