Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИКТ в содержании образовательного процесса»
ИКТ в содержании образовательного процесса
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:
а) ин формационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру.
Структура урока в технологии системно деятельностного подхода
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты;
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. 4-5 минут;
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
• 4-5 мин;
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• 7-8 мин;
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речиВ процессе первичного закрепления примеры решаются с
комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
• 7-8 минут;
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты;
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
3 . Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
4 . Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.
5. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
6.Традиционная классно-урочная технология обучения. Практически единственной формой обучения сегодня является классно-урочная система. Содержание и построение учебных дисциплин соответствуют возрасту и уровню развития обучаемых, а также другим основным принципам дидактики (научности, доступности, наглядности, последовательности и систематичности, сознательности и активности учащихся, прочности усвоения знаний, умений и навыков, связи изучаемого материала с жизнью, использование межпредметных связей и др.).
7.Личностно-ориентированные педагогические технологии. В основе различных вариантов этой группы технологий лежит гуманистическое отношение к личности обучаемого, для которой обеспечивается максимальная возможность самореализации и усвоения новых знаний, умений и навыков в соответствии с индивидуальностью ученика и его образовательными запросами. К личностно-ориентированным педагогическим технологиям относятся: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, педагогическая система Е.Н. Ильина (преподавание литературы как учебной дисциплины, формирующей человека) и др. В определенной степени к личностно-ориентированным гуманистическим педагогическим технологиям можно отнести Вольдорфскую педагогическую систему, согласно которой каждый ребенок – существо духовное, имеет на Земле определенную божественную миссию. Задача школы – в процессе свободного воспитания дать учащимся не столько знания, сколько сформировать целостную ответственную за свои действия личность, обладающую способностью к самореализации, самосовершенствованию и самоопределению.
8. Педагогические технологии, направленные на активизацию и интенсификацию учебной деятельности обучаемых. В основе технологий данного типа используются приемы, средства и методы обучения, способствующие формированию интереса, высокой степени мотивации, осознанного подхода учащихся к обучению. В качестве конечного результата достигается значительное повышение активности деятельности учащихся, а также уровня их знаний, умений и навыков. Примерами таких технологий могут служить игровые педагогические технологии; технология проблемного обучения; технология интенсификации обучения на основе моделей учебного материала в виде опорных схем (по В.Ф. Шаталову) и др.
9.Педагогические технологии, основанные на повышении эффективности организации учебного процесса. К данной группе педагогических технологий можно отнести методическую систему перспективно-опережающего обучения С.Н. Лысенковой; технологии уровневой дифференциации обучения по различным параметрам (по возрастному составу, по полу, по области интересов, по уровню умственного развития, по уровню учебных достижений, по уровню физического развития и здоровью и т.д. вплоть до технологии индивидуального обучения детей). Технологии программированного обучения предполагают сочетание последовательного изучения отдельных блоков учебного материала с непосредственным и постоянным контролем его усвоения учащимися. В качестве форм программированного обучения можно использовать учебники-тренажеры или компьютерные обучающие программы.
10.Технологии развивающего обучения. В основе различных моделей технологий развивающего обучения лежит идея: главная цель обучения – не определенный объем знаний, а развитие всех основных качеств личности. При этом решающая роль в развитии ребенка должна принадлежать обучению. В учебно-воспитательном процессе ученик является полноправным субъектом деятельности. В результате обучения, кроме приобретения знаний, умений и навыков, в первую очередь формируются и совершенствуются способы умственных действий, самоуправляющие механизмы, эмоционально-нравственные и деятельностно-практические качества личности.
11.Технология укрупнения дидактических единиц. Эффективность изучения новых знаний крупными блоками позволяет учащимся воспринимать учебный материал более осознанно и целостно; устанавливать взаимосвязи как внутри изучаемого предмета, так и межпредметные связи; более результативно проводить закрепление и обобщение знаний; чаще и более объективно проводить контроль и учет знаний учащихся. Технологии поэтапного формирования умственных действий. Обучение проводится в виде последовательных этапов. Вначале предполагается предвари-тельное ознакомление с умственным действием, дается первое представление об этом действии. Во-вторых, учащиеся выполняют указанное действие в соответствии с заданием или инструкцией. В-третьих, учащиеся учатся проговаривать вслух те или иные умственные (мыслительные) действия (этап внешней речи). В-четвертых, учащиеся проговаривают те или иные умственные действия про себя с различной долей обобщения (этап внутренней речи). Окончательным этапом обучения по данной технологии является достижение автоматизированного действия, те есть без инструкции, без внешнего или внутреннего проговаривания.
12.Технология модульного (блочного) обучения.
Данная технология предполагает предварительное деление изучаемого материала на систему отдельных модулей. Каждый модуль (блок) представляет собой логически выделенный в учебном предмете раздел, имеющий определенную целостность и законченность. После изучения каждого модуля учащиеся аттестуются в форме дифференцированного зачета (на отметку).
13.Интеграционные технологии в обучении. В связи с постоянным увеличением объема изучаемого в школе учебного материала разрабатываются технологии интеграции в обучении, в частности изучение нескольких ранее самостоятельных школьных дисциплин в рамках одного предмета. Примером такой интеграции является школьный курс «Естествознание», объединяющий знания по биологии, химии и физике и позволяющий, по мнению авторов технологии, более цельно, глубоко и достоверно сформировать в сознании учащихся единую естественнонаучную картину мира.
14.Технологии концентрированного обучения. Под концентрированным обучением понимают такую форму и методы его организации, когда учащиеся за меньшее учебное время усваивают больший объем учебного материала. К технологиям концентрированного обучения можно отнести модель суггестивного (от слова «суггестика» - внушение, активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание учащихся посредством определенных тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций) «погружения»; модель временного «погружения», предполагающая длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, чередуя уроки этого предмета с уроками образно-эмоциональной сферы. В связи с внедрением в учебно-воспитательный процесс новых информационных и коммуникативных средств, появился термин компьютерные технологии в обучении учащихся. Этот термин сегодня отражает, прежде всего, не целостную научно разработанную методологию применения системы средств, приемов и методов обучения на основе определенной научно-методической концепции, объединенных единой общей дидактической идеей и используемых в учебно-воспитательном процессе с целью наиболее эффективного решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, но только применение информационных и коммуникативных средств в школе. Можно считать, что «компьютерные технологии» являются в школе одним из средств реализации той или иной педагогической технологии, применяемой в каждом конкретном случае.
Источники
Клишова, О.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы/ О.Г. Клишова //Управление качеством образования.-2008.-№3.-С.С.22-28.
Кондакова, М.Л. Дистанционные образовательные технологии как средство осуществления профильного обучения/ М.Л. Кондакова //Стандарты и мониторинг в образовании.-2007.-№3.-С.3-8.
Коротеева, О.С. Новые образовательные технологии в информационном пространстве/ О.С. Коротеева, Л.В. Хорева //Образовательные технологии.-2008.-№2.-С.64-74.
Крылов, А. Дистанционное обучающие олимпиады для школьников: мультипредметные технологии/ А. Крылов //Народное образование.-2008.-№5.-С.166-170.
Литинский А.Т.Информационные технологии и методика повышения качества обучения информатике в школе: [технология проблемного обучения]/А.Т. Литинский, О.А. Дегтярева//Педагогическая информатика.-2007.-№4.-С.18-22.
Новиков А.Е. Сетевые информационные технологии в образовании//Методист.-2008.-№9.-С.2-9.
Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ [Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия»,2006.-400с.