Программа занятий, направленных на развитие познавательных процессов обучающихся. В любой сфере деятельности стремятся достичь максимально возможного качества этой деятельности. Естественно, что это наблюдается и в сфере образования, когда мы переходим от единообразной системы образования к разнообразной. Проблема состоит в повышении и достижении качества образования.Приступая к разработке программы, исходим из положения, что обучение, играя ведущую роль в психическом развитии (П.П. Блонский, А.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), должно на определённом уровне в каждый возрастной период обеспечивать формирование двух основных сфер - личностной и интеллектуальной. Нахождение оптимальных путей личностного и интеллектуального развития учащихся - одно из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Последнее произойдёт лишь тогда, когда средства, содержание, методы обучения будут разрабатываться с учётом психологических закономерностей, возрастного и индивидуального развития.Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку социального опыта), должны реализовать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребенка). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью процесса обучения является не просто усвоение предметов, но и расширение, и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами этих предметов.Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития интеллекта. В этот период основные психологические процессы познания находятся ещё в процессе становления. Уровень развития этих процессов во многом определяет успешность обучения.Проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «познавательные способности», быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование так называемых творческих задач не принесёт желаемого результата. Учебные задания должны включать в себя всю систем познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с запоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления. Комплекс включает в себя 34 внеклассных занятия, направленных на развитие внимания, памяти, мышления,творческих способностей обучающихся. На данных занятиях осуществляется знакомство обучающихся с нетрадиционными развивающими заданиями, дальнейшая работа с которыми проводится непосредственно на уроках обучения грамоте, математики, окружающего мира и др.
Цель программы: Развитие умственных способностей обучающихся в соответствии с возрастными особенностями, используя развивающие и логические игры.
Задачи программы:
- развивать познавательную инициативу, стремление ребенка познавать что- то новое.
-Развитие способностей ребенка по самостоятельному использованию полученных знаний и умений в решении различных задач.
-Расширение кругозора, используя внимание, память, мышление и т.д.
- Развитие творческих способностей обучающихся.
Целевая группа: обучающиеся 1-4 классов (6-8 человек)
Сроки реализации программы: 2013-2014 учебный год
Периодичность занятий: 1час в неделю ( рассчитан на 34 часа)
Формы проведения занятий:
- беседа;
- работа в парах;
- индивидуально;
- конкурс;
Техническое оснащение и наглядные пособия:
- компьютер;
-рисунки;
- иллюстрации;
-книги;
- настольные игры;
- поделки;
Ожидаемые результаты программы и способы определения их результативности:
Личностный результат: формирование базовой культуры личности младшего школьника.
Метапредметным результатом освоения программы является формирование
универсальных учебных действий:
Регулятивные:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;
-учиться высказывать свое мнение на основе работы с иллюстрациями;
- учиться работать по предложенному учителем заданию.
Познавательные:
-ориентировать в задании;
- находить верный ответ в задании, предложенный учителем;
- Учиться анализировать свой ответ;
Коммуникативные:
- высказывать свои мысли полным предложением;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе.
Предметными результатами освоения программы является сформированность
следующих знаний и умений:
Обучающие должны знать:
- названия предметов;
- знать свойства и признаки этих предметов;
- знать и представлять внешний облик этих предметов;
- знать названия сказок, праздников;
- хорошо знать геометрические фигуры, их свойства;
- знать приемы работы с инструментами, материалами;
Обучающие должны уметь:
- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
- воссоздать внешний облик предмета на основе какой- то части;
- находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
- переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
- составлять сюжетный рассказ про какой – либо объект;
- уметь сравнивать предметы и отличать их друг от друга;
- уметь решать логические задачи;
-уметь работать с инструментами, материалами: бумагой, фольгой, ватными
дисками.
Формы отслеживания результатов:
- выставка детских работ.
Учебно- тематическое планирование
№
Разделы занятий
По четвертям
Всего за год
Развитие мышления.
Развитие памяти.
Учимся решать логические задачи
Развитие творческих способностей
Календарно – тематическое планирование
Развитие мышления
1.Игра «Назови лишнее слово» (ст.39)
2.Игра «Назови отличие» (ст.41)
3.Игра ««Группировка слов» (ст.41)
4.Загадывание загадок, рисунки к отгадкам.(ст.41)
5.Игра « Посмотри и запомни» (ст.131)
6.Рисунки по клеточкам.
7. «Воспроизведи рисунок» (ст134)
8. «Найди одинаковый предмет»
9.Работа с пазлами
« Собери картинку"
2.
Развитие памяти
1.Игра «Найди отличия»
2.Раскрашивание рисунка по памяти.
3.Игра «Назови сказку»
4.Просмотр мультфильма и пересказ его.
5.Дополни предложения
6.Рисунки к праздникам
Учимся решать логические задачи
1.Задачи на сообразительность.
2.Отгадывание ребусов.
3.Задачи в стихах.
4. «Математический КВН»
5.Решение примеров
«Найди пропущенные цифры»
6.Игра «Математические фигуры»
7.Игра «Две половинки»
8.Головоломки с палочками.
9.Игры в шашки.
10.Отгадывание загадок «Кто больше?"
4.
Развитие творческих способностей.
1.Работа с бумагой
- «Рваная аппликация!
- « Аппликация -панно из салфеток»
2.Работа с фольгой. Подготовка к работе.
Работа с фольгой.Процарапывание рисунка
3.Работа с ватными дисками. Аппликация.
4.Работа с бумагой. Изготовление вертушек.
5.Подведение итогов. Выставка детских работ.
Литература, использованная при разработке программы:
1.А.Э.Симановский Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие
для родителей и педагогов.- Ярославль: « Академия развития», 1996.- 192с.,ил.
2.Е.Первин, Т.Первин Догадайся, найди и реши.
3.Н.В.Чуб Большая книга заданий и упражнений.
4.Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: Пособие для учителя:
пер. с болг.- М.: Просвещение, 1993.- 191с.:
?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Развивайка"»
Управление образования Белозерского муниципального района
МОУ «Белозерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»
Рассмотрено: Утверждаю:
Протокол заседания ПС школы Директор
№1 от 30.08.2013 _______Е.В.Васюкова
Приказ №59 от 02.09.2013
Рабочая программа кружка
для обучающихся 1-4 классов
«РАЗВИВАЙ-КА»
Срок реализации : 1 год
Составитель: Бушманова О.В.
учитель начальных классов
г.Белозерск
2013г
Пояснительная записка
Программа занятий, направленных на развитие познавательных процессов обучающихся. В любой сфере деятельности стремятся достичь максимально возможного качества этой деятельности. Естественно, что это наблюдается и в сфере образования, когда мы переходим от единообразной системы образования к разнообразной. Проблема состоит в повышении и достижении качества образования.
Приступая к разработке программы, исходим из положения, что обучение, играя ведущую роль в психическом развитии (П.П. Блонский, А.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), должно на определённом уровне в каждый возрастной период обеспечивать формирование двух основных сфер - личностной и интеллектуальной. Нахождение оптимальных путей личностного и интеллектуального развития учащихся - одно из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Последнее произойдёт лишь тогда, когда средства, содержание, методы обучения будут разрабатываться с учётом психологических закономерностей, возрастного и индивидуального развития.
Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку социального опыта), должны реализовать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребенка). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью процесса обучения является не просто усвоение предметов, но и расширение, и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами этих предметов.
Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития интеллекта. В этот период основные психологические процессы познания находятся ещё в процессе становления. Уровень развития этих процессов во многом определяет успешность обучения.
Проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «познавательные способности», быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование так называемых творческих задач не принесёт желаемого результата. Учебные задания должны включать в себя всю систем познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с запоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.
Комплекс включает в себя 34 внеклассных занятия, направленных на развитие внимания, памяти, мышления ,творческих способностей обучающихся. На данных занятиях осуществляется знакомство обучающихся с нетрадиционными развивающими заданиями, дальнейшая работа с которыми проводится непосредственно на уроках обучения грамоте, математики, окружающего мира и др.
Цель программы: Развитие умственных способностей обучающихся в соответствии с возрастными особенностями, используя развивающие и логические игры.
Задачи программы:
- развивать познавательную инициативу, стремление ребенка познавать что- то новое.
-Развитие способностей ребенка по самостоятельному использованию полученных знаний и умений в решении различных задач.
-Расширение кругозора, используя внимание, память, мышление и т.д.
- Развитие творческих способностей обучающихся.
Целевая группа: обучающиеся 1-4 классов (6-8 человек)
Сроки реализации программы: 2013-2014 учебный год
Периодичность занятий: 1час в неделю ( рассчитан на 34 часа)
Формы проведения занятий:
- беседа;
- работа в парах;
- индивидуально;
- конкурс;
Техническое оснащение и наглядные пособия:
- компьютер;
-рисунки;
- иллюстрации;
-книги;
- настольные игры;
- поделки;
Ожидаемые результаты программы и способы определения их результативности:
Личностный результат: формирование базовой культуры личности младшего школьника.
Метапредметным результатом освоения программы является формирование
универсальных учебных действий:
Регулятивные:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;
-учиться высказывать свое мнение на основе работы с иллюстрациями;
- учиться работать по предложенному учителем заданию.
Познавательные:
-ориентировать в задании;
- находить верный ответ в задании, предложенный учителем;
- Учиться анализировать свой ответ;
Коммуникативные:
- высказывать свои мысли полным предложением;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе .
Предметными результатами освоения программы является сформированность
следующих знаний и умений:
Обучающие должны знать:
- названия предметов;
- знать свойства и признаки этих предметов;
- знать и представлять внешний облик этих предметов;
- знать названия сказок, праздников;
- хорошо знать геометрические фигуры, их свойства;
- знать приемы работы с инструментами, материалами;
Обучающие должны уметь:
- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
- воссоздать внешний облик предмета на основе какой- то части;
- находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
- переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
- составлять сюжетный рассказ про какой – либо объект;
- уметь сравнивать предметы и отличать их друг от друга;
- уметь решать логические задачи;
-уметь работать с инструментами, материалами: бумагой, фольгой, ватными
дисками.
Формы отслеживания результатов:
- выставка детских работ.
Учебно- тематическое планирование
№
Разделы занятий
По четвертям
Всего за год
1.
2.
3.
4.
Развитие мышления.
Развитие памяти.
Учимся решать логические задачи
Развитие творческих способностей
9ч
7ч
10ч
8ч
34ч
Календарно – тематическое планирование
№
Тема занятия
Всего
Дата
1.
Развитие мышления
1.Игра «Назови лишнее слово» (ст.39)
2.Игра «Назови отличие» (ст.41)
3.Игра ««Группировка слов» (ст.41)
4.Загадывание загадок, рисунки к отгадкам.(ст.41)
5.Игра « Посмотри и запомни» (ст.131)
6.Рисунки по клеточкам.
7. «Воспроизведи рисунок» (ст134)
8. «Найди одинаковый предмет»
9.Работа с пазлами
« Собери картинку»
9
06.09
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
18.10
25.10
01.10
2.
Развитие памяти
1.Игра «Найди отличия»
2.Раскрашивание рисунка по памяти.
3.Игра «Назови сказку»
4.Просмотр мультфильма и пересказ его.
5.Дополни предложения
6.Рисунки к праздникам (посмотри на картинку и назови этот праздник)
7
2
15.11
22.11
29.11
06.12
13.12
20.12
27.12
3.
Учимся решать логические задачи
1.Задачи на сообразительность.
2.Отгадывание ребусов.
3.Задачи в стихах.
4. «Математический КВН»
5.Решение примеров
«Найди пропущенные цифры»
6.Игра «Математические фигуры»
7.Игра «Две половинки»
8.Головоломки с палочками.
9.Игры в шашки.
10.Отгадывание загадок «Кто больше»
10
17.01
24.01
31.01
07.02
14.02
21.02
28.02
07.03
14.03
21.03
4.
Развитие творческих способностей.
1.Работа с бумагой
- «Рваная аппликация!
- « Аппликация -панно из салфеток»
2.Работа с фольгой. Подготовка к работе.
Работа с фольгой. .Процарапывание рисунка
3.Работа с ватными дисками. Аппликация.
4.Работа с бумагой. Изготовление вертушек.
5.Подведение итогов. Выставка детских работ.
8
1
1
2
2
1
1
04.04
11.04
18.04
25.04
02.05
16.05
23.05
30.05
Литература, использованная при разработке программы:
А.Э.Симановский Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие
для родителей и педагогов.- Ярославль: « Академия развития», 1996.- 192с.,ил.
2.Е.Первин, Т.Первин Догадайся, найди и реши.
3.Н.В.Чуб Большая книга заданий и упражнений.
4.Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: Пособие для учителя:
пер. с болг.- М.: Просвещение, 1993.- 191с.: ил.
Управление образования Белозерского муниципального района
МОУ «Белозерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»
Рассмотрено: Утверждаю:
Протокол заседания ПС школы Директор
№1 от 30.08.2014 _______Е.В.Васюкова
Приказ №57 от 02.09.2014года
Рабочая программа кружка
для обучающихся 2-3 классов
«РАЗВИВАЙ-КА»
Срок реализации : 1 год
Составитель: Бушманова О.В.
учитель начальных классов
г.Белозерск
2014г
Пояснительная записка
Программа занятий, направленных на развитие познавательных процессов обучающихся. В любой сфере деятельности стремятся достичь максимально возможного качества этой деятельности. Естественно, что это наблюдается и в сфере образования, когда мы переходим от единообразной системы образования к разнообразной. Проблема состоит в повышении и достижении качества образования.
Приступая к разработке программы, исходим из положения, что обучение, играя ведущую роль в психическом развитии (П.П. Блонский, А.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), должно на определённом уровне в каждый возрастной период обеспечивать формирование двух основных сфер - личностной и интеллектуальной. Нахождение оптимальных путей личностного и интеллектуального развития учащихся - одно из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Последнее произойдёт лишь тогда, когда средства, содержание, методы обучения будут разрабатываться с учётом психологических закономерностей, возрастного и индивидуального развития.
Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку социального опыта), должны реализовать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребенка). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью процесса обучения является не просто усвоение предметов, но и расширение, и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами этих предметов.
Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития интеллекта. В этот период основные психологические процессы познания находятся ещё в процессе становления. Уровень развития этих процессов во многом определяет успешность обучения.
Проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «познавательные способности», быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование так называемых творческих задач не принесёт желаемого результата. Учебные задания должны включать в себя всю систем познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с запоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.
Комплекс включает в себя 34 внеклассных занятия, направленных на развитие внимания, памяти, мышления ,творческих способностей обучающихся. На данных занятиях осуществляется знакомство обучающихся с нетрадиционными развивающими заданиями, дальнейшая работа с которыми проводится непосредственно на уроках обучения грамоте, математики, окружающего мира и др.
Цель программы: Развитие умственных способностей обучающихся в соответствии с возрастными особенностями, используя развивающие и логические игры.
Задачи программы:
- развивать познавательную инициативу, стремление ребенка познавать что- то новое.
-Развитие способностей ребенка по самостоятельному использованию полученных знаний и умений в решении различных задач.
-Расширение кругозора, используя внимание, память, мышление и т.д.
- Развитие творческих способностей обучающихся.
Целевая группа: обучающиеся 2-3 классов (4 человека)
Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год
Периодичность занятий: 1час в неделю ( рассчитан на 34 часа)
Формы проведения занятий:
- беседа;
- работа в парах;
- индивидуально;
- конкурс;
Техническое оснащение и наглядные пособия:
- компьютер;
-рисунки;
- иллюстрации;
-книги;
- настольные игры;
- поделки;
Ожидаемые результаты программы и способы определения их результативности:
Личностный результат: формирование базовой культуры личности младшего школьника.
Метапредметным результатом освоения программы является формирование
универсальных учебных действий:
Регулятивные:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;
-учиться высказывать свое мнение на основе работы с иллюстрациями;
- учиться работать по предложенному учителем заданию.
Познавательные:
-ориентировать в задании;
- находить верный ответ в задании, предложенный учителем;
- Учиться анализировать свой ответ;
Коммуникативные:
- высказывать свои мысли полным предложением;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе .
Предметными результатами освоения программы является сформированность
следующих знаний и умений:
Обучающие должны знать:
- названия предметов;
- знать свойства и признаки этих предметов;
- знать и представлять внешний облик этих предметов;
- знать названия сказок, праздников;
- хорошо знать геометрические фигуры, их свойства;
- знать приемы работы с инструментами, материалами;
Обучающие должны уметь:
- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
- воссоздать внешний облик предмета на основе какой- то части;
- находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
- переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
- составлять сюжетный рассказ про какой – либо объект;
- уметь сравнивать предметы и отличать их друг от друга;
- уметь решать логические задачи;
-уметь работать с инструментами, материалами: бумагой, фольгой, ватными
дисками.
Формы отслеживания результатов:
- выставка детских работ.
Учебно- тематическое планирование
№
Разделы занятий
По четвертям
Всего за год
1.
2.
3.
4.
Развитие мышления.
Развитие памяти.
Учимся решать логические задачи
Развитие творческих способностей
9ч
7ч
10ч
8ч
34ч
Календарно – тематическое планирование
№
Тема занятия
Всего
Дата
1.
Развитие мышления
1.Игра «Назови лишнее слово» (ст.39)
2.Игра «Назови отличие» (ст.41)
3.Игра ««Группировка слов» (ст.41)
4.Загадывание загадок, рисунки к отгадкам.(ст.41)
5.Игра « Посмотри и запомни» (ст.131)
6.Рисунки по клеточкам.
7. «Воспроизведи рисунок» (ст134)
8. «Найди одинаковый предмет»
9.Работа с пазлами
« Собери картинку»
9
2.
Развитие памяти
1.Игра «Найди отличия»
2.Раскрашивание рисунка по памяти.
3.Игра «Назови сказку»
4.Просмотр мультфильма и пересказ его.
5.Дополни предложения
6.Рисунки к праздникам (посмотри на картинку и назови этот праздник)
7
2
3.
Учимся решать логические задачи
1.Задачи на сообразительность.
2.Отгадывание ребусов.
3.Задачи в стихах.
4. «Математический КВН»
5.Решение примеров
«Найди пропущенные цифры»
6.Игра «Математические фигуры»
7.Игра «Две половинки»
8.Головоломки с палочками.
9.Игры в шашки.
10.Отгадывание загадок «Кто больше»
10
4.
Развитие творческих способностей.
1.Работа с бумагой
- «Рваная аппликация!
- « Аппликация -панно из салфеток»
2.Работа с фольгой. Подготовка к работе.
Работа с фольгой. .Процарапывание рисунка
3.Работа с ватными дисками. Аппликация.
4.Работа с бумагой. Изготовление вертушек.
5.Подведение итогов. Выставка детских работ.
8
1
1
2
2
1
1
Литература, использованная при разработке программы:
А.Э.Симановский Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие
для родителей и педагогов.- Ярославль: « Академия развития», 1996.- 192с.,ил.
2.Е.Первин, Т.Первин Догадайся, найди и реши.
3.Н.В.Чуб Большая книга заданий и упражнений.
4.Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: Пособие для учителя: