Игра как активный метод обучения в урочной и внеурочной деятельности
Игра как активный метод обучения в урочной и внеурочной деятельности
Одним из активных методов обучения является игра. Воспитание через игру способствует гармоничному личностному, интеллектуальному, физическому, нравственному развитию ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра как активный метод обучения в урочной и внеурочной деятельности»
«Игра как активный метод обучения в урочной и внеурочной деятельности»
учитель начальных классов
МБОУ ООШ № 269
Дутчак А.В.
Как можно познать себя?
Только путем действия,
но никогда – путем созерцания.
И.В. Гете
Одним из активных методов обучения является игра. Игра, как модель реальной жизни, дает детям первый социальный опыт. Обучение младших школьников в игровой форме – весьма продуктивный развивающий метод. Воспитание через игру способствует гармоничному личностному, интеллектуальному, физическому, нравственному развитию ребёнка.
Стратегическая цель игры - направленность на творчество, проявление инициативы, самостоятельности в решении познавательных задач, налаживание сотрудничества с участниками образовательных отношений; распределение ролей, согласование действий, установление контактов, умение разрешать конфликты, быть терпимыми и доброжелательными.
В своей работе я использую следующие виды игр:
Дидактическая игра: одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, помогает снять чувство усталости; раскрывает способности детей, их индивидуальность; усиливает непроизвольное запоминание. («Математическая эстафета», «Расшифруй пароль», «Анаграмма», «Типография», «Конкурс пародистов» и т.д.)
Игра-драматизация: формирует воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка, способствует развитию творческих способностей и познавательной активности, нравственному развитию. Например, я часто использую игру «Конфликт в классе: где же выход?» Прием драматизации позволяет ребятам понять конфликт между учениками. Учащиеся разыгрывают ситуацию, доводя ее до конфликта; пытаясь определить причины, а также самостоятельно ищут пути выхода из возникающих конфликтов, учатся сдерживать свои негативные эмоции. Формируется умение нравственного самопознания и самоанализа.
Также такой вид игры часто используется на уроках Литературного чтения и во внеурочной деятельности (сценки на 8 марта, День именинника, различные тематические мероприятия).
Подвижные игры: дают выход жизненно необходимой двигательной активности, способствуют гармоничному личностному и физическому развитию и формированию навыков общения в коллективе.
Подвижные игры, соревнования и эстафеты в моем классе проводятся не только внутри классного коллектива, но и со старшими кадетами. («Успей занять свое место», «Скакалка-подсекалка», «На санках с пересадкой», «Тяни-Толкай» и другие)
Так как внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности в системе ФГОС, я использую игровые методы и во внеурочной деятельности. Кадетское направление работы позволяет широко использовать такой вид, как ролевая игра.
Цели ролевой игры:
осмысление через проживание;
приобретение опыта, навыков;
творческий подход к решению проблемы.
Ролевая игра заставляет ученика перевоплотиться в другого человека, понять его мысли, чувства, поступки; приобретенные знания становятся для ученика личностно значимыми, эмоционально - окрашенными, так как ученик по роли становится участником событий.
Примеряя на себя роль командира класса, «звездочки», учащиеся выполняют различные социальные роли, вырабатывая таким образом нравственное и правомерное поведение, развивая способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений.
Это начальная модель самоуправления.
Создание таких долгосрочных игровых проектов, как самоуправление в классе, через реализацию кадетского движения, позволяет решать следующие задачи:
Способствование формированию и сплочению классного коллектива;
Способствование формированию у школьников самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности, организаторских способностей, стремления к самореализации;
Способствование становлению личности, его духовному, нравственному и интеллектуальному развитию путём вовлечения в разнообразную творческую деятельность;
Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям;
Развитие чувства ответственности в учёбе; навыка культуры поведения, отзывчивости и взаимопомощи.
Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства,
Развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество.
Таким образом, опыт, позволяющий формировать гражданскую компетентность через использование активных форм обучения, является весьма актуальным.
Работа звездочек проводится по следующим направлениям:
Санитары:
отвечают пропаганду здорового образа жизни
следят за санитарным состоянием класса и учащихся
Спортивная звездочка:
организуют зарядки до уроков
проводят физкультминутки во время уроков
организуют игры на переменах
Цветоводы:
осуществляют уход за растениями в классе
Помощники учителя:
контролируют подготовку учащихся к урокам
организуют дежурство в классе
проводят рейды “Лучшая тетрадь”, “Лучший портфель”
осуществляют контроль за выполнением домашних заданий, записей в дневниках
По итогам работы выставляется оценка каждой звездочке.
Кроме того, в классе существуют классные традиции:
Построение класса и сдача рапорта перед каждым уроком,
Два раза в неделю совместное построение со старшими кадетами;
Занятия по строевой подготовке;
Совместные мероприятия-развлечения и праздники («Новый год», «8 марта», «23 февраля», «Зимняя прогулка» и т.д.)
Такая форма игровой деятельности позволяет учащимся:
предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;
оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;
нести личную ответственность за общее дело, за успехи своего коллектива, быть преданным общим задачам;
видеть в интересах общего дела свои личные интересы.
Таким образом, использование игры, в урочной и внеурочной деятельности
повышает интерес к учебному предмету,
положительно влияет на усвоение нового материала и закрепление пройденного,
способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,
способствуют гармоничному физическому и нравственному развитию,
формирует навыки общения в коллективе, гражданскую компетентность, в результате чего ученик осознает необходимость в личной потребности быть активным членом общества и социальной группы.