ИКТ для предоставления результатов проектной деятельности учащихся.
ИКТ для предоставления результатов проектной деятельности учащихся.
Проектирование – это постоянный процесс выбора, процесс принятия решения, процесс решения задач и проблем. В процессе выполнения творческих проектов прямым и главным результатом целенаправленной проектной деятельности является изменение самого субъекта. Ребёнок из потребителя превращается в творца и созидателя.
В сфере проектной деятельности учащихся использование ИКТ открывает для учителя новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИКТ для предоставления результатов проектной деятельности учащихся.»
ИКТ для предоставления результатов проектной деятельности учащихся.
Для современного общества умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний. Поэтому я использую технологии, отвечающие требованиям настоящего времени. К таким технологиям я отношу проектную технологию (метод проектов) как один из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения и информационно-коммуникационные технологии. Данные технологии активизируют процесс обучения, делают его более продуктивным, а также формируют и далее развивают мотивацию обучения.
На протяжении столетий менялись цели и задачи педагогики. Не будет сильным преувеличение, если сказать, что подавляющее большинство педагогов почти всё своё рабочее время проводят в ритме, заданном классно-урочной системой жизни. Этот ритм очень удобен своей определённостью, чёткостью и организованностью. Цель современного образования ориентирует педагога на такую организацию учебного процесса, которая предполагает постоянное развитие учащихся и приоритет компетентностного подхода в обучении, когда на первое место выходит не информированность ученика, а владение им ключевыми и предметными компетентностями, умениями разрешать возникающие проблемы.
Таким образом, выявились основные противоречия между требованиями к новому качеству образования выпускника, его умениям получать и применять знания на практике и несовершенством традиционных технологий обучения; растущей нагрузкой на учащихся, связанной с увеличением объема научной информации по каждому предмету и современными рамками классно-урочной системы; потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, общей культуры и конкурентноспособности, и невозможностью формирования основ этих качеств в рамках традиционной системы образования; стремлением ученика к творческому саморазвитию, самопроектированию и недостаточным использованием возможностей образовательного процесса для формирования этих навыков учащихся. Приоритетным направлением системы образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом. Саморазвитие, самопроектирование, компетентность, конкурентоспособность личности – это приоритеты, которые становятся основой новой парадигмы образования.
Метод проектов (от греч. – путь исследования) – это технология обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ. Ведущей основой в обучении является личностно-ориентированный, активно - деятельностный, комплексный подход в обучении, используются проблемные, поисковые, исследовательские методы обучения, дизайн-анализ объектов проектной деятельности, различные упражнения по выполнению трудовых операций, лабораторно-практические работы. Выделяют два значения слова «проект»:
проект – как результат проектировочной деятельности;
проект – как форма организации совместной деятельности людей.
Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы; под методом проектов – технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем. Запрос на ключевые компетентности как новый результат образования придал новый смысл развитию данной технологии. Метод проектов позволяет учителю сформировать педагогическую ситуацию, в которой учащийся ставит свою цель и достигает её, организуя собственные и привлечённые (внешние) ресурсы. Специфика компетентностей состоит в том, что они формируются и развиваются в деятельности.
По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности, включающий следующие этапы: разработка проектного замысла, практические действия по его реализации, оценка результатов и их представление».
Учебный творческий проект – это осуществляемая под руководством учителя самостоятельная учебная работа по решению практической задачи творческого характера. Процесс решения творческой задачи учащихся представлен изделием или услугой, дизайн – папкой или портфолио. В своем исследовании понятия учебного проекта, педагог-исследователь И.П. Тарасова, также приходит к формуле: «Проект» – это пять «П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» – папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневники, планы, отчеты и др.». Для большей заинтересованности учащегося проект должен иметь личностно значимую цель, сформулированную в виде проблемы, при решении которой, автор определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, находит необходимые ресурсы, в том числе и информационные.
На всех этапах выполнения проектов учащимися учитель выступает как помощник: консультирует – задаёт вопросы, активизирует мышление учащихся, моделирует различные ситуации, трансформирует образовательную среду; мотивирует – создаёт ситуацию выбора и свободы самоопределения; наблюдает – анализирует ситуации для организации консультаций и последующей оценки информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.
Таким образом, проектирование – это постоянный процесс выбора, процесс принятия решения, процесс решения задач и проблем. В процессе выполнения творческих проектов прямым и главным результатом целенаправленной проектной деятельности является изменение самого субъекта. Ребёнок из потребителя превращается в творца и созидателя.
В сфере проектной деятельности учащихся использование ИКТ открывает для учителя новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Работа над учебным проектом нацеливает учителя на формирование, прежде всего, элементов информационной и коммуникативной компетентностей учащихся, необходимых учащимся для:
- освоения предметной области на разных уровнях глубины и детальности: поиска и обработки информации из различных источников для выработки первоначальных идей и разработки лучшей идеи, проведения исследований в процессе выполнения проекта;
- сопровождения процесса самостоятельной исследовательской работы учащихся при выполнении проекта;
- выработки умений и навыков решения типовых практических задач в выбранной предметной области;
- выработки умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;
- развития способностей к определенным видам деятельности;
- проведения учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов;
- осуществления контроля и оценки уровней знаний, умений, навыков и способов действия.
На основании своего опыта хочу отметить следующие положительные стороны проектного образования:
- углубление знаний учащихся по предмету;
- выявление способностей ученика;
- развитие интереса к науке, умение работать с литературой; умение ставить эксперимент, проводить наблюдения, выступать с докладами.
Продуктивность деятельности педагогов, ведущих инновационный поиск, определяется множеством факторов. В рамках такого подхода важными являются:
- готовность учащихся работать в коллективе;
- умение брать на себя ответственность за выбранные решения;
- сформированность умений анализировать результаты своей деятельности;
- воспитание толерантности, формирование ораторского искусства.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Чтобы стать человеком XXI века, современному школьнику необходимо не просто овладеть базовыми компьютерными навыками, но и научиться отбирать и анализировать информацию, синтезировать новое знание, выстраивать систему эффективной коммуникации и сотрудничать с людьми разных культур.
Таким образом, метод проектов позволяет удовлетворить одну из наиболее важных потребностей учащихся - ощущение полезности своей деятельности.