Информация – это сведения об окружающем нас мире, которые человек воспринимает с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания). Например, лед на ощупь холодный. Мед на вкус сладкий. Шум леса в ветреную погоду, звуки пения птиц. Видим разноцветную радугу после дождя. По восприятию органами чувств различают следующие виды информации: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. Учитель демонстрирует слайды,иллюстрирующие эти виды информации ( информация зрительная (на слайде изображена репродукция картины «Золотая осень» И.И. Левитана), информация слуховая (на слайде изображена картина «Звуки природы» и её демонстрация идёт со звуковым сопровождением, звуковая демонстрация: шум дождя, пение птицы, раскаты грома и шум ветра ), информация осязательная (на слайде «Что из чего сделано» изображены предметы: линейка, тетрадка, варежки, пластиковая бутылка так же учитель приносит эти предметы в класс( учащимся предлагается на ощупь определить материал из которого сделаны эти предметы) информация обонятельная (в класс можно принести еловую ветку и ощутить хвойный запах ), информация вкусовая (слайд с изображением перца, лимона и шоколада).
Для человека важны все виды информации, но при этом, в зависимости от ситуации, роль отдельных видов информации резко возрастает. Например, запах гари позволяет человеку осознать опасность пожара. Раскаты грома говорят о приближении грозы. Звонок на урок доносит для нас информацию о начале или окончании урока, и т.д.
Например, звуки весёлой, задорной музыки, звучащие на улице, привлекают человека, призывают его посмотреть, что же происходит там, где она звучит. Особенно важно слышать для нас слышать речь других людей, ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания.
Для нас при изучении учебного предмета «Окружающий мир» значение имеют все виды информации. Чтобы познать окружающий мир нам нужно уметь слышать звуки природы, наблюдать за изменениями в природе, чувствовать природу.
Блок 2. «Делай»
Учитель: Ребята! На прошлом занятии мы с вами познакомились с видами информации. Какие виды информации нам помогают познавать окружающий мир? (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая). Сегодня на уроке мы будем изучать тему «Полезные ископаемые». Перед вами лежат коллекции полезных ископаемых. Для этого мы разделимся на 4 группы, каждая из которых получит своё полезное ископаемое для исследования. Занесите результаты своих наблюдений в таблицу. ( Каждая группа получает полезное ископаемое: каменный уголь, гранит, слюда, нефть и таблицу, в которую учащиеся должны заполнить)
Полезное ископаемое
свойства
ид информации
Каменный уголь
чёрный цвет
зрительная
твёрдый
осязание
без запаха
обоняние
Вывод: Каждая группа доказывает с помощью какой информации они определили свойство полезного ископаемого.
Блок 3. «Размышляй»
Вы уже хорошо знаете, что по восприятию органами чувств различают такие виды информации, как зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. Проблемный вопрос: Объясните, какие из этих видов информации наиболее важны при изучении нашего предмета « Окружающий мир» и почему?
Мы изучили разные темы на уроке «Окружающий мир». Какие виды информации нам помогли в изучении данных тем: «Мир глазами географа», «Природные зоны России», «Мир глазами астронома», «Природные сообщества». Объясните свою позицию, используя выражение типа: «Я считаю, что для … особенно важна …… информация, потому что….».