kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя  задача,  как  и  каждого  педагога  -  воспитать  ученика,  умеющего  адаптироваться  к  изменяющимся  условиям  жизни, сформировать  у детей  способности  самостоятельно  мыслить,  добывать  и  применять  знания,  приобретать  навыки  эффективного  общения  и  работы  с  информацией. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий.»

Групповая работа как средство формирования

универсальных учебных действий.


« Расскажи мне - и я забуду;

Покажи мне - и я запомню;

Вовлеки меня - и я научусь ».

(Китайская пословица)

1. Актуальность

За последние десятилетия изменения, произошедшие в нашем обществе, обозначили тенденцию к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. С введением ФГОС ключевыми стали идеи развивающего обучения, системно-деятельностного подхода к построению урока. В Федеральном государственном образовательном стандарте определено развитие основ умения учиться: формирование универсальных учебных действий. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие качество образования.

Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит сегодня перед школой. Создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве, создание условий, способствующих развитию творческих способностей детей - задачи, поставленные перед школой. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Всё это в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, то есть универсальные учебные действия. Мы хотим приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать у них умение спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Психологи доказали, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной инициативы ребёнка является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а деятельность в группе совместно работающих учащихся. Условием рождения первых познавательных вопросов к учителю является спор между учащимися, предлагающими разные способы решения общей задачи.

Моя задача, как и каждого педагога - воспитать ученика, умеющего адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией.

Одной из наиболее эффективных форм работы, способствующей включению в активный учебный процесс каждого ученика, является групповая работа. Младшим школьникам очень нравится работать в парах, группах. В групповой работе дети чувствуют себя увереннее, не боятся высказывать своё мнение. Это говорит об их активности, что способствует успешному формированию УУД. Возможность групповой работы в рамках образовательной системы «Школа России» предусматривается по всем учебным предметам.

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, так как современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребёнок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить детей делать самостоятельный выбор.

Групповая работа активизирует учение школьников, создаёт широкую наглядно чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, самоконтроль и самооценка. Развивающий потенциал такой работы велик, так как каждый школьник сотрудничает в группе с другими учащимися.



2. Цели и задачи групповой работы на уроке.


Основная цель групповой работы - формирование универсальных учебных действий. Это будет способствовать повышению интереса к знаниям, к процессу обучения, развивать логическое мышление и речь. Необходимо и развитие коммуникативной компетентности. Важно научить школьников учиться вместе, чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща. Важно, чтобы каждый член команды усвоил учебную информацию, чтобы вся группа была заинтересована в этом. При этом воспитывается чувство ответственности.


Задачи групповой работы:

- развитие познавательного интереса

- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности

- развитие творческой активности учащихся

- развитие умений успешного общения

- совершенствование межличностных отношений в классе.

Задачи групповой работы решают проблему развития метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

По сравнению с традиционными формами классно-урочной системы групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками.

Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что способствует улучшению психологического микроклимата на уроке.

Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально-значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.

Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объём материала и режим работы, даёт возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать приём взаимоконтроля. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему, и оценивать свои действия. Возможность самостоятельно оценивать свою работу позволяет избежать боязни оценки, развивает интерес к учебному предмету. Использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчает запоминание учебного материала. Работа в группах наиболее эффективна при закреплении и повторении изученного материала.

Групповые формы обучения рационально применять, когда материал доступен для подобной работы, имеются необходимые дидактические материалы. Учащиеся должны быть подготовлены к этой работе, поэтому их необходимо обучать, начиная с 1 класса.

Только тогда групповая работа принесёт свои плоды. Работая над этой темой, я пришла к выводу, что использование групповой формы работы способствует возрастанию объёма усваиваемого материала, творческой и познавательной самостоятельности. Класс становится сплочённее, так как меняется характер взаимоотношений между детьми. Возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся становится больше. От работы ребята получают удовольствие. В этих условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своём развитии - индивидуального субъекта учебной деятельности. Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей гуманистических качеств личности, освоение ими нравственного опыта поведения, формировании положительных мотивов учения.


3. Технологический процесс групповой работы.


Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Моя задача сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практического применения в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною различных педагогических подходов и технологий. В своей педагогической деятельности активно использую технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться. Чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, технологии уровневой дифференциации, проектного обучения.

Групповые виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Эта работа помогает учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к обучающимся, учитывая их способности, темп работы. При делении класса на группы, педагог даёт группам дифференцированные задания по трудности и по объёму учебного материала.

Вовлекая учащихся в творческий процесс, мы создаём условия для более прочного усвоения знаний, индивидуального развития личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях. У детей формируется способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в различных ситуациях. Они учатся чётко планировать действия, тщательно обдумывать принимаемые решения, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах.

В процессе своей жизнедеятельности человек вынужден участвовать в огромном количестве групп: семья, класс, школа, сверстники, профессиональный коллектив. Знать и принимать правила, нормы, стремления группы, осознавать свой статус в группе, поддерживать функциональные отношения жизненно важно. Человек должен уметь жить в группе. И чем раньше он получит необходимые для этого знания, тем лучше. Организуя на уроках работу в малых группах, мы моделируем реальные ситуации, которые могут встретиться детям в будущем. В игровой форме мы учим детей общаться.

