kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры на уроках в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Корень учения горек", говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Но меняются времена, нравы, и мы вместе с ними.Как привлечь ребят к занятиям? Как же сохранить у ребёнка жажду познаний? Нередко такой вопрос встаёт перед учителями. Игра в жизни, воспитании, и развитии детей младшего возраста играет очень важное значение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры на уроках в начальной школе.»

34



Введение


«Корень учения горек», - говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры. Никто не спорит, но меняются времена, меняются нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда педагог ассоциировался с человеком с плёткой. «Как заставить учится? Увы! Нередко такой вопрос встаёт перед учителем и сегодня.

Все малыши хотят учиться. Вспомните, какими они приходят в 1 класс, как переполняют их предчувствия радостной встречи со школой. Они любознательны, всюду суют свои носы, тянутся ко всему новому, обожают учителя, радуются учению.

Проходит время – и куда что подевалось. А ведь первая ступенька самая важная. Как же сохранить у ребёнка жажду познаний?

Общеизвестна истина, что широкое привлечение детей к активной познавательной деятельности является одним из важнейших путей формирования у детей интереса к учению. Стимулирующее влияние на деятельность учеников оказывают в принципе все методы: и рассказ, и беседа, и практические упражнения, и применение наглядности. Но, кроме того, в практике обучения существуют и специальные методы, стимулирование интереса к учению. К таким методам мы относим метод познавательных игр, метод создания ситуаций эмоционально – нравственных переживаний, ситуаций занимательности, познавательной новизны.

Принуждению не должно быть места в школе. Мы должны создать новую систему отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимание. При выборе методов обучения необходимо учитывать следующие критерии:

- соответствие методов особенностям содержание образования

- возрастные особенности

- возможности учеников.

Прежде всего, необходимо учитывать психофизиологические особенности ребёнка. Это очень важно!

Внимание и запоминание в 6-7 лет ослабленные, особенно, если учение не захватывает. Значит необходимо вводить в урок игры и игровые ситуации. Запомнить всегда легче то, что интересно.

Игры необходимы и для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снятия психических и физических перегрузок.

«Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не станут полезными – это мертвый груз» (В.В. Волина)

Конечно, за этим стоит огромный, самозабвенный труд учителя, постоянный поиск, горение, когда, светя другим, сгораешь сам. Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей и уверенность в том, что ты можешь сделать их счастливыми.

Глава 1


Игра в жизни, воспитании, обучении и развитии детей младшего школьного возраста


Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру.

Дети не ставят в игре каких – то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияние игры и при сохранении в ней непосредственной жизни детей. Выдающийся педагог Н.К. Крупская, подчёркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребёнка организационные навыки, развивается выдержка…»

Руководя игрою, оказывая влияние на её содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, учитель воздействует на все стороны личности ребёнка: создание, чувства, волю, отношения, поступки и поведения в целом.

Игра является средством первоначального обучения. И вместе с тем игра развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний. Дидактическая игра – органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Ещё К.Д. Ушинский указывал на то, что обучение несовместимо с развлечением, обучение требует усилья мысли, умственного труда. Интерес детей к учению, умственной деятельности, активность в усвоении знаний уже на первых ступенях показания – союзники педагога в воспитании и обучении детей.

А.М. Горький, защищал право ребёнка на игры, забавы писал «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование эти биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой» (Горький М. О детской литературе. М. 1968, с 99). Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелание учиться.

Психолог А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей»

( Материала симпозиума. Под редакцией Л.В. Запорожца и А.П. Усовой М., 1966, с 347.)

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание.






































Глава 2


Особенности дидактической игры


    1. Структурные элементы игры


Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения. И игровую деятельность одновременно.


  1. Дидактическая задача


Определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из «Программы общеобразовательных учреждений». (Начальные классы 1 – 4).

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчёркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.

Две задачи дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры.

  1. Игровые действия


Без них невозможна сама игра. В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковые для всех. При делении детей на группы, игровые действия могут быть разными.

. Игровые действия – сложные умственные действия, выраженные в действия, процессах целенаправленного восприятия , наблюдения, сравнения, припоминание ранее усвоенного, - умственные выраженные в процессах мышления

  1. Правила игры


Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, раскрывают способ действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: рассмотреть, сравнить, найти способ решения поставленной задачи.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношения детей. В иге дети должны быть доброжелательны, дружелюбны, вежливы, уступчивы, внимательны.

Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирование не только знаний, но и разнообразных чувств, накопление добрых эмоций и усвоения традиций.

2.2 Виды дидактических игр


Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам.

Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений, занимательные и на уроках русского языка и т.д.


  1. Игры путешествия


Это целевое движение куда – то, зачем – то. Это может быть путешествие в лес, преодоление пространства и времени, путешествие в любое намечаемое место. Может быть путешествие мысли, воображение «Ночное путешествие под Новый год».

Игры путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами. Цель игры – путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть – чуть сказочную необычность. Эти игры обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. В игре путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от её решения, содержательный отдых.

Игры путешествия иногда неправильно отожествляется с экскурсиями. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем – то требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Содержание экскурсии имеет чёткую структуру: цель, задача, пояснение, наблюдение, выполнение практических работ, итог.


  1. Игры – поручения


Имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в коробку овощи», «Найди лишнюю букву» «Поставь на полочку многоугольники», «Составь или напечатай слово» и т.д.


  1. Игры предложения


Дидактическое содержание игры заключается в том. Что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.

Например: «Что было бы, если б исчезло электричество»

«Если бы ты стал волшебником».

Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.


  1. Игры – загадки


Возникновение загадок уходит в далёкое прошлое. Загадки создавались народом и отражают мудрость народа. В настоящее время загадки, рассматриваются, как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать); описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им.

Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активируют умственную деятельность ребёнка.

Разгадывание загадок, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключение.

«Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Нужно только, обращаясь к загадке, уметь видеть её мудрую глубину и эстетическую привлекательность», - пишет автор книги «Учите детей отгадывать загадки» (Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М, 1976, с 27.)

  1. Игры – беседы


Заключается в том, что эта игра предъявляет требования к активизации эмоционально – мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра – беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточить внимание на содержание разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения поставленной игровой задачи.

Основным средством игры – беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чём – то. Результатом игры является удовольствие полученное детьми. Познавательный материал должен обусловливаться темой – содержанием игры, а игра соответствовать возможности условия этого содержания без нарушения интереса детей. Одним из условий проведения игры – беседы является создание доброжелательной обстановки.



6 Сюжетно – ролевые игры


В сюжетно – ролевых играх все элементы ролевой игры: Сюжет, роль, игровое действие, игровое правило. К таким играм относятся: « Определи маршрут корабля», «Телефон», «Точно по курсу проведи самолёт» « математический футбол»

Однако чаще всего на уроках используются сюжетные игры – упражнения, в которых включены отдельные элементы игры – элемент загадки, игровое действие или правило. К таким играм относится игры «Молчанка», «Цепочка», «Угадай кА», «Рассели буквы по домикам».

Однако следует подчеркнуть, что сюжетно – ролевые дидактические игры вызывают у детей большой интерес, чем игры – упражнения.
































2.3 Игры на уроках математики


Занимательность на уроках математики используют не ради развлекательности, а чтобы организовать внимание ребят, включить их в активную деятельность. Развитие интереса к предмету глубоко связано с развитием индивидуальных способностей. Интерес – основа дифференцированного обучения. Детям особенно близки уроки – сказки, уроки – путешествия. Место дидактической игры в структуре урока по формированию математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием урока.



Занимательный математический материал



Развлечения





Математические

(логические) игры, задачи,

упражнения



Дидактически игры

и упражнения


Загадки, задачи – шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические фокусы

«Танграм»,

головоломка «Пифагор»,

«Колумбово яйцо»


С блоками кубиками на включение, нахождение

Шашки, шахматы

Словесные


С наглядным материалом

словесные



Математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование. Они интересны по содержанию занимательной форме, отличаются необычайностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады). Если головоломки, рассчитаны на игру фантазии и воображения.

Математические игры – это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.

    1. Игры на уроках русского языка


Русский язык считается одним из самых трудных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Почему же наши дети так безграмотны?

Одна из главных причин – отсутствие научной системы и игровые методы не стали пока ведущими в начальной школе. Важно выработать у ребят лингвистическое чутье и понятие фонемы, умение различать ее сильные и слабые позиции. Например, зачем зубрить слово в слово правило о безударной гласной в корне, проверяемой ударением, если легко и понятно для детей даются такие рифмованные строки:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты ее немедленно ставь под ударение!

Или вот такая рифма:

Имена, фамилии, клички, города.

Все с заглавной буквы пишутся всегда!

Игровые моменты имеют большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника, вносят занимательный элемент в учебный процесс, помогают снять усталость и напряжение на уроке. Недаром говорится: «Шутка – минутка, а заряжает на час».

Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно она эффективна при закреплении важнейших орфограмм начального курса русского языка.

Иногда на уроках для развития образного мышления и интереса к русскому слову вводятся фразеологические обороты. Очень важны и скороговорки, развивающие фонетический слух, правильное произношение звуков, артикуляцию, голос, темп; пословицы, развивающие логическое мышление, память, любовь к Родине.

Занимательность может быть задана неожиданной формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока

(опрос в виде интервью, путешествие в сказку, КВН и т. д.). Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, а тем более в русском языке.

Глава 3


Общие вопросы руководства дидактическими играми


Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства и такта. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, она не изолирована от других форм и средств воспитания и обучения.

При проведении дидактических игр воспитатель основывается на общих дидактических принципах.


1 Принципы системности


Игры одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающую и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.


2 Принцип повторности


У ребёнка начальной школы ещё нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. Только в результате повторений маленькие дети овладевают новыми знаниями. Конкретные знания медленно «укореняются» и преобразуются в представления.


  1. Принцип наглядности


Сочетание слова учителя, наглядности и действий самих детей с различными предметами способствует более прочному усвоению учебного материала, т.к. мышление детей этого возраста наглядно – образное.


  1. Принцип разнообразной деятельности


Во время проведения игры целесообразно использовать зрение, слух, двигательно–моторный и осязательный анализаторы. Двигательная активность должна сочетаться с речевой.


  1. Эмоциональный настрой детей


Непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленной задачи – условия необходимые для проведения дидактических игр.

Развитию игры чаще всего способствуют не прямые, а косвенные приёмы: интригующий и направляющий игру вопрос; удивление, высказанное учителем, направляющее игровое действие; шутка, оживляющая игру и помогающая заметить то, на что дети не обратили внимание; доброжелательный юмор, подчёркивающий необычностью ситуации в игре, сюрпризы, неожиданные для детей и т.д.

В руководстве игрой и в развитии её важное значение имеет темп. Темп игры обусловлен и эмоциональными переживаниями, большей или меньшей увлечённостью детей. Он определяется темпом умственной активности, речи, большей или меньшей активностью игровых действий, усвоением игровых правил.

Особенностью дидактической игры и её завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами. Результат является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие основных из них разрушает игру.

Использование технических средств позволяет преодолевать ограниченность пространства и времени, практически невозможные игровые действия делает возможными. Например, во время путешествия в лес можно прослушать голоса птиц. Дети плывут на корабле, а учитель через кинопроектор показывает море, кипящие волны, движение кораблей. Всё это углубляет игровой настрой.























Заключение




Использование дидактических игр на уроках – это эффективное средство повышение познавательной активности на уроках. Дидактические игры одновременно развивают детский интеллект, психику и стабилизируют мироощущения ребёнка. Дидактические игры в начальных классах превращаются в ролевые игры в средней степени и в деловые игры старшеклассников, что адаптирует их в профессиональной ориентации и формировании мировоззрения.





















Литература



    1. Волин В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1992.- С. 3 – 6


    1. Волина В.В. Занимательная Азбуковедение. – М.: Новая школа, 1994. – С. 8 – 252


    1. Волина В.В. Игра словом и со словом. – М.: Новая школа, 1994. – С.372



    1. Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 1994. – С. 3 – 6


    1. Джежелей О.В. Читаем и играем. – М: «Просвещение», 1994. – С. 94-95



    1. Джежелей О.В. Я расту. – М: «Просвещение», 1994. – 281 с.


    1. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задачи по математике. - М.: Просвещение, 1987. – С. 3 – 6



    1. Михайлова З.А. Игровые и занимательные задачи для дошкольников и младших школьников. – М.: Просвещение, 1990. – С. 4-11


    1. Сорокина А.И. Дидактические игры для малышей.- М.: Просвещение, 1982 – С. 5-27



    1. Столяр Л.А. Давайте поиграем. - М.: Просвещение, 1991 – С. 3-6


    1. Петрова И.А. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 1990 – С. 34-41


    1. festival. 1 september. ru. Игра как средство обучения младших школьников.

Приложение № 1


Игры на уроках математики


  1. Цветик – семицветик.

«Лети, лети, лепесток;

через запад на восток

через север, через юг

возвращайся прямо в круг

Лишь коснешься ты земли

Быть по – моему вели»

Ребята загадывают желание, отрывают лепесток и решают пример.


2. Почтальон


На доске рисунок Почтальона Печкина и нарисованы дома. Определи номер дома, в который почтальон несёт письмо.


К

13 - 6

то стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?

Это он, это он.

Ленинградский почтальон.




3. Меткий стрелок


3+6 5+ 5


7 – 4 6 - 3


8 + 2 2+ 1





4. Математический футбол


I команда «Мишки» II «Зайчики»

( рисунок) (рисунок)

3+3 = 5+3 =

6 – 4= 9-5=

и т.д. и т.д.


Девочки играют за команду «Зайчиков» Мальчики за «Мишек». По количеству правильных ответов, засчитывается количество голов, определяется победитель.



5 Лыжная эстафета



Лыжник Лыжница

6 +2 5+ 2

7 – 3 4 – 1

4+4 8 + 2

ФИНИШ


Победит та команда, дети которой быстрее доберутся до финиша и правильно выполнят задание.


6. Спрячемся от лисы

«Лиса близко притаилась.

Лиса хвостиком прикрылась

Лиса носом новела –

Разбегайтесь кто куда!»


На доске рисунок лисы, на наборном полотне животные. Спасаем животного, берём его и решаем пример, написанный с обратной стороны.


7. Курочка и цыплята.

«Вышла курочка гулять,

Позвала своих цыплят,

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки».


Ребёнку одевается шапочка курочки (девочке) или петушка (мальчику). Учитель шепчет на ухо ребёнку число. Ребёнок должен столько же раз простучать карандашом по столу. Остальные считают, сколько цыплят позвала курочка.


8. Угадай-ка


2 +







8 3 6 2 4 1 5 7


Шифр 5,8,10,6,4,3,9,7

5

6

9

10

8

4

7

3

К

А

А

Р

А

Н

Ш

Д


Дети выполняют задание, вместо ответов подставляют буквы и отгадывают загадку

«Не похож на человека, И работе круглый год,

Но имеет он сердечко, Он сердечно отдаёт» (карандаш)




Приложение № 2


Игры на уроках русского языка


  1. Игра в слова


«Если взять любое слово,

Вынуть буквы раз и два,

А потом собрать их снова

Выйдут новые слова».


Игротека – игра, река, тигр, тир, так, рот, кора, грек.



  1. Забей гол в ворота



з_мля

гр__да

ст__на

пл__та

гл__за


Е

Я


И

А

р__ка

в__да

п__тно

гр__бы

ш__рфы



Вставить безударные гласные в корне.



  1. Найти свою корзину


Разложить овощи в корзину по склонениям.


I II III



Помидор, капуста, горох, огурец, морковь, картофель, свёкла.

Так же можно в вазы разложить фрукты и ягоды.


4. Загадка – сюрприз


«Её в лесу всегда найдёшь.

Всегда колючая, как еж» (ель)

Дети составляют слова, используя слоги на ёлочке.

Записывают слова, ставят ударение.


  1. Не скажем, а покажем


Водящий закрывает глаза. Дети договариваются, что они будут показывать. Водящий открывает глаза.

Водящий: «Здравствуйте! Где вы были? Что видали?»

Дети: «Где мы были вам не скажем, а что делаем покажем».


Игра проводится при изучении темы «Слова, обозначающие действие предмета».


6. Составь слова



Н




К А

Р Н

У С

И


Сделать звукобуквенный анализ одного слова.


  1. Почтовый ящик



________________

П О Ч Т А




652000




На листах записаны словосочетания: снег под ёлкой, подошли к лесу, письмо от тёти, ветки сосны, видит белку, цветы яблони, ручка от сумки. Собрать в почтовый ящик только те словосочетания, в которых существительные стоят в Р.п.



8. Буквы спорят.



С Т (о,а) Л Ы

С Т Р (о,а) Н А

С Л ( а, о ) Н Ы

Н (о,а) Р А

Г Л (о,а) З А



9. Собери пословицу.









Делу время, потехе час.

Приложение № 3


Уроки литературного чтения


  1. Полубуковка (добавить 1 элемент)

Какие буквы странные,

Совсем как иностранные.

(корабль)

  1. Прочитай пословицу


(Не учись разрушать, учись строить).


3. Анаграммы (буквы рассыпались)


ТРАДЕТЬ (тетрадь)

ЯНРЕВЕД (деревня)


4. Прочитай слово (таблица)


А Б В Г Д Е Ё Ж З (весь алфавит).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 .


шифр 7,8 (ёж)


5. Верни гласные


В _ СН _ КР _ К _ Д _ Л ТР _ МВ _ Й

(весна) (крокодил) (трамвай).


6. Пишущая машинка


Учитель загадывает слово, дети по одному воспроизводят звуки (при этом поднимаются и сразу садятся).






7 Перепутаница


Собери слоги и прочитаешь

слова на тему «Посуда».









  1. Перевёртыши. Отгадай загадку


М С

О Г

Г О

Е Р

Б Ы

У К

Р У

О В

Г Ы Р К О М (Заяц)

В


  1. Хитрая пословица

РЯ Порядок время бережёт

В РЕ

РЕ

МЯ

ПО

БЕ

К ДО

ЖЁТ



  1. Грамматическая арифметика


КОТ + ЁЛКА – КА = ( котёл)


ЕЖИ - И +Е + ВИКА = (ежевика)



11.Наоборот читай – кА!


КИНИЧУ (ученик)


ОНИК В МЁДИ ЫМ (Мы идём в кино).


  1. Составь поезд.


Нашли мы ежика в лесу



колючий и смешной


пускай на кухне бегает






и принесли домой






Расставь вагончики так, чтобы получилась стихотворение (1,4,2,3)



13 Мигающие слова


У учителя на карточках записаны слова. Он, держа слово в руке, быстро поворачивается кругом. Дети должны быстро прочитать слово.


14. Головоломки



ЗАНА ( ) НА Вставь слова: лук, вес, рай, оса,

СА ( ) он кот. Это слово будет концом

К( ) НКА одного, но началом другого

С ( ) ЁЛ ЗАНА (вес) на КАБ( лук )ОШКО





Приложение № 4


Природоведение


1 Тема: « Части растений»

Игра « По следам Робинзона»

Ребята отправляются в кругосветное путешествие на фрегате, и после кораблекрушения попали на необитаемый остров. У каждого на парте: картофель, семечки подсолнуха (тыквы, огурца), луковица, зерно пшеницы (овса), горох, морковь, помидор и т.д.

Выбрать – что можно съесть, а что вырастить у себя на острове. Урожай зарисовать.



  1. Тема: «Части растений»

Вершки или корешки

Учитель показывает детям иллюстрации, а дети отгадывают какую часть растения можно употреблять в пищу.


Например: укроп – листья, капуста – листья

Помидоры – плоды (вершки).

Картофель, морковь – корни


  1. Игра «Тир»


Каждому ряду даются 3 мишени (круг) и стрелы с вопросами. Ответил на вопрос – попал в мишень.

