Что же такое Инклюзивное образование? - это участие всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, т.е. обучение учащихся, относящихся к группе детей с ограниченными возможностями в обучении: детей-инвалидов, детей, находящихся на домашнем обучении. Это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование »
Инклюзивное образование
Любое благородное дело сначала кажется невозможным. Т. Карле
Образование для всех и каждого! Не зависимо от вероисповедания, национальной принадлежности, есть ли физические отклонения в здоровье или ребенок совершенно здоров… Все без исключения имеют право получать образование, развиваться и двигаться вперед. Но это далеко не так в жизни, на практике. И это проблема для нас всех. И именно это благородное дело сначала кажется невозможным! Разобраться и решить этот вопрос поможет внедрение инклюзивного образования в нашей Республике. Пошаговое, планомерное движение вперёд поможет осуществить мечту: Образование для всех и для каждого!!!
Итак! Что же такое Инклюзивное образование? - это участие всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, т.е. обучение учащихся, относящихся к группе детей с ограниченными возможностями в обучении: детей-инвалидов, детей, находящихся на домашнем обучении. Это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.
Основной принцип инклюзивного образования:
«Дети должны учиться вместе».
Ценности инклюзии:
Каждый имеет право высказываться и быть услышанным.
Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью.
Каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни.
Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения.
Каждый имеет право на полноценную жизнь.
Инклюзивное образование:
- признает, что все дети могут учиться;
- работает над улучшением образовательных структур, систем и
методик для обеспечения потребностей ВСЕХ детей;
- является частью большой стратегии по созданию инклюзивного
общества;
- является динамичным процессом, который постоянно в развитии.
Что дает инклюзивное образование?
- предлагает новый социальный подход к инвалидности;
- приветствует разнообразие систем и методик работы с детьми;
- рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему;
- личностное развитие и социальные навыки;
- развитие самостоятельности и самоопределения;
- развивает равные права и возможности вместо дискриминации.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными
возможностями развития, включение детей в общеобразовательный
процесс.
Законодательством Республики Казахстан в соответствии с
основополагающими международными документами в области
образования предусматривается принцип равных прав на образование
для всех категорий граждан – как взрослых, так и детей. Гарантии
данных прав законодательно закреплены в Конституции Республики
Казахстан, Законах Республики Казахстан "О правах ребенка в
Республике Казахстан", "О социальной защите инвалидов в Республике
Казахстан", "Об образовании", "О социальной и медико-педагогической
коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" и др.
В этих документах утверждается право родителей выбирать то
образование, которое наиболее подходит их ребенку-инвалиду и
создание всех необходимых условий для получения им образования с
учетом его психофизических особенностей.
Разработаны восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В Казахстане запускают проект по реализации инклюзивного образования (англ. Inclusive - включающий в себя). В некоторых школах уже появились классы, где вместе со здоровым детьми учатся их сверстники с ограниченными возможностями, пишет "Время".
Фото: газета "Время"
Это лишь первые шаги. Возможно, в скором времени такая практика станет повсеместной. Министерство образования и науки РК создало рабочую группу, в которую вошли специалисты из различных областей, они должны разработать план мероприятий.
Отношение к инклюзивному образованию далеко не однозначно. Казалось бы, идея хорошая. Только не всегда она находит поддержку.
Вот что говорит директор общественного объединения “Центр социальной адаптации детей” Елена Колмогорова: - Мы начали продвигать идею инклюзивного образования два года назад. Чтобы изучить, какие нужны условия для создания подобных классов и просчитать финансовые затраты, решили устроить в общеобразовательную школу детей с ограниченными возможностями. Приведу лишь один пример. В 2009 году в Астане в первый общеобразовательный класс пошла девочка с нарушением слуха. Ее воспитывает бабушка, с которой нам пришлось провести большую работу. Она боялась: вдруг не получится? куда после этого отправлять ребенка? К тому же для детей, которые учатся в интернатах, предусмотрено очень много льгот. Их бесплатно привозят на занятия, кормят, для детей организованы специальные классы. Не все родители могут от этого отказаться.
Барьеры внедрения инклюзивного образования
По мнению Ирины Елисеевой, развивая инклюзивную политику нужно постепенно преодолевать барьеры, существующие в обычной школе.
Некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями. У нас нет адекватного представления об этих детях. Мы просто боимся того, чего не знаем.
Отсутствие специально подготовленного педагогического состава. Пока учителя общей школы не готовы к обучению детей, имеющих отклонения в развитии. Государству необходимо поменять стандарты высшего педагогического образования, уделив особое внимание подготовке специалистов соответствующего профиля.