Подготовку к групповой работе необходимо начинать с первых дней пребывания ребёнка в школе. Важно помнить, что нормальная равноправная дискуссия возможна только в атмосфере доверия и доброжелательности. Для установления благоприятной атмосферы используются различные психологические игры и упражнения. Они помогают ребёнку устанавливать контакт, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. У детей развиваются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, ощущение, речь. Самое главное ребёнок превращается в равноправного участника познавательного процесса.


4. Критерии организации групповой работы.

Групповая работа - одна из наиболее эффективных форм работы в начальных классах. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму как можно чаще. Во время групповой работы дети чувствуют себя увереннее, не боятся высказываться и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать УУД

Однако следует помнить, что групповая работа должна занимать не более 10-15 минут от урока.

Одной из самых распространённых форм групповой работы является работа в парах. Её успешно применяют учителя с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой. Работая в парах, дети усваивают учебный материал быстрее и качественнее. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища, постоянно готовятся к ответу, учатся говорить, отвечать, доказывать. Так как дети ограничены временем, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока, чтобы не отставать от других пар.

Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся.

Для выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний применяется работа в динамических парах. Динамическая пара - это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой, затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, образуя новые пары. Полезна такая работа для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия. После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.

При организации групповой работы следует обратить внимание:

- на жесткую регламентацию времени на группообразование,

- на нормирование будущей работы,

- на четкость и внятность поставленной задачи

- на момент начала работы

- на недопустимость создания групп только из одних слабых учащихся.

Детей, отказывающихся работать в паре или группе не принуждать! Но в следующий раз вновь предложить работать. Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.



5. Правила групповой работы.


Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил.

На начальном этапе детям предлагаются правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах критерии работы ученики могут выработать и сами.

Примерные правила совместной работы.

1) работать дружно: быть вежливыми, внимательными друг к другу, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;

2) работать по плану (алгоритму);

3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;

4) качественно выполнять работу: аккуратно, без ошибок, соблюдать технику безопасности, экономить материалы;

5) каждый из участников группы должен уметь защищать своё и общее дело;

6) говорить спокойно, ясно и только по делу.

Всегда необходимо устанавливать правила работы в группе и критерии оценки её достижений. Нужно убедиться в том, что учащиеся понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока.

Очень важно правильно подбирать задания для групповой работы. Содержание работы должно быть интересно детям и доступно по уровню сложности. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем при работе каждого в отдельности. Могут быть и задания, требующие разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом. Задания должны быть проблемными, создавать определённое познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний, развивать творческое мышление.


6. Виды групповой работы.

При решении учебных задач используются различные виды групповой работы. Это «Мозговой штурм», «Снежный ком», «Охота за сокровищами», «Пазлы», приём «Зигзаг», игра «Продолжи» и другие. Краткая характеристика некоторых из них.

«Мозговой штурм» используется для генерации идей. Во время работы внутри группы распределяются роли, соблюдается регламент. После выработки коллективного решения группы делаются сообщения от разных групп.

«Снежный ком». Эта работа начинается с решения индивидуального задания, которое получают все учащиеся и самостоятельно выполняют его. Далее следует работа в парах, где учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее объединяются две пары, которые также обсуждают предложенные решения и выбирают лучшее из них. Потом происходит объединение в группы, которые также выбирают лучшее из предложенных решений. На последнем этапе уже не происходит обсуждение решений, группы докладывают о своей работе.

«Охота за сокровищами». Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знания фактов, так и осмысления или понимания. Учащиеся должны ответить на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу, ресурсы интернета.

«Пазлы». Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть задания. Группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала группы переформируются таким образом, чтобы в каждую новую группу попали по одному человеку от каждой прежней группы. Они объясняют своим новым коллегам свою часть темы, которую изучили в составе предыдущей группы. Учащиеся отвечают на заданные вопросы. В заключении делаются выводы.

Приём «Зигзаг». При этом приёме учебный материал разбит на фрагменты, которые изучают учащиеся в разных группах. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов своей группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

Игра «Продолжи». Она основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Работа в парах и группах используется при проведении учебных занятий по разным предметам. На своих уроках для групповой работы я часто используются игровые технологии.

Так на уроках русского языка могут быть использованы такие игры: «Подбери слово»,

«Кто больше?», «Полсловечка за тобой!», «Сложи имена», «Путаница», «Поможем зверям», «Библиотека», «Буквенная эстафета», «Живые буквы», «Узнай своё слово», «Собери предложение» и множество других.

Предлагаю описание некоторых из них.

«Подбери слово» Класс делится на две команды. Первой команде предлагается придумать любое слово и чётко произнести его вслух. Вторая команда должна подобрать слово, начинающиеся с последнего звука названного слова и т. д. За каждую ошибку начисляются штрафные баллы. Выигрывает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.

«Библиотека» Выставляются стопки книг по количеству команд. Каждая команда должна разложить книги в алфавитном порядке. Выигрывает та команда, которая закончит работу быстрее и без ошибок.

«Буквенная эстафета». Класс делится на команды по 4 человека. Каждой команде называется первая буква. Первый ученик записывает её и дописывает ещё одну букву. Потом передаёт лист товарищу, который дописывает ещё одну букву и т. д. В результате должно получиться слово. Выигрывает та команда, которая первой правильно написала слово.

«Узнай своё слово». Класс делится на три группы. Первая должна записывать названия предметов, вторая - названия действий, третья - название признаков. К доске поочередно выходят по три ученика (по одному из каждой команды). Учитель в произвольном порядке называет три слова, обозначающие предмет, действие и признак. Их сменяют следующие три ученика и выполняют подобную работу. В конце игры производится проверка слов с помощью вопроса и подсчитываются очки. За каждое правильно выбранное и записанное слово - два очка, за правильно выбранное, но записанное с ошибкой слово - одно очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

На уроках литературного чтения интерес к чтению пробуждают различные сценки, спектакли по какому либо литературному произведению. Ролевые игры способствуют развитию творческих способностей детей. Разгадывание кроссвордов, филвордов в группе экономит время, пробуждает интерес к чтению, сближает детей. Хорошие результаты даёт и импровизация. Группе детей предлагается сочинить сказку. Каждый ученик по очереди составляет предложение. Каждое следующее высказывание должно быть продолжением предыдущего. Предложения записываются на бумагу или фиксируются на диктофон. Затем ребята слушают своё произведение, анализируют его. Нередко подобные произведения получаются довольно забавными. Импровизация способствует развитию воображения.

В развивающем обучении не обойтись без парной работы. На уроках литературного чтения возможно применение следующих видов работ в паре: разучивание, пересказ, составление плана, ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Математика - предмет, который учит не только считать, но и логически мыслить.

Различные игры активизируют учащихся, способствуют усвоению знаний, овладению навыкам совместной работы.

Игра «Найди пару». Эта игра помогает первоклассникам запомнить состав числа. Организатору в группе выдаётся карточка с числом, а всем остальным участникам группы карточки с числами его составляющими. Как можно быстрее дети должны образовать соответствующую пару, например: 9 - это 4 и 5.

Игра «Четвёртый лишний». Группам выдаются карточки, на которых располагаются числа, геометрические фигуры, математические термины. Дети должны выбрать, что же здесь лишнее и почему.

«Найди лишний текст». Участникам группы предлагаются 5- 7 текстов (по числу членов команды). Ребята должны определить, является ли он задачей. Если ученик считает, что данный текст – задача, то он поднимает руку. Ученик, который ошибся, встает рядом со своей партой. Побеждает команда, в которой оказалось больше сидящих детей.

«Сложи фигуру из частей». Детям выставляется картинка и выдаются наборы геометрических фигур по количеству групп. В каждом наборе есть 1-2 лишние фигуры.

Ученикам предлагается сложить из геометрических фигур точно такую же картинку. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно выполнит задание.

Дидактическая цель - развитие умения выделять, называть, использовать геометрические фигуры для выполнения учебной работы, устанавливать математические и пространственные отношения. В процессе групповой работы предполагается активное использование учениками математической терминологии. В качестве дополнительного задания можно предложить ученикам рассказать, из каких геометрических фигур составлена картинка, сколько каких фигур использовано.

Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам предоставлена возможность высказать своё мнение, послушать мнение других ребят. У них вырабатывается умение работать в команде. Школьники учатся анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять почему согласен, а с чем-то нет и приводить аргументы несогласия. Анализируя работу учащихся, можно сказать, что игра увлекает ребят. Работают они с огромным интересом, следовательно, игра способствует стимулированию деятельности школьников.

Безусловно, групповая форма организации учебной работы имеет немало достоинств.
Групповые формы работы являются одним из средств формирования УУД.

Повышается учебная и познавательная мотивация.

У детей формируется умение сотрудничать, они учатся слышать и слушать собеседника.

Снижается уровень тревожности учащихся, боязнь оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся её аргументировать, отстаивают своё мнение.

Ученики начинают понимать, где и как они смогут применить знания и умения, полученные на уроках.

Улучшается психологический климат в классе.

Ребята учатся общаться между собой, с учителями.

Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Однако есть в ней и некоторые трудности.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, её эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

Групповой работе надо сначала научить. Для этого необходимо потратить время на каких-то уроках. Но без этого пропадает её результативность.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий.

Автор: Антонина Сергеевна Савелова

Дата: 22.02.2022

Номер свидетельства: 600926

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Формирование универсальных учебных действий средствами УМК " Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-sriedstvami-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "122686"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414327880"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "111269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407313804"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(82) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "197709"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428300319"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Формирование универсальных учебных действий на уроке "
    ["seo_title"] => string(60) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "247125"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446491213"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Групповая работа как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(101) "gruppovaia-rabota-kak-sriedstvo-formirovaniia-uud-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "246289"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446322164"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства