Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Игровые технологии в начальной школе"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Пушкино»
Пушкинского муниципального района
Использование игровых технологий в начальной школе
подготовила
учитель начальных классов
Кузнецова Наталья Анатольевна
Использование игровых технологий в начальной школе
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.
В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работает несколько учащихся, то все остальные исполняют роли контролёра, судьи, учителя и т.д.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.
Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, дидактическая игра.
Данный вид игры представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения.
Дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи.
Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.
Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.
Существует три типа дидактических игр, используемых педагогами в процессе обучения в начальной школе.
Игры - задания (социоигровое приобщение к делу)
Игры- разминки (ситуация успеха).
Игры - упражнения (художественно - исполнительский результат).
Игры - задания.
В ходе игры выстраиваются деловые взаимоотношения и учителя с классом и учеников друг с другом. Каждый в своё время, каждый на своём месте, каждый после кого-то или перед кем-то. Эти «нехитрые» игровые правила, заимствованные из театральной педагогики и детских народных игр, эффективно сочетаются с работой над любым учебным материалом. Помогают в постановке учебной задачи, решению проблемной ситуации, организации работы в малых и больших группах. Экономичны, продуктивны, работают на достижение основных образовательных целей.
Игры - разминки.
Всеобще-доступны, азартны, порой смешны, несерьёзны. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Помогают избавиться от формалистики, скуки и горьких минут усталости и отчаяния. Работают мостиком от одного вида деятельности к другому, помогают в дозировке трудоёмкой работы, в снятии ситуации затянувшегося ожидания, создают ситуацию успеха, физической разгрузки и снятия психической напряжённости.
Игры — упражнения.
Подразумевают художественно-исполнительский результат. Обладают большой практической значимостью, позволяют добиваться высокого ритма и большой насыщенности урока. Участник игры получает возможность применять полученные ранее знания и выходить на результат, который является стимулом для индивидуального и общего развития и участника и наблюдателя. Такие игры можно легко модифицировать и приспосабливать к различным условиям. Требуют физической и умственной активности.
Представляем описание некоторых дидактических игр с учетом их типологии, используемых при обучении младших школьников. Данные игры универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и во время занятий группы продленного дня, динамических часов.
Игры – задания
«Видимо - невидимо»
(Игровая форма проведения словарной или терминологической работы по любой теме). Технология.
1. Ученики разбиваются на 2-3 команды.
2. Учитель вывешивает или располагает на столе плакат, на котором разными цветами, крупными и мелкими буквами, «вдоль» и «поперек» написано 15-20 слов. По истечении времени (40 сек., 1мин.) плакат снимается (убирается со стола), а команды записывают все запомнившиеся слова
3. Взаимообмен и сверка. Исправление ошибок. Устранение недоразумений,
защита записи и т.д. (плакаты могут быть изготовлены детьми дома).
Примеры:
русский язык - непроизносимые согласные; безударные гласные; парные согласные;
литература - имена героев рассказа, имена и фамилии писателей, пословицы и поговорки;
окружающий мир - растения и животные природных зон; название рек, озер, населенных пунктов;
«Волшебная палочка»
(Форма проведения опроса по правилам или по восстановлению алгоритма действия).
Технология.
1. Ученики сидят на своих местах или стоят по кругу. Это может быть группа учеников, выбранная по жребию или другим способом.
2. Учитель начинает говорить фразу и передает палочку следующему ученику. Ученик продолжает и передает палочку дальше.
3. Палочка передается до тех пор, пока не будет восстановлено правило или алгоритм.
4. Палочка может передаваться и в вопросно-ответном варианте игры.
«Шапка» вопросов
(Вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом).
Технология.
1. Ученики бросают в «шапку» записки с вопросами (вопрос, проверяющий знания текста; вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать; вопрос, по выяснению мнения в сравнение со своим).
2. Смысл игры: участники ставятся в позиции проверяющего, советующего, не знающего.
3. Ученики подходят к «шапке» и вынимают вопрос. Отвечают.
4. Идет обсуждение - интересный, не интересный вопрос (ответ).
5. Может быть поставлено условие - выходят только 5 учеников, но они могут пригласить суфлера, если не смогут ответить сами - отвечают через суфлера.
«Разрезанная открытка»
(Ненавязанная жеребьевка, объединение в группы)
Технология.
1. Учитель берет открытку, картинку или карточку с заданием. Разрезает на 5-6 частей и дети выбирают себе часть (открыток должно быть по количеству команд, части перемешиваются).
2. Дети в ходе перемещения и общения находят детей с соответствующими частями и объединяются для решения проблемы, указанной в карточке или садятся друг с другом, чтобы получить задание для совместной деятельности.
«Ключ»
(Один из видов шпаргалок)
Технология.
1. На карточке дается набор ключевых слов (термины по одной теме, слова с определенной орфограммой, ключевые слова или обороты из текста и т.п.)
2. Ученики соединяют, сопоставляют, добавляют и получают в результате продукт целостный и обоснованный. Доказывают правильность выбора.
Игры - упражнения.
«Загадки»(придумывание загадок на определённую тему, по определённому типу, алгоритму).
«Творческие задачи»(по теме урока даётся задача, выходящая за рамки учебного материала, решается группой.)
«Сценки с пропусками» (Сценка на листе. Учитель читает, а дети воспроизводят действия, которые пропущены или должны соответствовать теме урока - пропущены глаголы или существительные или числа и т.п. Одни дети называют их, а другие - записывают).
Во многих дидактических играх заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.
Уроки русского языка для многих учащихся достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности.
Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма нужно вводить игровые моменты на разных этапах урока. С помощью различных ребусов, кроссвордов на одном дыхании проходит работа над словарными словами. Хорошему и быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными помогают загадки. Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность. Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.
Очень важно на уроках русского языка и чтения развивать воображение детей. Воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения ими реального жизненного опыта. Для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. Здесь помогут игры на составление рассказов.
« Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.
Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.
Одна из сложных задач, стоящих перед первоклассником – научиться правильно и красиво писать. Пальчиковые игры на уроках в школах в этом очень сильно помогают.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
В настоящее время идёт поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого конкретного ребёнка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить именно игра - важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом. Сегодня есть потребность сделать игру союзником школы в развитии и образовании учащихся всех возрастов.
Главное значение этих игр в следующем:
Значительно повышается познавательный интерес младших школьников;
Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которое доставляет решение учебных задач;
Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;
Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность. Ценность игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая, друг другу и взаимно себя, проверяют.
При использовании игр и игровых ситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы. Все зависит от профессионализма и творчества учителя.
Большинство видов дидактических и развивающих игр я беру из сборника «Дидактические и развивающие игры в начальной школе с применением ИКТ» из серии «Современная школа». В книге этой серии содержатся материалы, разработанные участниками «Сети творчества учителей» сообщества «ИКТ в начальной школе». В сборнике есть игровые уроки, помогающие ребенку учиться с увлечением, формирующие предметные компетенции. Многие игры можно использовать при индивидуальной работе или фронтально с классом на интерактивной доске. Также ресурс можно применять как альтернативу демонстрационной кассе.
Использование проектного обучения, позволяет мне вовлечь обучающихся в самостоятельный познавательный процесс. Участники проекта делятся на несколько групп, каждая группа собирает информацию по своему плану, что позволяет оценить какой – либо процесс с разных точек зрения. Во время подготовки к защите проекта воспитанники изучают обширный материал, проводят анкетирование, выпускают газеты, буклеты, информационные листки. Свои выступления каждая группа старается сделать содержательными и интересными, выбирая различные формы для презентации. Затем обучающиеся защищают свои проекты на уроке. Проблемное обучение используется мною как совместная поисковая деятельность его субъектов, в ходе которой ученик постигает тайны, изучаемой им науки путем решения учебных проблем, а учитель организует и управляет этим процессом, выполняя роль организатора, наставника, помощника, консультанта. Информационно-коммуникационные технологии применяю для проведения тестирования, создания мультимедийных презентаций, поиска информации в Интернете, использую программы Word, PowerPoint.