kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллект – карты как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллект - карты как средство формирования познавательных УУД

Просмотр содержимого документа
«Интеллект – карты как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся»

Е.Н. Куркина


Интеллект – карты как средство формирования познавательных

универсальных учебных действий обучающихся


«Грамотным будет тот человек,

который научится учиться,

а именно -  создавать интеллект-карты»

Э. Тоффлер



Как много мы говорим сегодня о процессах информатизации в современном обществе, с которыми тесно связана и реформа системы образования. С  введением  Федерального Государственного Образовательного Стандарта  в школе утвердил свои позиции системно-деятельностный подход, и перед учителем встал вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенции учеников в процессе обучения?

Существует множество современных технологий для обучения как одарённых детей, так и детей, испытывающих трудности. Одним из способов формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе, является работа над созданием интеллект – карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена.

Отличительным свойством метода интеллект - карт является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме.

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления. Она характеризуется основными свойствами:

  • наглядность (её можно окинуть одним взглядом; вся проблема с многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами);

  • привлекательность (яркая, красочная, чтобы рассматривать её было не только интересно, но и приятно);

  • запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается);

  • информативность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);

  • креативность (стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи).

Существуют правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном:

  • берем лист бумаги, цветные карандаши, ручки или фломастеры;

  • кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие, обводим его в рамку;

  • рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове;

  • над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово;

  • связи между элементами интеллект – карты показываем стрелками разного цвета и толщины;

  • разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в её создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.

Для того чтобы логическая схема  была заполнена правильно, перед началом работы учащимся  дается алгоритм заполнения интеллект-карты по данной теме:

Шаг 1: Определение ключевого понятия.

Шаг 2: Знакомство с понятиями изучаемой темы, которые должны быть включены в заполнение интеллект-карты.

Шаг 3: Определения количества секторов в соотнесении с понятиями первого уровня.

Шаг 4: Наполнение первого сектора содержанием I; II; III порядка по плану изучаемой темы.

Интеллект-карты можно составлять как индивидуально, так и коллективно: рабочей группой, командой. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть нюансы в информации. Обучающийся самостоятельно вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления.

Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам, на уроках введения темы, закрепления, обобщения полученных знаний.

Представляя каждое слово в виде картинки, младший школьник использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова. Повышается умение самостоятельной работы с текстом и другими источниками информации, умение выделять главное, обобщать. Процесс изучения темы не является скучным, так как дети могут сами экспериментировать, придумывать разные формы интеллект-карт, свои условные обозначения, рисунки, использовать разные цвета.

Систематическое применение интеллект-карт позволяет развивать такие познавательные учебные действия, такие как:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, по-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

Например, на уроках математики с помощью интеллект - карт можно классифицировать большое количество информации (рис.1).

Рис. 1

На уроках литературного чтения, работая индивидуально или в группах, можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей (рис.2).

Рис. 2

На уроках русского языка интеллект – карты помогут обучающимся, с разной степенью подготовленности, успешно освоить новый материал. Например, при закреплении темы: «Предложение» учащиеся повторят морфологические признаки изученных частей речи, а также смогут продолжить заполнять карту по мере изучения новых (рис.3).

Рис. 3

Неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний обучающихся, высокому уровню усвоения материала, приобретению учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего обучения в основной школе; повышению качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению любого предмета (рис.4).



Рис. 4



В результате систематической работы по созданию интеллект-карт учащиеся вырабатывают свой собственный стиль их построения, что придает образовательному процессу творческий характер, способствует развитию личности ребенка его индивидуальности и самобытности. Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы.


Библиографический список


  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

  2. Бьюзен Т.. Супермышление/ пер. с англ. Самсонов Е. А.; Худ. обл. Драко М. В. – 2-е изд. – Мн. :ООО «Попурри», 2003. – 304 с.

  3. Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски[Электронный ресурс] URL: http://www.iatnlp.ru






















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Куркина Елена Николаевна

Дата: 25.10.2017

Номер свидетельства: 434477

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Программа кружка "Развивайка""
    ["seo_title"] => string(29) "proghramma-kruzhka-razvivaika"
    ["file_id"] => string(6) "204853"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429735639"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Педагогический контроль, самоконтроль, взаимоконтроль как факторы успешности учебной деятельности младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(126) "piedaghoghichieskii-kontrol-samokontrol-vzaimokontrol-kak-faktory-uspieshnosti-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "130136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415821284"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства