Программа "Я умею управлять своим воображением" предназначена для работы с обучающимися 1-2 класса. Цель программы развитие творческого воображения младшего школьника. Направлена на достижение следующих результатов: знакомство с прёмами творческого мышлениия, умения концентрировать внимание, формирование опыта планирования и защиты своей идеи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Я умею управлять своим воображением»
Левина Юлия Николаевна
МАОУ «Платошинская средняя школа»
Я умею управлять своим воображением.
(1-2 классы)
Пояснительная записка.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “Новая школа”?
Это школа, где многим педагогам и психологам становится понятно, что для успешного обучения современный ученик должен не только обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентироваться в ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление своей деятельности, применять свои интеллектуальные способности при самостоятельном усвоении школьной программы, но и уметь использовать и развивать свои творческие способности, которые определяют его интересы, содействуют становлению личности, развивают его индивидуальность. Проблема познавательной активности стала актуальна и значимой для нашей школы. Ведь именно благодаря особому отношению к учению учащиеся способны познать, открыть личностный смысл знаний, воспринять знания как средство самосовершенствования.
Меня как психолога интересует вопрос. Как найти заветный ключик к каждому ученику, к его внутреннему миру, зажечь “искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Цель программы: развитие творческого воображения младшего школьника.
Задачи:
Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения)
Формирование творческой мотивации.
Формирование опыта управления воображением.
Знакомство с приёмами творческого воображения.
Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы.
Формирование навыка группового взаимодействия.
Работа по программе направлена на достижение следующих результатов:
Учащиеся знакомятся с приёмами творческого мышления.
Формируется навык использования приёмов творческого мышления.
Формируется умение концентрировать внимание, удерживать, переключать его на другие виды деятельности.
Формируется опыт планирования и самостоятельного выполнения творческой работы.
Формируется опыт защиты своей идеи.
Диагностика индивидуальных возможностей детей проводится по следующим направлениям:
Изучение характерологических особенностей личности, основных свойств нервной системы (Психомоторная методика. Теппинг-тест Е.П. Ильина);
Исследование творческого воображения (Методика П. Торренса).
Тест-прогноз «Способности ребенка», анкета для родителей «Одаренный ребенок».
Психологический мониторинг развития самооценки и самоконтроля учащихся.
В системе моей деятельности используются следующие формы: фантазирование, графические работы, рисунок, творческие работы, коллаж, анкетирование, оригами, беседы, дискуссии, игры, состязания, конкурсы, турниры, собеседования, олимпиады, наблюдения, поисковые эксперименты.
Работы выполняются индивидуально или небольшими группами.
Режим обучения - одно занятие в неделю.
Содержание программы
Уменьшение – увеличение.
Знакомство детей с целями занятий и правилами поведения во время их проведения. Что такое фантазирование? Зачем нам нужно воображение? Первичная диагностика. В каких сказках используется приём уменьшения – увеличения. Использование приёма в графических работах, литературных произведениях. Акцентирование. Игра «Хорошо – плохо».
Изменение законов природы.
Изменяем закон живой и неживой природы. Действуем наоборот. Придумываем новые законы. Исключаем действующие законы. Выполнение графических и творческих работ.
Изменение человека.
Метод фокальных объектов. Исключение некоторых качеств человека. Превращение любого объекта в человека. Письменная работа – фантастика. Коллаж.
Изменение отношений, функций и связей.
Метафора. Применение метода фокальных объектов. Анализ метафоры. Составление сказок.
Фантастические сочетания.
Сочетание свойств и частей двух или трёх объектов. Фантастическое дробление. Графические работы. Приёмы фантазирования с использованием изменения времени. Ускорение – замедление. Машина времени. Групповая работа.
Методика создания сказок.
Элементы и структура сказки. Метод стимулирующих вопросов. Игра «Составление всей группой одной сказки». Сказка наоборот.
Повторная диагностика.
Учебно – тематический план
№
Название разделов и дисциплин
Всего
часов
В том
числе
лекций
В том
числе
практических
Форма контроля
1
2
3
4
5
6
1
Уменьшение – увеличение
1
1.1
Знакомство с задачами курса. Диагностика. Игра «Волшебная палочка»
1
0,5
0,5
Справка
2
Изменение законов природы
2
2.1
Изменяем законы неживой природы.
1
0,25
0,75
Наблюдение
2.2
Изменяем законы живой природы.
1
0,25
0,75
Наблюдение
3
Изменение человека
2
3.1
Изменяем человека, превращаем его в объект
1
0,25
0,75
Анализ рисунков
3.2
Превращаем объекта в человека
1
0,25
0,75
Анализ
4
Изменение отношений, функций и связей
2
4.1
Изменяем отношения и связи
1
0,25
0,75
Наблюдение
4.2
Изменяем функции
1
0,25
0,75
5
Фантастические сочетания
2
5.1
Сложение и дробление
1
0,25
0,75
Наблюдение
5.2
Изменения времени. Машина времени.
1
0,25
0,75
6
Методика создания сказок
3
6.1
Алгоритм сказки. Индивидуальная работа
1
0,5
0,5
Анализ письменных работ
6.2
Сюжет. Групповая работа.
1
-
1
Анализ группового взаимодействия
6.3
Рисунок сюжета. Диагностика
1
-
2
Итого
12
3
9
Основное правило: постоянно обращаюсь к субъективному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности, в результате раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся (беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы)
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
Данная программа позволит сформировать систему работы с одарёнными детьми, в полной мере развить их интеллектуальные и творческие способности с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.
Ориентация на интеллектуальное воспитание учащихся позволяет говорить о новых тенденциях в развитии современного образования, связанных с пересмотром основных компонентов школьного образования: его назначения, содержания, критериев эффективности форм и методов обучения, функции учителя.