Плохая материально-техническая оснащенность учебных заведений. Отсутствуют специальные устройства и обучающие материалы для детей, а также методические пособия для учителей.
Барьер физического доступа. Есть большая категория детей с ограниченной мобильностью, которые по уровню развития своего интеллекта смогли бы обучаться в общеобразовательной школе и быть успешными. Но пока в школах не созданы условия для таких детей.
Жесткие требования государственного стандарта. Введение широкой градуированной системы оценки достижения детей позволит включить в общий поток детей с различными отставаниями от нормы развития в интеллекте.
Существуют следующие виды включения в образовательном учреждении:
комбинированная интеграция: дети с уровнем развития, соответствующим и близким к возрастной норме, по 1-2 человека обучаются в массовых классах с индивидуальным подходом, при этом получая коррекционную помощь специалистов;
частичная интеграция: «особые» дети вливаются лишь на часть дня (например, в школе на определенные уроки: труд, рисование, пение, познание мира; в детских садах — на половину дня) в массовые классы по 1-2 человека;
временная интеграция: все дети специального класса объединяются со здоровыми детьми для проведения различных мероприятий воспитательного характера;
полная интеграция: «особый» ребенок посещает школу наравне со своими сверстниками, получая при этом специализированную помощь в коррекционных центрах.
Для практического внедрения инклюзивного обучения необходимо решить проблемы, связанные не только с материальной базой, но и с неготовностью учителей к осуществлению своей профессиональной деятельности в новых условиях. Поэтому необходимо внести изменения в процесс подготовки будущих учителей. Каждый специалист должен обладать определенным уровнем сформированности инклюзивной компетентности в области образования.
В настоящее время подготовлены проекты государственных
стандартов "Условия реализации государственного общеобязательного
стандарта образования Республики Казахстан организациями
образования, обучающими детей с ограниченными возможностями" и
Концепции развития инклюзивного образования, ряд учебно-
методических пособий и рекомендаций и др. Одним из важных
государственных документов является Приказ Министерства
образования и науки Республики Казахстан от 16. 03.2009
"Рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного)
образования детей с ограниченными возможностями в развитии", в
соответствии с которыми "по согласованию с органами образования и с
учетом интересов родителей (иных законных представителей) в
общеобразовательной школе при наличии контингента детей с
ограниченными возможностями в развитии могут открываться: классы
интегрированного обучения, которые осуществляют полную
интеграцию детей с ограниченными возможностями в развитии в
общеобразовательный процесс; специальные (коррекционные) классы,
которые осуществляют частичную интеграцию детей с ограниченными
возможностями в развитии в общеобразовательный процесс" [1].
По данным Департамента дошкольного и среднего образования
Министерства образования и науки Республики Казахстан 45722 детей с
ограниченными возможностями интегрированы в общеобразовательную
среду. Из данного количества детей частично интегрированы, т. е.
находятся в специальных группах (классах) в условиях
общеобразовательных организаций 5807 детей дошкольного возраста и
7543 детей школьного возраста. Полностью интегрированы в общее
образование, т.е. обучаются (воспитываются) в обычных классах
(группах) 3365 детей дошкольного возраста и 27907 детей школьного
возраста. В соответствии с "Государственной программой развития
образования РК на 2011 – 2020 гг." [2] к 2020 году планируется
увеличение до 70% (от общего количества) школ, создавших условия
для инклюзивного образования, а доля детей, охваченных инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными
возможностями в развитии составит 50%.
Внедрение инклюзивного образования –это длительный и трудоемкий процесс. Все должно быть учтено и продумано до мелочей. К нему должны быть готовы и педагоги и родители и социум. И здесь очень уместно мудрое изречение:
«Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень».
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан от
16. 03.2009 "Рекомендации по организации интегрированного
(инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями
в развитии" - №4-02-4/450
2. Государственная программа развития образования РК на 2011 – 2020
гг., утверждена Указом Президента Республики Казахстан от
07. 12.2010 № 1118.
3. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от
10 июля 2012 г. "Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к
Обществу всеобщего труда"
4. Образовательная программа высшего профессионального
образования. Бакалавриат. Специальность 5В010500 – Дефектология
(Специальное образование). Авторы: Vehbi Aytekin Sanalan, Mehmet
Bekdemir, Movkebaeva Zulfiya. - Алматы: Ұлағат, 2012. – 51 с