Интегрированные уроки как средство повышения воспитательного и развивающего потенциала учебного процесса
Интегрированные уроки как средство повышения воспитательного и развивающего потенциала учебного процесса
Интегрированные уроки выступают не как простое объединение учебных предметов, а как создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов (воспитательных целей, содержания учебной информации, видов деятельности учащихся), а затем приспособление и объединение их в несуществовавший ранее монолит особого качества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированные уроки как средство повышения воспитательного и развивающего потенциала учебного процесса»
Интегрированные уроки как средство повышения воспитательного и развивающего потенциала учебного процесса в начальной школе
В настоящее время в связи с кардинальными социально-экономическими изменениями в стране и в контексте выполнения задач модернизации системы образования российская школа, в том числе начальная, подвергается серьезной, принципиальной трансформации. Особое значение приобретает “интеллектуализация” школы, ее ориентация на подготовку свободно и творчески мыслящей личности, способной активно осваивать ситуации социальных перемен.
Работа над личностным и интеллектуальным развитием учащихся имеет особое значение в начальных классах. Начальное звено обучения – “это годы приобретения или неприобретения ребенком желания и умения трудиться в зависимости от прочности и результативности освоения им всех базовых видов деятельности - умственных и практических, а также осознания и закрепления личностных свойств и качеств средствами учебных предметов дифференцированного, локального действия” (Н.Н.Светловская). К тому же по современным психологическим представлениям интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности, а именно: “к шести годам это развитие осуществляется более чем на треть, к восьми - наполовину, а к двенадцати годам на три четверти” (Н.С. Лейтес). Некоторые авторы называют еще более ранние сроки и, соответственно, еще большую роль младших школьных лет в развитии основных качеств личности, поэтому учитель начальных классов должен всемерно заботиться о повышении воспитательного и развивающего потенциала каждого своего урока.
Основное внимание уделяю системно-целостной организации обучения с помощью специально разработанных интегрированных уроков. Интегрированные уроки выступают не как простое объединение учебных предметов, а как создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов (воспитательных целей, содержания учебной информации, видов деятельности учащихся), а затем приспособление и объединение их в несуществовавший ранее монолит особого качества.
Особое место в ходе проведения интегрированных уроков я включаю учащихся в творческую деятельность. Именно в такой деятельности формируются такие наиболее значимые интеллектуальные и социально-личностные умения и способности: анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы, видеть разные функции одного и того же объекта, устанавливать связи данного объекта с другими, выделять в них существенные признаки, сравнивать и классифицировать объекты, обобщать наблюдаемые явления, переносить известные способы деятельности в другие условия .
Так, можно значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса за счет интеграции уроков курса “Окружающий мир” и уроков художественного труда. На одном из таких уроков ученикам предлагается систематизировать учебную информацию по теме “Труд человека”, при этом используются исследовательские и практические работы, делают выводы, кто такие работники и работнички
Разработанные интегрированные уроки, проводимые нами систематически, дали вполне конкретные результаты, а именно:
1) повышение уровня знаний учащихся, которое проявляется в глубине усваиваемых понятий, понимании закономерностей изучаемых явлений;
2) изменение уровня сформированности мыслительной деятельности детей, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
3) существенное эмоциональное развитие младших школьников, основанное на привлечении музыки, изобразительного искусства, художественного труда, литературы и других предметов;
4) развитие познавательных интересов детей, что проявляется в стремлении детей к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
5) участие школьников в творческой деятельности, результатом которой стали их рисунки, поделки, сочинения, стихотворения, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам. На этом основании можно сделать вывод о большем воспитательном и развивающем потенциале интегрированных уроков в начальной школе