Например: - Чем покрыто тело человека? (1 ряд)

- О каких свойствах кожи знаешь? (2 ряд)

- Какое значение для человека имеет кожа? (3 ряд)


  1. Каждому свой домик


На доске нарисованы 2 домика (синий и красный). На наборном полотне стоят картинки птиц и зверей. Посади зверей в красный домик, а птиц в синий.


  1. Путешествие Муравьишки


Муравьишка забрёл в лес и заблудился. Что он увидел на земле, в траве, на кустарнике, дереве, в небе?




6. Да, нет, может быть.


Ученик загадывает животное. Остальные с помощью вопросов пробуют отгадать.


Например: Это животное большое?

Это животное пушистое?


7. Сказка «Без билета по белу свету»


Жил – был жадный дуб. У него было много деток – желудей. Однажды Мышка попросила для себя жёлудь. Она хотела посадить его. Но жадный дуб не дал ей желудь, и Мышка убежала. Под тяжестью детки – желуди падали под дуб. Но дуб был такой большой и густой, что они погибали. Им не хватало света и было очень тесно. Дуб состарился. Его повалило ветром. Он погиб, оставив потомство. Рядом рос клён. Он не был ни стар, ни жаден. Его детки - парашютики разлетались далеко – далеко. Они падали в землю и прорастали. Клён состарился, а его дети продолжали расти и крепнуть.


  1. .Сказка «Путешествие капельки»


Жила – была в тучке маленькая капелька. Она сверху смотрела на землю. Когда тучка отяжелела, пошёл дождь и капельки стали падать. Одни капельки попадали на поле, чтобы напоить пшеницу. Другие попали в реку, а оттуда в море. Третьи через землю проникли в подземную реку. Пригрело солнышко. Капельки стали испаряться и собираться в тучку. Так происходит круговорот воды в природе.





Приложение № 5


Урок математики


Тема. Сложение и вычитание чисел 1, 2, 3. Состав числа 5.

Цели: совершенствовать навыки сложения и вычитания чисел 1,2,3; решение задач в одно действие. Закрепить знания состава числа 5.

Развивать мышление и воображение, вычислительные навыки.


Оборудование: снежинки, снеговик, снежок (мяч) карточки с примерами, заяц, ёлка, игрушки, Дед Мороз на лыжах, таблицы задач, проигрыватель, пластинка.


Ход урока.


I Организационный момент

Загадка

Она пришла с метелями и вьюгами,

Деревья все одела в серебро.

А на утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

В гости к ребятам пришла «Зимушка» (Вывешивается рисунок с изображением Снежной королевы).

- Почему вы решили, что это зима?

- Наш урок – это путешествие в зимний лес.


II Разминка

На наборном полотне расставлены снежинки.



и т.д


1) Счёт от 3 – 8, 9 – 5, 8 – 2, 5 – 10.

2) Какое число больше, меньше.

3) Назови числа последующие и предыдущие

4) Назови соседей чисел 5,8,3.

5) Расставить снежинки в порядке возрастания чисел. Снежинки перевернуть. Дети читают слово «Молодцы!».


III Основная работа


  1. Повторение геометрического материала. Вот сколько снежинок налетело. Ребята из снега сделали снеговика ( вывешивается рисунок).

- Какие геометрические фигуры вы здесь увидели?

2. Решение примеров.

ИГРА «Помоги зайке».

Ребята зимой очень любят играть в снежки. Оказывается зайцы в лесу в сильные морозы тоже играют в снежки. Я вам сейчас про них расскажу.

У зайцев игра особенная. Они решают примеры, а ответы на снежках записывают. Зайцы кидали снежки и прятались. Водящий должен был собрать снежки и положить рядом с выражением. Наш заяц плохо учился в «Лесной школе.»

(Вывешивается картина с изображением зайца, держащего снежок).

Давайте, ребята, поможем зайцу решить примеры и собрать снежки.


2+ 2



5 – 2 и т.д.




  1. Физминутка «Зайка»


Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так! Вот так! Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Вот так! Вот так! Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так! Вот так! Надо зайке поскакать.


  1. Повторение таблицы + 2.


Игра «Лови снежок» (мяч)

Учитель бросает детям снежок и называет пример. Дети кидают его обратно и называют ответ.


  1. Эстафета

Скоро Новый год. Дед Мороз приносит в каждый дом ёлку. Трудно Деду Морозу в зимнем лесу Дорожки занесло. Сугробы встают на пути. Давайте, дети, поможем дедушке добраться до ёлки.

( На доске картина Дед Мороз на лыжах, ёлка)

-3 -2

+2

6

-1


+3

6. Аутогенная тренировка под музыку.


Мы с вами вошли в зимний лес. Всё кругом белым – бело. Тихо падают снежинки. Вот они падают вам на шапку, шубу, варежки. Снег скрепит под ногами. Вот он блестит и переливается на солнышке. Сегодня сильный мороз. Он щиплет вас за нос и щёки. Вы замёрзли. Вам холодно. Но вот перед вами сторожка лесника. Вы заходите в дом. Дома тепло. Вы чувствуете, как тепло разливается по вашему телу. Вы согрелись.


7. Игра «Нарядим ёлочку»


На игрушках записаны числа Дети отгадывают загадки и выбирают нужную игрушку.


  • Вид её, как запятая.

Хвост крючком, а не секрет.

Любит всех она лентяев,

А её лентяи нет.

  • Отгадайте – кА, ребятки,

Что за цифра – акробатка?

Если на голову встаёт,

То другою цифрой станет.

  • Эта цифра – озорница.

Очень тонкая, как спица.

  • Цифра, третий из значков.

Состоит из двух крючков.

  • Я так мила, я так кругла,

Я состою из двух кружков.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

  • Цифра как дверной замок.

Сверху крюк, внизу кружок.


  1. Состав числа 5 (продолжение предыдущей работы)


- Сколько на ёлочке жёлтых шариков? ( 2)

- Сколько красных шариков? ( 3)

- Сколько всего шариков? ( 5)

- Как получили 5 шариков? ( 2+ 3)

- Сколько шариков со снежинкой? (4)

- Сколько без неё ? (1)

- Сколько всего? (5)

- Как сейчас получили 5? (4+1)

Делаем вывод.



4

1

2

3

3

2





9. Решение задач


1. Вот приехал Дед Мороз,

Он подарки всем привёз:

Зайку Галине,

Мишку Марине,

Соне матрёшку,

Коле гармошку,

Толе барабан,

Рите сарафан,

Нине сказки

Римме краски.


- Сколько всего подарков привёз Дед Мороз?


2. Вот под Новый год к медведю

На пирог пришли соседи.

Еж, барсук, енот, косой,

Волк с плутовкою – лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел,

Он считать ведь не умел.

Помоги ему скорей,

Сосчитай – кА всех зверей.



  1. Работа по таблице.


Составить задачу, записать её решение и ответ.


IV «Зимушка» благодарит ребят за хорошую работу на уроке и дарит снежинки.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игры на уроках в начальной школе.

Автор: Лаптяева Светлана Анатольевна

Дата: 23.12.2015

Номер свидетельства: 269662

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Урок  по основам пожарной безопасности  в форме игры в начальной школе  "Огонь – друг и враг человека" "
    ["seo_title"] => string(107) "urok-po-osnovam-pozharnoi-biezopasnosti-v-formie-ighry-v-nachal-noi-shkolie-oghon-drugh-i-vragh-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "123907"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414597911"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Подвижные игры для начальной школы"
    ["seo_title"] => string(40) "podvizhnyie_ighry_dlia_nachal_noi_shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "457516"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1518647878"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Использование современных технологий на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiesovriemiennykhtiekhnologhiinaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "259582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448795400"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Брошюра "Дидактические игры на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(64) "broshiura_didaktichieskiie_ighry_na_urokakh_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "406153"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491223737"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Роль дидактической игры на уроках английского языка в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(72) "rol_didakticheskoi_igry_na_urokakh_angliiskogo_iazyka_v_nachalnoi_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "514675"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560443672"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства