kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Групповая работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка была приготовлена для участия в конкурсе "Я в педагогике нашла своё призвание! как тема "Методического семинара

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Групповая работа»

Групповая/парная работа как эффективная форма формирования коммуникативных УУД

В условиях, когда в школах произошло введение стандартов нового поколения. задача учителя начальной школы состоит в обеспечении организации такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой будут развиваться их способности, высвобождаться творческие силы и индивидуальность школьников сможет достичь своего расцвета. Воспитание самостоятельности –это одна из главных целей педагогической деятельности, которая заложена в ФГОС. Проведенная диагностика подготовленности детей к обучению в школе выявила низкий уровень самостоятельности дошкольников.

Как способ решения этой задачи можно использовать групповые/парные технологии в образовательном и воспитательном процессе.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества учащихся: умение слышать, слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную работу, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками. 

Это работа в парах или группах может быть временного и постоянного состава. На практике было доказано, что данный вид организации работы имеет большое значение на уроке: 

- возрастает объём учебного материала и глубина его понимания; 

-возможность повторять материал много раз;

-учитель имеет возможность осуществлять индивидуальный подход к обучающимся: учитывать темп работы, способности учащихся; при делении класса на микро-группы, давать им задания, дифференцированные по трудности, по содержанию учебного материала;

- урок становится более занимательным, живым;

- на формирование знаний, умений и навыков учитель тратит меньше времени, чем при фронтальной работе; 

- у учащихся возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность; 

- класс становится более сплочённым; 

- сам ученик более точно оценивает свои возможности; 

- дети приобретают навыки, которые так необходимы для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; 

- формируется умение самостоятельно решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, сопереживать, умение работать в группе. 

Групповая поддержка, как правило, вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. 

Для групповых видов работы для ребят вмести с ними можно выработать свои правила: 

  1. Внимательно слушай партнера по общению.

  2. Если нужно переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял.

  3. Прежде всего отмечай положительное.

  4. Уважай чужие ошибки. Тактично объясни свое мнение.

  5. Старайся работать с отдачей, не ленись.

  6. При возникновении трудностей проси помощи у партнера и всегда оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом.

  7. Результатом вашей совместной работы является ваше общее мнение.

  8. Запомни, вместе вы можете сделать намного больше, чем каждый по отдельности.

  9. Поблагодари друг друга за работу.

Работа в группах

Групповая работа всегда начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель ставит проблему. Далее осуществляется деление класса на группы (в моём случае, на микро-группы) и распределение заданий. Эффективнее использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все микро -группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, а дифференцированная групповая работа предполагает выполнение микро- группами различных заданий. Наибольший положительный эффект в обучении достигается в группах, где учащиеся обладают разными индивидуальными способностями и разным уровнем информированности по теме. При создании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии и антипатии. Желательно, чтобы учитель не участвовал в распределении по группам, а предложил это сделать ребятам, пояснив, какие критерии помогут сделать их работу плодотворной. Следующая возникающая практическая проблема - внутригрупповой распорядок работы. Это связано прежде всего с выбором в группе лидера или ответственного, который будет распределять обязанности между членами группы, руководить обсуждением и принятием решения. А выбор такого лидера является задачей самой группы. Оптимальная же величина группы – 4-6 человек, что обеспечивает более полную связь между ее членами, но для моего класса это группы, состоящие из 3 человек. Роли в группах распределены, но время от времени происходит их смена с целью, чтобы каждый мог попробовать свои силы. Обязанности же каждого члена группы могут быть составлены самими детьми, например, такие: 

координатор – ученик, который обеспечивает равное участие в работе всех членов группы, планирует все этапы работы; 

инструктор –всегда и всем оказывает помощь; 

идеолог – должен направлять работу в соответствии с задачей (Не отвлекаемся, мы ушли от темы, это не то, что нам нужно и т.д.); 

секретарь –это тот, кто записывает идеи, ответы; 

заводила – пытается отмечать групповые свершения (Молодцы, дадим возможность ответить Наташе , а что думает Вова? И др.); 

бодрила – является воодушевителем всех членов группы (Мы продвинулись вперёд, интересная идея, это нам подходит, Ура, мы додумались! и прочее). 

Еще группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию, а также за счёт определённой расстановки мебели.

Задание для групп может быть, как одинаковым, так и может отличаться.

На первом этапе в группе работают, как правило, «сильные» ученики, лидеры. Каждый раз отмечая, что сначала дети невнимательно слушают, что говорят товарищи в группе, но позднее вспоминают, наверное, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, и начинают прислушиваться к ответам товарищей, если это нужно, то оказывают помощь.

Во время работы микро групп учитель наблюдает за подготовкой к ответам учащихся и иногда может оказать помощь, если у кого-то возникли трудности или вопросы., Учитель задает наводящие вопросы, рекомендует четче формулировать выводы, подходя по очереди к каждой группе, но не диктует, а только помогает ученику найти правильный ответ.

После совместной подготовки к ответам в группах ученики выступают перед классом. Каждая группа внимательно слушает своих товарищей, отмечает основные положения выступления (в 3-4 классах), дополняет и исправляет ответы и подводит итог. На последнем, заключительном этапе групповой работы выясняется и оценивается роль каждого ученика в проделанной работе. У каждой группы на партах лежат "Листы учета работы ученика на уроке", куда ребята в группах самостоятельно вносят результаты. Учитель выражает благодарность всем за хорошую работу, либо соглашается с выставленной оценкой, при этом комментируя ее, либо вносит коррективы в выставленную в группе оценку и обязательно объясняет свою позицию.

На основании изложенного, можно выделить следующие этапы технологического процесса групповой работы:

  I. Подготовка к выполнению группового задания.

    1. Постановка познавательной задачи /проблемы/ перед учащимися.

    2. Инструктаж о последовательности выполнения работы.

    3. Раздача подготовленного дидактического материала по группам.

  II Групповая работа.

1. Знакомство с полученным материалом, планирование совместной работы в группе.

2. Распределение заданий учащимися внутри группы.

3. Индивидуальное выполнение задания членами группы.

4. Обсуждение результатов каждого участника работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.

  III. Заключительная часть.

1. Сообщение о результатах работы в группах.

2. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

3. Общий вывод учителя о групповой работе и достижении каждой группы.

Если вводную часть возьмём за единицу времени, то групповая работа должна будет длиться, приблизительно 6 единиц, а заключительная часть - 2.

Работу в парах начинаем вводить с первого класса.

В первом классе основным становится выработка умения договариваться, умения общаться между собой. Учащиеся знакомятся с правилами общения: как правильно сидеть за партой, при разговоре смотреть на собеседника, тихо говорить в паре, называть товарищей по именам, как соглашаться, как правильно возражать, как самому помогать, просить о помощи членов группы, внимательно слушать ответ, потому что потом каждый сам будет исправлять, дополнять, оценивать. Так как у первоклассников в детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на их примере показываем, как нужно работать.

Обязательно посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет защищать вашу точку зрения.

Когда один из учеников из каждой пары поднимает руку, учитель обязательно ещё раз должен спросить:

- А вы договорились в паре, что отвечать будешь именно ты.

Таким образом мы постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в парах. Работа должна вестись систематически и целенаправленно в течении четырёх лет обучения в начальной школе.

Работу в парах учитель может организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т. е. на любом этапе, на любом виде урока.

Первое и самое важное, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно сам ответ, ход всего решения, правильность и аккуратность письма, домашнее задание и т. д.

Следующий этап - необходимо научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

Далее следует обсуждение в парах. А обсуждать –это значит говорить по данной теме, уметь ставить вопросы и раскрывать их (постарайтесь рассказать друг другу, о чём я вам только что рассказала; скажи напарнику по работе, как ты его понял).

Здесь очень важно научить детей правильно задавать вопросы и отвечать на них. (А сейчас, постарайтесь задать друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них.)

Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах или которые вызвали большие затруднения при ответах, разбираются фронтально, всем классом.

Во время работы парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они пусть и на время, но выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для каждого ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. И вот в такие моменты ребенок может делать то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Дети такую работу очень любят. А так как этот процесс ограничен временем, и дети не хотят отстать от других пар, то соответственно они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

В любом коллективе есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. А в более узком кругу сверстников такие дети начинают говорить. Они знают, что напарник выслушает их, не будет над ним смеяться, а при необходимости всегда объяснит и обязательно поможет.

Важно помнить, что при групповой и парной формах работы зажатые, стеснительные, малообщительные ученики раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.



Как нелегко работать в школе,

Учить читать, считать, писать.

Ещё сложнее в наше время

Не упустить чего-то, что-то не додать!

Как сделать так, чтоб утром спозаранку,

Спешили дети в школу на урок,

Чтобы детей не интернет, не группировки

А ты, учитель, словом за собой повёл?

Чтоб дети верили и доверяли,

Чтобы светились от улыбок и любви.

Чтоб ни одной души не потерять нам

В век инноваций, апробаций, новизны


4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Групповая работа

Автор: Возжейникова Елена Владимировна

Дата: 20.01.2020

Номер свидетельства: 536540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Технология организации групповой работы в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(67) "tiekhnologhiia-orghanizatsii-ghruppovoi-raboty-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266327"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450124519"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Парная и групповая работа в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(49) "parnaia-i-ghruppovaia-rabota-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "302981"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457366555"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Как организовать групповую работу младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(57) "kak-orghanizovat-ghruppovuiu-rabotu-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "144210"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418666331"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Групповая работа учащихся на уроках истории "
    ["seo_title"] => string(51) "gruppovaia-rabota-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "104968"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402774835"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Опыт организации групповой работы на уроках в начальных классах. "
    ["seo_title"] => string(70) "opyt-orghanizatsii-ghruppovoi-raboty-na-urokakh-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "128636"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415543768"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства