Просмотр содержимого документа
«Игры на развитие творческих способностей»
Игры на развитие творческих способностей
Составление предложений:
Наугад берут три слова, мало связанные по содержанию, например, "озеро", "карандаш" и "медведь". Нужно составить больше всего предложений, которые обязательно включают в себя все эти слова. Творческим ответом можно считать установление нестандартных связей между этими словами (мальчик, тонкий, как карандаш, стоял у озера, которое ревело, как медведь).
Игра развивает способность быстро находить многообразные, иногда совсем новые связи и отношения между привычными понятиями, творчески создавать новые целостные комбинации из отдельных разрозненных элементов.
Поиск общего:
Наугад берут два малосвязанных слова, например, "кастрюля" и "лодка". Нужно записать в столбик больше всего общих признаков этих предметов. Особенно ценные необычные, неожиданные ответы, которые дают возможность увидеть эти предметы совсем иначе.
Игра учит находить в разрозненных предметах и событиях множество общих аспектов, выделять связи, которые обычно "не лежат на поверхности".
Исключение лишнего слова:
Берут любые три слова, например, "собака", "помидор", "солнце". Нужно оставить только те слова, которые имеют что-то общее, а одно слово, лишнее, которое не имеет этого общего признака — изъять. Нужно найти больше всего вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше всего признаков, которые соединяют пару слов, которые остались, и не свойственных исключённому лишнему.
Побеждает тот, у кого ответов больше.
Игра развивает способность не только устанавливать неожиданные соотношения между разрозненными объектами, но и легко переходить от одних связей к другим, не "зацикливаться" на них.
Поиск аналогов:
Называют какой-то предмет или явление, например, вертолёт. Нужно назвать больше всего его аналогов, то есть других предметов, подобных к нему по разным существенным признакам. Нужно также классифицировать эти аналоги на группы в зависимости от того, с учётом какого свойства предмета их подобрано.
Игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать с каждой из них отдельно, формирует способность классифицировать явления по их признакам.
Поиск противоположных предметов:
Называют какой-то предмет или явление, например, дом. Нужно назвать больше всего других предметов, в чём-то противоположных ему. При этом следует ориентироваться на разные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам.
Игра формирует способность замечать разные свойства предмета и использовать их для поиска других предметов, учит сравнивать предметы между собой, чётко выделять у них общее и разное.
Способы использования предмета:
Называют какой-то хорошо известный предмет, например, книгу. Нужно назвать больше всего способов её применения: книгу можно использовать в качестве подставки для кинопроектора, ею можно прикрыть от посторонних глаз письмо, что лежит на столе, и тому подобное.
Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение рассматривать его в разных ситуациях и взаимосвязях, открывать в обычном неожиданные возможности. Кстати, психологический механизм, что лежит в основе многих открытий, заключается именно в способности увидеть в обычном предмете с традиционными, закреплёнными за ним свойствами совсем неожиданный способ его использования.
Выделение существенных признаков понятия:
Называют хорошо знакомое всем понятие, например, спорт. Нужно навести его существенные признаки.
Побеждает тот, кто назовёт все важные признаки и ни одной несущественной. Ответы проверяют и обсуждают все, кто играет.
Игра развивает способность "смотреть в корень", схватывать только суть явления, отвлекаясь от остальных признаков. Эта способность чрезвычайно важна, чтобы понять новое: ведь понимание — это непростое движение мысли сквозь несущественные признаки к существенному.
Высказывание мысли иначе:
Берут несложную фразу, например: "Это лето будет очень тёплым". Нужно предложить несколько вариантов высказывания той же мысли иначе. При этом нельзя не употреблять ни одного со слов исходного предложения (представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но всё равно нужно как-то выразить мысль). Нельзя искажать содержание высказывания, чтобы сохранить его суть. Побеждает тот, кто нашёл более трёх вариантов.