kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационные технологии современного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о инновационых технологиях современного урока в начальной школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии современного урока»

Прокопчук Лариса Васильевна

учитель начальных классов высшей категории

МБОУ СОШ №17 с.Хушенга

Хилокского района Забайкальского края



«Инновационные технологии современного урока в

начальной школе».

Урок – первая искорка, зажигающая

факел любознательности.

В.А. Сухомлинский

Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков –  веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.
Что же такое современный урок?

Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы
•    быть востребованным  в высококонкурентном и высокотехнологичном мире
•    уметь влиться в быстро  развивающееся общество.

Понятие «современный урок» неразрывно связан с понятием «современный учитель». По словам руководителя проекта по разработке ФГОС Александра Михайловича Кондакова, стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения. В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю.

Во – первых, это профессионал, который:

-инициирует действия учащихся;

-консультирует и корректирует их действия;

-находит способы включения в работу каждого ученика;

-создает условия для приобретения детьми жизненного опыта;

Во – вторых, это педагог, применяющий развивающие технологии.

В – третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Квалификационные характеристики педагогических работников предъявляют к современному учителю высокие требования, соответствуя которым он в полной мере сможет реализовать требования ФГОС, проводить прекрасные уроки и получать хорошие результаты.

А каким же видят современный урок наши ученики?

Вот некоторые из их высказываний.

- «Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются»

- «Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и тоже, это разнообразный урок»

-«Современный урок – это урок, на котором выслушивают твое мнение, урок, где человека учат быть человеком»

-«Современный урок – это урок без стрессов»

Как видим, наши ученики желают учиться в режиме успешности, вне зависимости от своих способностей. Они хотят, чтобы учеба не только приносила пользу, но и проходила комфортно и интересно, была доступна, позволяла им заниматься творчеством, доставляла радость и желание учиться.

Каковы же особенности современного урока?
1).Современный урок – это личностно-ориентированный.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
2). Современный урок – это деятельностный урок.  Методологической основой  стандартов нового поколения  является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В  стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.

3). Современный урок – это  компетентностный, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).

В настоящее время целью современного урока является не только накопление суммы знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника как субъекта своей образовательной траектории. В связи с тем, что введение ФГОС в образовательную систему требует от учителя предметных, метапредметных и личностных результатов актуальным становится внедрение в процесс обучения, начиная со ступени начального общего образования инновационных технологий, которые способствуют сделать урок современным, деятельностным, развивающим:

  • Технология проблемно- диалогического обучения

  • Технология критического мышления

  • Технология деятельностного обучения

  • Игровая технология

  • ИКТ

  • Технология дифференцированного обучения

  • Здоровьесберегающая технология

  • Технология позиционного обучения Н.Е.Веракса


Технология проблемно – диалогического обучения на уроках в начальной школе помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий. 
        Технология развития критического мышления направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.  Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи. На практике применение данной технологии помогает достичь высоких результатов на школьных, муниципальных, региональных и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах и конкурсах.

 Наибольшее распространение в современной начальной школе получила технология деятельностного обучения. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Применение деятельностного метода обучения обеспечивает не только деятельность, но и глубокое и прочное усвоение знаний. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей. Технология деятельностного обучения- механизм реализации системно-деятельностного подхода ФГОС.

С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности становится учение. Но именно в процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. Поэтому в начальной школе наиболее приемлемым является использование игровой технологии. В процессе игры дети учатся анализировать, находить общее и различие. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку.

В процессе игры дети учатся анализировать, находить общее и различие. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока, следовательно активно применять при обучении детей информационно-коммуникативные технологии. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными особенно в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. На своих уроках я использую ИКТ очень часто, в виде презентаций (как своих собственных, так и используя ресурсы интернета), для показа различных иллюстраций и видеофильмов т.д. Современный урок  трудно представить без использования ЭОР. Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиаресурсы. Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала. В своей работе я использую следующие Электронные образовательные ресурсы.

  • Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://catalog.iot.ru/

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных ЦОР в различных форматах

http://www.school-collection.edu.ru

Ресурсы в помощь учителю

  • Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний, сайт «Методическая служба» http://metodist.lbz.ru

  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru

Учительский портал http://www.uchportal.ru

Технология дифференцированного обучения создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определённому предмету, что даёт возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.

Разным детям требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Технология дифференцированного обучения состоит в том, чтобы учитывать эту разницу. На своих уроках я использую такие приемы дифференцированного обучения: в 1 -2 классах, для закрепления я давала детям разноуровневые задание на карточках разного цвета. В 3 -4 классах я даю задания на карточке, но дети должны сами выбрать нужный уровень.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Перед учителями начальных классов поставлена задача в сохранении, укреплении физического и психического здоровья детей поступающих в школу. Важными являются  здоровьесберегающие технологии .

Элементы здоровьесберегающих технологий:- проведение физминуток, динамическая пауза (на свежем воздухе), зарядка для глаз, пальчиковая гимнастика, упражнения для дыхания, проветривание кабинета, соответствие мебели возрасту школьника, правильная посадка, положение  рук, головы, смена деятельности  в течении урока,  атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности (похвала за старание),  правильное полноценное питание, занятия спортом и физкультурой. Для меня здоровьесберегающая технология обучения – это модель педагогической деятельности, в которой учитываются возрастно-половые особенности детей, состоянии их здоровья и индивидуальные психофизиологические особенности, а также используются здоровьесберегающие действия для более эффективного достижения учащимися федерального государственного образовательного стандарта.

Одной из эффективных современных технологий, применяемых на уроках в начальной школе является модель позиционного обучения.

Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса, использует позиционную модель обучения учащихся для работы с текстами.

Педагогическая идея метода – обдумать, разработать, объяснить и защитить позиции «тезис», «понятие», «схема», «критик», «апологет», «символ», «поэты», «театр», «рефлексия», «вопрос», «эксперт», «практика» на основе учебного текста. Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности.

Таким образом, можно рассматривать технологию позиционного обучения, в том числе и на уроках в начальной школе, как фактор повышения качества знаний.

Однако урок - это ещё и отношения между людьми.  Поэтому, мы должны продумать, как поддержать  психологический комфорт и атмосферу взаимодействия.

Если раньше  учитель:  носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а ученик:  объект деятельности учителя,  то с введением стандартов второго поколения  функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. Исключительную важность имеет также настрой преподавателя на качественное проведение урока. От того, как педагог настроится на данный урок, как он сумеет «войти в форму», насколько четко продумает свое педагогическое поведение, во многом зависит эффективность проектируемого урока.

                    Учить детей сегодня трудно,

                    И раньше было нелегко.

                     Читать, считать, писать учили:

                     «Даёт корова молоко».

                     Век XXI – век открытий,

                     Век инноваций, новизны,

                     Но  от учителя зависит,

                     Какими  дети быть должны.

                     Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

                    Светились от улыбок и любви,

                    Здоровья вам и творческих успехов

                    В век инноваций, новизны!





Прокопчук Лариса Васильевна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Инновационные технологии современного урока

Автор: Прокопчук Лариса Васильевна

Дата: 05.03.2020

Номер свидетельства: 541929

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(71) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "193668"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427671495"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) ""Применение инновационных технологий на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(71) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "257459"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448338833"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Инновационные технологии на уроках музыки"
    ["seo_title"] => string(47) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "308981"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458717937"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "статья "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(79) "stat-ia-innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "150756"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420553837"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства