Игровые методики по развитию коммуникативных способностей обучающихся с ОВЗ
Игровые методики по развитию коммуникативных способностей обучающихся с ОВЗ
Правила проведения игровых упражнений:
Важно, что бы каждый из участников участвовал в игре, необходимо огласить это правило. Это дает возможность даже самым неактивным и необщительным детям научиться общаться и взаимодействовать. Если игра парная, а детей нечетное количество, можно кого-нибудь сделать ведущим, либо пусть ребенок выберет себе пару сам, если пары играют поочередно.
Обязательно следить за тем чтобы, дети обращались к друг другу по имени.
Контролировать, чтобы ответы и вопросы детей были развернутыми, можно оказывать незначительную помощь в формулировке высказываний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые методики по развитию коммуникативных способностей обучающихся с ОВЗ»
Подборка психологических игровых упражнений для развития у детей коммуникативных способностей
Правила проведения игровых упражнений:
Важно, что бы каждый из участников участвовал в игре, необходимо огласить это правило. Это дает возможность даже самым неактивным и необщительным детям научиться общаться и взаимодействовать. Если игра парная, а детей нечетное количество, можно кого-нибудь сделать ведущим, либо пусть ребенок выберет себе пару сам, если пары играют поочередно.
Обязательно следить за тем чтобы, дети обращались к друг другу по имени.
Контролировать, чтобы ответы и вопросы детей были развернутыми, можно оказывать незначительную помощь в формулировке высказываний.
Игровые упражнения на знакомство
Их можно использовать так, же в качестве разминок на занятиях где участники уже достаточно хорошо знакомы, но знают о друг друге не так много.
Цель: создание положительного настроя на работу, привлечение участников к наиболее тесному общению.
«Здравствуй друг»
Все присутствующие разбившись на пары, создают два круга: внешний и внутренний. Участники кругов стоят лицом друг к другу и повторяют за ведущим (им может быть педагог, а может быть и ребенок, оставшийся без пары) фразы, сопровождаемые определенными жестами и мимикой:
– Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
– Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)
– Ты пропал! (разводят разочарованно руками)
– Я скучал! (гладят друг друга по плечу)
– Ты пришел! (широко разводят руками)
– Хорошо!!! (обнимаются)
После того как все фразы произнесены и обыграны, внешний круг игроков делает шаг в сторону, таким образом, меняясь партнерами (внутренний круг игроков стоит на месте). Игра повторяется, до тех пор пока участники не вернуться в исходное положение.
Игра учит: раскрепощению, способствует положительному настрою, хорошему настроению, объединяет игроков.
«Звездный дождь»
Каждый из ребят получает по бумажной звездочке. На ней они должны написать свое увлечение и имя если участники не знакомы. После этого ведущий обходит всех с коробочкой в руках. Каждый бросает в коробку звездочку и громко произносит свое увлечение и имя. После того, как все звездочки собраны, ребята по очереди начинают вытягивать их из коробки. Достав звезду, игрок читает написанное на ней имя и отдает ее владельцу.
Игра учит: не бояться собственного мнения (написать о себе информацию ребенку легче, чем при всех это сказать), находить единомышленников, способствует сближению коллектива
«Вот я какой!»
Участники по очереди, должны громко и четко назвать свое имя и одно из качеств человека, присущее ему самому, которое начинается на первую букву имени. Например, «Дмитрий – добрый», «Ольга – обаятельная», Сергей – самоуверенный и т.д.
Игра учит: не бояться собственного мнения, осмыслению своего внутреннего «Я», развивает навыки коммуникативного общения.
«Сходство и различие»
Участники разбившись на пары, образуют два круга внешний и внутренний. По команде ведущего начитают движение внешний по часовой стрелке, внутренний против, по команде «стоп», останавливаются смотрят на своего партнера в паре и выполняют следующее задание: игроки внешнего круга должны сказать, чем их пара похожа, игроки внутреннего круга – чем их пара отличается.
