Игровые упражнения на развитие речи , слухового внимания и восприятия.
(из опыта работы)
Подготовила : Зарубина Надежда Владимировна
учитель начальных классов
Учащиеся специальной (коррекционной) школы не всегда могут выразить свои мысли и донести их до понимания слушателя не всегда обладают достаточным запасом слов. Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, правильно выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния подвижности артикуляционного аппарата. Чистота произношения обеспечивается прежде всего за счет произношения согласных звуков. Большое значение для правильного развития речи имеет хорошо развитое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуковое и голосообразование.
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, то есть умения отличать одни речевые звуки от других. Чтобы выработать у учащихся хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произношение им слова и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, нужно учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, учащиеся развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение.
Опираясь на слух, учащиеся контролируют свою артикуляцию и стремятся приблизить свое произношение к произношению окружающих.
Усвоение учащимися звуковой стороны слова- сложный процесс, который можно условно разделить на такие этапы: вслушивание в звучание слова, различение и правильное произношение звуков, самостоятельное вычленение их из слова, анализ его звуковой структуры, активные действия со словами.
Предлагаемые ниже игры и упражнения могут быть использованы на уроках чтения и развития речи. Проводя их, учитель учит учащихся внимательно слушать речь окружающихся, понимать ее; различать на слух близкие по звучанию звукосочетания и слова, скорость их произношения, то есть развивает у учащихся слуховое внимание и слуховое восприятие.
Обыкновенный, артикуляционный оран – язык. Язык участвует в акте говорения, его надо развивать как орган движения, жевания. Поэтому в работе использую различные упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, тихо), например:
а) Ло-ло-ло- на улице тепло.
Лу-лу-лу – стоит стол в углу.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Оль-оль-оль – мы купили соль.
б) Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Со-со-со- у Вовы колесо.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Ас-ас-ас – у нас свет погас.
Положительный эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками, загадками.
Саня с Сеней везут Соню на сонях.
Сыпь песочек в желтый черепочек.
Деятельность наших рук (жестовая речь).
От того, как развита правая рука, ее мелкая моторика, будет развита и речь.
Тренируем мелкую моторику правой руки. Выполняем упражнения для пальчиков рук, например:
1,2,3,4,5 – вышли пальцы погулять.
Этот палец - самый сильный, самый толстый и большой.
Этот палец для того, чтоб показывать его.
Этот палец – самый длинный и стоит он в середине.
Этот палец – хоть и мал, очень ловок и удал.
Развитие крупной моторики.
Чтобы познать предметы, нужно движение. Физ.минутки с речевым проговариванием:
А) Бабка сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок.
Обвалился потолок, прыг-скок, прыг-скок.
Б) 1,2,3 – мы моторы завели.
Поднялись высоко, сели плавно и легко.
В) Мы по лесу шли, белый гриб нашли.
Один грибок!
Второй грибок!
И набрали кузовок!
Глаза. Не видя предметов, трудно судить о них. Видя предметы, анализируя их, мы способствуем развитию речи. Нужно разглядывать предметы, описывать их.
Ухо.
Развитие фонематического слуха. На уроках слушаем пение птиц, сказки, песни.
Способствую расширению словаря и словарно-логические упражнения.
Группировка предметов или предметных рисунков (отбери изображения птиц, рыб, зверей, домашних животных и т.д.)
Перечислите предметы одного рода с последующим обобщением (кукла, пирамидка, мячик. Как все это можно назвать одним словом?)
Устранение лишнего предмета в данной группе. Какой предмет лишний? Помидор, огурец, лук, яблоко.
Кукла, мячик, мишка, яблоко.
Деление родового понятия.
Какую знаешь посуду, птиц, рыб? Назови.
Продолжение перечисленных видовых понятий. Какие еще знаешь грибы, цветы? И т.д.
Обозначение путем противопоставления или исключения.
Шуба – одежда, а ботинки?
Непосредственное отнесение к тому или иному роду.
Диван – это что? Кошка – это кто?
Распределение предметов в 2-3 группы.
Назови отдельно диких и домашних животных.
Определение предметов по указанным признакам.
Белый, сладкий – что это?
Использование загадок.
Сам алый, сахарный, а кафтан зеленый, бархатный.
Литература:
«Учите, играя» А. Максаков, Г. Тумаков, Москва, 2009г.
Ж. «Начальная школа», №2, 1995г.
«Русский язык в рассказах, сказках, стихах». В. Волино, Москва, АСТ, 1996г.
«Выразительное чтение», А. Горбушкина, Москва, 2002г.
«Дидактический материал по русскому языку» В. Канакина, Москва «Просвещение», 2005г.