Просмотр содержимого документа
«Групповые методы работы как эффективное средство формирования коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста»
Групповые методы работы как эффективное средство формирования коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника является актуальной проблемой, решение которой важно для дальнейшей жизни человека в социуме. Родителей заботит то, что дети много времени проводят за компьютером и меньше читают книги. Именно младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. В начальной школе дети знакомятся с новыми людьми, помогают друг другу, высказывают свое мнение, с этого и начинается развитие коммуникаций. В свою очередь начальная школа помогает начать формирование коммуникативных умений в младшем возрасте, призывая учащихся к общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса. Эта тема является одной из основных составляющих умения учиться.
Цель данной статьи осветить наиболее удачный, по моему мнению, подход к формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в образовательном процессе.
Задачи:
Определить, что такое коммуникация.
Разобрать, какое значение для младшего школьника имеют коммуникативные универсальные действия .
Работа в парах как эффективный метод формирования коммуникативного УУД.
Коммуникация - это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями, специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, осуществление общей деятельности, а так же понимание партнера. Коммуникационные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками взрослыми.
Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий, среди которых важное место занимают коммуникативные УУД. Универсальные учебные действия - это умение учиться, самостоятельно развивать свои способности, а также усваивать новые знания и применять их на практике. По сути, это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию. В начальных классах необходимо научить школьника самостоятельно ставить перед собой задачи, видеть способы их решения, анализировать полученную информацию и делать правильные выводы.
Для чего же нужно развивать коммуникативные универсальные действия детям в начальной школе?
Умение найти общий язык с одноклассниками является одной из главных составляющих того, что ребенок с удовольствием идет в школу. Если он легко находит общие темы для разговора со сверстниками, то и чувствует себя комфортно. Неправильно сформулированная мысль не дает гарантии быть понятой окружающими. Это формирует у ребенка страх ответа у доски, закладывает в его характер определенные комплексы. Хорошая коммуникация-это залог успешности и во взрослой жизни.
В ФГОС начального общего образования определена группа коммуникативных универсальных действия, формирующихся у детей младшего школьного возраста:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- правильная постановку вопросов;
- разрешение конфликтов;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В этой статье я проанализирую наиболее эффективные методы работы над данным УУД.
Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Работа в парах или группах – форма организации деятельности обучающихся на уроке, которая необходима, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность, сплочённость класса; дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт; более точно оценивают свои возможности; формируется умение решать конфликтные ситуации, слушать собеседника, эмоционально сопереживать.
Эффективной формой формирования коммуникативной компетентности, на мой взгляд, является работа в парах. Это одна из самых распространенных форм групповой работы. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству.
А.С. Границкая выделяет три вида пар: статистическая (пара постоянного состава), динамическая (пара сменного состава), вариационная.
Статическая пара.Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. Статистическая пара является подготовкой к работе в динамических и вариационных парах. Учащиеся могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль». Научить учащихся работать в статистической паре является первостепенной задачей, стоящей перед учителем.
Динамическая пара, возникшая как средствo адаптации обучающихся в условиях постоянной смены партнёров. При работе в динамической паре общее задание делится между участниками группы, в основном в 4 человека, объединяющие 2 соседние парты. Учитель даёт 4 варианта заданий, 4 вопроса, 4 пункта плана. Динамическая пара даёт возможность каждому ученику менять участника общения так, чтобы поработать с каждым. Такой способ работы имеет дополнительные преимущества. Он становится школой повышения уровня адаптации учащихся друг к другу, школой свободного общения каждого с каждым.
Вариационная пара является одним из видов коллективного обучения. Отрабатываются разнообразные материалы, подготовленные каждым членом коллектива самостоятельно. Например, каждый готовит карточку с вопросами. На обороте карточки ответы на вопросы, проверенные учителем. Рабoта ведётся в 3 такта. Работа с рядом сидящим — 1 такт. Каждый опрашивает соседа устно по своей карточке, сличают ответы с записью на обороте карточки. Затем партнёры меняются карточками. Поворот к новому соседу. Начинается 2 такт — работа с учеником, сидящим за соседней партой. Проверяющий работает по карточке, по которой только что был проверен сам. После завершения работы происходит смена карточек и поворот к прежнему партнёру. 3 такт — работа с прежним партнёром, но по новой карточке. Работа завершается, как только вернулась своя карточка. Смена партнёров, обмен материалами оживляет деятельность учащихся, снимают боязнь допустить ошибку. Роли всё время меняются: каждый из учеников то «учитель», то «ученик». Ученик получает удовольствие от самого процесса учения.
Работа в динамической и вариационной парах демократична по своей сути. Каждый оказывается в равных условиях. Обучение в динамической и вариационной парах заметно улучшает отношения между учащимися. Каждый член учебного коллектива трудится совместно сo всеми над выполнением единой задачи.
Одна из форм групповой работы являются групповые и парные проекты. В результате работы над проектом решаются задачи установления интерактивного взаимодействия: умения слушать и слышать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать; проявлять эмпатию. А так же речевые задачи такие как, развитие связной монологической и диалогической речи.
На уроках ребята часто работают в парах и группах при проверке домашнего задания, устного счёта, при изучении новой темы, закреплении пройденного материала. На уроках технологии, математики и русского языка мы часто назначаем консультантов из ребят, которые могут помочь другим. Одноклассники с желанием откликаются и помогают в том, что у них получается отлично. Таким образом, парная групповая работа является эффективным средством формирования коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста. Парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
Список используемой литераторы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2011.
Амонашвили Ш.А. Психологические особенности детей. — Москва, Просвещение, 1981.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе / А.С. Границкая. – М: Просвещение,1991.
Дьяченко В.К. Коллективная и групповая форма организации обучения в школе//Начальная школа № 1, 1998.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: o коллективном способе учебной работы — Москва, 1991.