Игра учит: умению сравнивать и оценивать себя и других, находить единомышленников, способствует сближению коллектива.
«Похвастушки»
Дети по очереди «хвастаются», представляют свою оригинальность тем, чем они отличаются от остальных. Ведущий предлагает: «Подумайте, какой вы? Что умеете делать? Что у вас хорошо получается?» В игре, желательно, не повторяться.
Игра учит: самопредставлению, осознанию ребенком своей значимости, уникальности, повышению самооценки.
«Снежный ком»
Участники поочередно, каждый называет свое имя, и свое увлечение (хобби). Следующий участник называет имя и увлечение первого участника и говорит свое имя и увлечение, третий участник называет имя – увлечение первого и второго игроков, и называет свое.
Игру «Снежный ком» можно использовать в разных вариантах, в качестве разминок, чтобы участники называли например любимый цвет, профессию родителей, кем мечтают стать в будущем и т.д. Таким образом дети узнают больше друг друга, многократное повторение и проговаривание способствует запоминанию этой информации у детей. Даже если одного из участников мало интересует увлечение кого-либо ему все равно приходится запоминать, что бы потом назвать.
Игра учит: общению, развивает зрительную и слуховую память, раскрепощает игроков, развивает внимание.
«Фрукты»
Ведущий просит всех рассчитаться на «яблоки», «бананы», «мандарины» и «апельсины». После того как это будет сделано, ведущий говорит «поменяться местами всем «бананам» – и все «бананы» должны встать и найти себе новое место. Пока все меняются местами, ведущий может занять чье-то место, и этот человек становится новым ведущим, который просит поменяться местами все «яблоки», «мандарины» и т.д.
Игра учит: координации, раскрепощает, дает позитивный настрой детям.
«Веревочка»
Два игрока натягивают веревку. Остальные участники выстраиваются в колонну и, держась за руки, поочередно переходят через веревку. Следующее задание колонне: поочередно пройти под веревочкой. Уровень веревки над полом постоянно меняется, во время прохождения колонны. Руки игрокам в колонне расцеплять нельзя.
Игра учит: дружбе, взаимопомощи, умению выполнять задание коллективно, слаженно.
«Посылочка»
Игра проводится по формуле «хлоп – топ – я – ты». Первый участник произносит: «Хлоп – топ – называет свое имя – называет имя своего одноклассника, которому пересылает право продолжить». Так продолжается до тех пор, пока все участники игры не получат такую «посылочку».
Игра учит: раскрепощению, дает позитивный настрой на работу.
«Кто есть кто»
Участники работают в парах, можно с соседом по парте. Каждый игрок получает лист бумаги и карандаш. За пять минут после сигнала ведущего игроки должны познакомиться друг с другом, узнавая имена и кто кем хочет стать (будущая профессия). Узнавать можно все что угодно – любимый цвет, любимую музыку, домашних животных и т.п. Полученные данные записываются на листе бумаги. Выигрывает тот, кто успеет больше узнать и записать. После игроки делятся о том, что они узнали.
Игра учит: навыкам и правилам коммуникативного общения, развивает фантазию, воображение.
«Ассоциации»
Участники поочередно (выходя к доске, или в круг) называют свое имя и любую ассоциацию с собой. Например, фрукт, овощ, автомобиль, животное, с кем или чем они себя ассоциируют, при этом обязательно пояснить почему.
Игра учит: не бояться собственного мнения, осмыслению своего внутреннего «Я», развивает навыки коммуникативного общения.
Игровые упражнения на развитие межличностных взаимодействий
Цель представленных ниже игр заключается в том, чтобы создать условия для полноценного общения детей, подростков; смоделировать такие ситуации, в которых у детей:
– снимается страх перед самостоятельным высказыванием;
– развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
– прививается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;
– формируется умение ценить свою и чужую работу;
– закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.
Игровые занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, поддержке, творчеству, признанию заслуг другого, убеждению, принуждению, умению отстаивать свою позицию и т.д.
«Подарок»
В игре задействована пара детей, т.е. сначала играющих двое, остальные наблюдают, затем играет другая пара.
Дети садятся друг напротив друга, и в течении нескольких минут дарить самые невообразимые подарки. Однако при этом соблюдается ряд условий: в начале каждой реплики обязательно звучат слова благодарности (Спасибо, Лена за подарок); затем обязательно перечисляются все уже полученные подарки, и добавляется новый (Например: Спасибо тебе Лена за подарок, я тебе подарил цветок, ты мне книгу, я тебе подарил конфеты, а ты мне шоколад, ты мне подарила веник, а я тебе дарю…..)
Игра учит: не боятся прямого включения в контакт, умению импровизировать, сосредоточенности и доброжелательности.
«Построение»
В игре могут участвовать небольшие групп по 6-8 человек, затем выбираются другие участники, остальные контролируют правильность построения.
Ведущий предлагает самые разнообразные задания:
– построится в ряд в соответствии с алфавитом по первой букве в имени;
– построится в ряд в соответствии с алфавитом по последней букве имени (фамилии, по второй букве и т.д.)
– найти свой способ построения группы.
Игра учит: открытому взаимодействию с окружающими, нахождению путей для взаимной поддержки в группе людей, умению проявить лидерские качества.
«Скульпторы»
Поочередно играют пары детей. Ведущий предлагает задания: – Сегодня Вы скульпторы, Ваша задача сотворить скульптуру например счастливого человека, или монстра из фильмов ужаса. Можно заготовить заранее карточки с названиями скульптур, а можно говорить их устно скульптору, или предоставить детям свободу действий, придумать и назвать свою скульптуру.
Игра учит: умению угадывать настроение другого человека, подстраиваться и принимать позицию партнера, дает возможности выплеснуть отрицательные эмоции.
«Прогулка с компасом»
Участники разбиваются на пары, где есть ведомый «турист» и ведущий «компас», одновременно можно участвовать нескольким парам. Каждому ведомому завязывают глаза, и он не может общаться с ведущим. Ведущий «компас» с помощью фраз направляет «туриста» избегая препятствий и других «туристов».
Игра учит: умению доверять, партнеру, работать в паре, сообща, снимает страх перед неизвестным.
«Другое, чужое, неизвестное»
Игра требует небольшой предварительной работы, необходимо подготовить карточки с наименованиями, или предметами (лягушка, помидор, толстяк, девочка, учитель, врач, дерево и т.д.). Участники выходят к доске, можно несколько сразу, выбирают карточки, а остальные задают им вопросы (Ты живое? Из какого ты материала сделан (если не живой предмет)? Чем ты питаешься? Где ты живешь и т.д.). Таким образом угадывая кто? или что? Теперь этот участник.
Игра учит: умению принять иной образ жизни, как бы он ни был далек от нашего собственного.
«Правдивое письмо»
Для игры необходимы листы бумаги. Каждый из участников пишет в правом углу свое имя и фамилию, и передает своему соседу по парте, тот пишет несколько слов об этом человеке в самом низу листа, подгибает лист, чтобы послание никто не мог прочитать. Затем передает письмо дальше, в итоге письмо проходит по кругу и возвращается к своему владельцу.
Игра учит: умению принять мнение других людей, снимает страх перед самостоятельным высказыванием, прививает навык анализировать полученную информацию, помогает лучше узнать самого себя.
«Азбука»
Каждый участник получает карточку с одной из букв алфавита. Ведущий произносит то или иное слово, словосочетание или предложение. Игроки-буквы должны быстро собраться и встать так, чтобы получилось то, что говорит ведущий.
Игра учит: навыкам быстрого реагирования, правилам взаимоотношений в коллективе
Игровые упражнения на взаимоотношения между детьми
Целью игровых заданий является привитие детям правил взаимоотношений человека с обществом, коллективом и самим собой. С их помощью можно научить детей оценивать чужое и своё поведение, предвидеть его возможные последствия; замечать эмоциональное состояние других людей и в соответствии с ним строить общение; научить контролировать и объективно оценивать свои эмоции, чувства, свои проступки, свою работу.
«Молекулы»
Во время игры все участники беспорядочно двигаются по игровому полю, а руководитель каждые 1-2 минуты называет любую цифру от 1 до 10. Например, «три». Это значит, что все участники должны образовать группы из трёх человек. Те, кто остались (два или один человек) выбывают. Игра заканчивается тогда, когда больше нет вариантов цифр.
Игра учит: не бояться общения, быстро ориентироваться, находить единомышленников.
«Ровный строй»
Игроки выстраиваются в шеренгу нога к ноге. Задача игроков состоит в том, чтобы пройти определённый участок игрового поля любым способом, но, не разъединив ноги. Как только кто-нибудь разъединяет ноги, вся шеренга начинает движение сначала.
Игра учит: выполнять задания коллективно, сплочённо, дружно и слаженно.
«Фигуры»
Участники становятся в круг. Внутри круга натягивается верёвка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо, закрыв глаза, построиться квадратом (треугольником, ромбом, овалом), используя только устные переговоры. Во время игры глаза игрокам открывать нельзя.
Игра учит: организаторским навыкам, развивает воображение и внимательность, может выступать показателем сплочённости группы.
«Круги дружбы»
Участники образуют два круга – внутренний и внешний. «Круги» становятся спинами друг к другу. Игроки, стоящие во внешнем круге по сигналу ведущего начинают движение приставными шагами по часовой стрелке, а игроки, стоящие во внутреннем круге – против часовой стрелки. По команде ведущего «Стоп!» все останавливаются и каждая пара, стоящая спиной друг к другу, поворачиваются лицом, приветствует друг друга и говорит друг другу что-нибудь приятное. Например, «Здравствуйте, Вы сегодня прекрасно выглядите», «Доброе утро, как ласково сегодня светит солнце, неправда ли?»
Игра учит: общению, активности, доброжелательному отношению к сверстникам; помогает раскрепостить, объединить и сдружить коллектив.
«Пойми меня»
Участников необходимо разделить на небольшие группы, заранее приготовить альбомные листы и два маркера разного цвета для каждой группы игроков, можно рисовать на доске, если игра проводится в классе.
Каждая группаигроковна листе бумаги (классной доске) должна нарисовать рисунок.Сделать это игроки должны, не произнося ни одного слова, не сговариваясь и не обсуждая рисунок заранее. Рисуют по одному предмету или детали друг за другом: начинает один, второй продолжает, затем третий и т. д. Игра начинается по команде ведущего.
Игра учит: умению понять ход мыслей других, выражать свои мысли без слов.
«Остров сокровищ»
Участники разбиваются на пары. Подготавливаются два альбомных листа и два маркера разного цвета для каждой пары игроков. Играющие пары садятся спиной друг к другу. Один игрок на своём листе схематично рисует карту острова сокровищ. Через 2-3 минуты второй игрок должен по его объяснениям нарисовать точную копию этой карты. Общаться можно только вербально. Поворачиваться лицом друг к другу нельзя.
Игра учит: умению точно и грамотно доносить информацию до слушающих, развивает навыки коммуникативного общения.
«Актёрское мастерство»
Всем присутствующим предлагается разыграть сказку, минисценку. Играть можно всем сразу или разбившись на не большие группы. Участникам раздаются роли, роли могут быть от главных героев, до скрипа дверей, пение птиц, топот сапог и т.д. Далее ведущий зачитывает сказку, дети исполняют по сценарию свои роли с репликами или определенными звуками.
Игра учит: умению раскрепощаться, быть раскованным, снимает внутреннее напряжение перед общением, объединяет игроков