Просмотр содержимого документа
«Интеллект – карты как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся»
Е.Н. Куркина
Интеллект – карты как средство формирования познавательных
универсальных учебных действий обучающихся
«Грамотным будет тот человек,
который научится учиться,
а именно - создавать интеллект-карты»
Э. Тоффлер
Как много мы говорим сегодня о процессах информатизации в современном обществе, с которыми тесно связана и реформа системы образования. С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта в школе утвердил свои позиции системно-деятельностный подход, и перед учителем встал вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенции учеников в процессе обучения?
Существует множество современных технологий для обучения как одарённых детей, так и детей, испытывающих трудности. Одним из способов формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе, является работа над созданием интеллект – карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена.
Отличительным свойством метода интеллект - карт является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме.
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления. Она характеризуется основными свойствами:
наглядность (её можно окинуть одним взглядом; вся проблема с многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами);
привлекательность (яркая, красочная, чтобы рассматривать её было не только интересно, но и приятно);
запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается);
информативность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);
креативность (стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи).
Существуют правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном:
берем лист бумаги, цветные карандаши, ручки или фломастеры;
кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие, обводим его в рамку;
рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове;
над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово;
связи между элементами интеллект – карты показываем стрелками разного цвета и толщины;
разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в её создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.
Для того чтобы логическая схема была заполнена правильно, перед началом работы учащимся дается алгоритм заполнения интеллект-карты по данной теме:
Шаг 1: Определение ключевого понятия.
Шаг 2: Знакомство с понятиями изучаемой темы, которые должны быть включены в заполнение интеллект-карты.
Шаг 3: Определения количества секторов в соотнесении с понятиями первого уровня.
Шаг 4: Наполнение первого сектора содержанием I; II; III порядка по плану изучаемой темы.
Интеллект-карты можно составлять как индивидуально, так и коллективно: рабочей группой, командой. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть нюансы в информации. Обучающийся самостоятельно вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления.
Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам, на уроках введения темы, закрепления, обобщения полученных знаний.
Представляя каждое слово в виде картинки, младший школьник использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова. Повышается умение самостоятельной работы с текстом и другими источниками информации, умение выделять главное, обобщать. Процесс изучения темы не является скучным, так как дети могут сами экспериментировать, придумывать разные формы интеллект-карт, свои условные обозначения, рисунки, использовать разные цвета.
Систематическое применение интеллект-карт позволяет развивать такие познавательные учебные действия, такие как:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, по-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.
Например, на уроках математики с помощью интеллект - карт можно классифицировать большое количество информации (рис.1).
Рис. 1
На уроках литературного чтения, работая индивидуально или в группах, можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей (рис.2).
Рис. 2
На уроках русского языка интеллект – карты помогут обучающимся, с разной степенью подготовленности, успешно освоить новый материал. Например, при закреплении темы: «Предложение» учащиеся повторят морфологические признаки изученных частей речи, а также смогут продолжить заполнять карту по мере изучения новых (рис.3).
Рис. 3
Неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний обучающихся, высокому уровню усвоения материала, приобретению учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего обучения в основной школе; повышению качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению любого предмета (рис.4).
Рис. 4
В результате систематической работы по созданию интеллект-карт учащиеся вырабатывают свой собственный стиль их построения, что придает образовательному процессу творческий характер, способствует развитию личности ребенка его индивидуальности и самобытности. Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы.
Библиографический список
Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
Бьюзен Т.. Супермышление/ пер. с англ. Самсонов Е. А.; Худ. обл. Драко М. В. – 2-е изд. – Мн. :ООО «Попурри», 2003. – 304 с.
Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски[Электронный ресурс] URL: http://www.iatnlp.ru