kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Главная задача начальной школы- формирование интереса к учебе и развитие общих умственных способностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

       В начальной школе центральной задачей является разви­тие у всех детей общих способностей и формирование интере­са к учению вообще в контексте ведущей в этом возрасте учеб­ной деятельности. Нетрудно заметить, что самые разные школьные предметы имеют много общего, предъявляют ряд сходных требований к особенностям мышления, внимания, памяти ученика, к таким его свойствам, как умственная активность, любознательность. Вместе с тем отдельные учеб­ные предметы требуют для своего овладения специальных свойств, таких, как, например, фонетический слух илипространственное воображение и др. Общие способности являются не только предпосылкой, но и результатом все­стороннего развития личности ребенка. Специфические (или специальные) способности детей проявляются тем ярче, чем выше их общее умственное развитие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Главная задача начальной школы- формирование интереса к учебе и развитие общих умственных способностей.»

Главная задача начальной школы- формирование интереса к учебе и развитие общих умственных способностей.

В начальной школе центральной задачей является разви­тие у всех детей общих способностей и формирование интере­са к учению вообще в контексте ведущей в этом возрасте учеб­ной деятельности. Нетрудно заметить, что самые разные школьные предметы имеют много общего, предъявляют ряд сходных требований к особенностям мышления, внимания, памяти ученика, к таким его свойствам, как умственная активность, любознательность. Вместе с тем отдельные учеб­ные предметы требуют для своего овладения специальных свойств, таких, как, например, фонетический слух илипространственное воображение и др. Общие способности являются не только предпосылкой, но и результатом все­стороннего развития личности ребенка. Специфические (или специальные) способности детей проявляются тем ярче, чем выше их общее умственное развитие.

Интерес ребенка к тому или иному предмету или к уче­нию вообще побуждает к соответствующей деятельности. Между способностями и интересом существует очень тес­ная связь. Ведь, в сущности, мы хорошо слышим, замеча­ем, понимаем то, что хотим слышать, замечать, пони­мать. Сами дети отмечают, что больших успехов они доби­ваются в тех учебных предметах, к которым испытывают интерес. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть в глубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы, поставить новые вопросы. Без достаточного развития этих качеств ни о каком развитии способностей, а следователь­но, и об успешном обучении речи быть не может. Именно познавательные интересы ребенка определяют его актив­ное отношение к тому, что задает направленность и уро­вень развития его способностей.

Определенные интересы можно обнаружить уже у пер­воклассников. Одни больше любят математику («Когда скла­дываешь, отнимаешь, интересно, что получается», «Мне в школе больше всего нравится задачки решать, считать тоже интересно»), другие - письмо («Очень люблю слова писать: сначала буковка, буковка, а потом вдруг слово получается», «Люблю уроки письма, очень хочется скорее научиться писать, чтобы послать длинное-длинное пись­мо папе»), третьи - пение («Я петь сама еще плохо умею, а уроки по пению очень-очень люблю»), четвертые - ри­сование («Самое интересное в школе - это рисование, я и дома все время рисую»). Однако в начале школьного обучения учебно-познава­тельные интересы детей еще довольно неустойчивы, не­редко носят случайный, ситуативный характер, часто -поверхностный. С возрастом интересы становятся все бо­лее содержательными, глубокими.

Что лучше: когда ребенок увлечен чем-то одним или когда у него много увлечений - то одно, то другое, а то и несколько сразу?

Нельзя давать категорических советов ограничивать или расширять сферу интересов ребенка, не зная его других индивидуальных особенностей. Но все-таки можно сказать, что в дошкольном и младшем школьном возрасте, безус­ловно, более ценно разнообразие детских интересов. Пусть ребенок попробует свои силы в разных областях знания и видах деятельности. Младший школьный возраст- период впитывания, накапливания знаний, период усвоения по преимуществу. Разнообразие занятий, интересов является обязательным условием полноты развития ума ребенка, его способностей. В самых различных видах деятельности имеются общие моменты (требования к вниманию, на­блюдательности, памяти и т.д.), поэтому разнообразие детских занятий и интересов связано с развитием и об­щих, и специальных способностей.

В слишком ранней специализации школьников заклю­чена явная опасность. Целый ряд учебных предметов, ко­торые могли бы увлечь ребенка и к изучению которых у него, возможно, есть хорошие данные, иногда в таких случаях проходит мимо его внимания. Надо помочь каждо­му младшему школьнику избежать деления учебных пред­метов на «главные» и «второстепенные». Тем самым мы поможем ему правильнее определить свое жизненное при­звание, так как у него будет более широкое поле для при­ложения сил и проявления способностей.



Наличие или отсутствие интересов важно не только само по себе, но прежде всего как фактор формирования лич­ности.

Интерес тесно связан с успешностью учения. Быстро и легко усваивая определенный учебный предмет, ребенок получает удовлетворение. Успех пробуждает желание боль­ше и глубже заниматься именно этим предметом, что, в свою очередь, способствует развитию способностей ребенка.Успех в значимой для ребенка учебной деятельности спо­собствует развитию у него чувства личностного достоин­ства, неуспех тормозит и осложняет нормальный процесс становления личности.

У каждого ребенка свой потенциал развития, надо по­мочь ему этот потенциал почувствовать, осознать и реали­зовать. При этом и учеба приобретает для него личност­ный смысл и не будет создавать особых проблем ни ребен­ку, ни учителю, ни родителям. А.Н. Леонтьев не случайно подчеркивал, что способности человека к общественно-исторически сложившимся формам деятельности, т.е. спе­цифические человеческие способности, представляют со­бой подлинные новообразования, формирующиеся в ин­дивидуальном развитии.

Развитие способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ре­бенка со стороны взрослого, что составляет основу педа­гогического профессионализма. И воспитатель, и учитель не вправе объяснять неудачи своих воспитанников и уче­ников их плохим умственным развитием, так как оно само в значительной степени определяется обучением, зависит от особенностей его содержания и организации. Л.Н. Тол­стой предупреждал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подра­жать, копировать, так как мало таких, которые бы, на­учившись копировать, умели бы сделать самостоятельные приложения этих сведений».

При решении проблемы способностей учащихся надо учитывать и то, как они сами себя оценивают. Самооценка способностей учащихся в процессе школьного обучения -это осознание ими успешности в овладении материалом того или иного учебного предмета. В зависимости от того, считает ли себя ребенок способным, у него складывается определенное отношение к себе: укрепляется или утрачи­вается вера в свои возможности. А без уверенности в своих силах ни о каком успешном учении говорить не приходит­ся. Поэтому знать, как оценивают свои способности дети, помогать им правильно определять свои возможности очень важно для педагога.

Учебная деятельность, являясь ведущей в младшем школьном возрасте, обеспечивает формирование и разви­тие всех психических процессов и психических свойств ре­бенка. Но не во всякой учебной деятельности развиваются дети, а только в той, которая приносит удовлетворение,которой хочется заниматься. А заниматься хочется той де­ятельностью, к которой ребенок, во-первых, испытывает интерес и, во-вторых, в овладении которой он ощущает успех. Если отсутствует ощущение движения вперед, ин­терес к деятельности может постепенно ослабевать и даже пропасть вовсе. Поэтому одна из основных задач школы -развить познавательные интересы каждого учащегося. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному или несколь­ким учебным предметам, увлеченно, с интересом, с боль­шим желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит, способности, у него появляется свое отношение к предмету и учению вообще - он развивается как личность.

-----

Как показала опытно-экспериментальная работа, организация учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие познавательных интересов младших школьников, требует учета ряда факторов. Прежде всего факторов, связанных с личностью ученика, а также факторов, связанных с деятельностью учителя по  организации творческой познавательной деятельности школь­ников.

Учет данных факторов требовал соблюдения следующих условий:

1. Для организации учебного труда учащихся, способствующего развитию интереса к изучаемому предмету и самому процессу умственного труда, необходима деятельность, соответствующая возрастным особенностям и возможностям младшего школьника.

Учебный материал, предлагаемый ученику:

а) должен быть трудным, но посильным, разнообразным, ярким и эмоциональным, целесообразным, связанным с предшествующим;

б) учитывать индивидуальный уровень интеллектуального и психического раз­вития ребенка, дифференцированный подход к организации обучения;

в) удовлетворять потребностям в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками в процессе учебной работы на уроке;

г) формировать у учеников правильную оценку своих возможностей, побуждать и закреплять стремление к самосовер­шенствованию;

д) использовать комбинацию традиционных и нетра­диционных, групповых и индивидуальных, фронтальной и парной работы на уроке.

2. Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашенной. Существенным условием организации творческой познавательной деятельности по развитию познавательных интересов младших школьников является чувственная мотивация. Это прежде всего, ощущение учениками чувства радости, эмоционального удовлетво­рения своими успехами; создание атмосферы, в которой дети мо­гут применять свои знания и умения на пользу другим и себе; учение "без опасности", способствующее развитию интеллектуаль­ной активности, выходу за пределы заданной ситуации.

3. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.

В ходе работы я пришла к выводу, что развитию способностей к обучению детей в начальной школе может способствовать комплексная система заданий, занятий, упражнений. В первом классе важно проводить диагностику уровня познавательных способностей учащихся класса. Проводимая диагностика уровня способностей учащихся даёт возможность увидеть уровень класса и наметить дальнейшие пути в работе.

Главное в системе работы по развитию познавательных способностей младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой, сделать ребёнка в школе счастливым. Поэтому ставлю перед собой цель – развитие его познавательных способностей, которые помогают развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживают интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. В методической копилке нашей начальной школы существует большое множество тестов, позволяющих проводить диагностику общих интеллектуальных способностей, мышления, памяти, внимания, воображения, много заданий и упражнений для развития умственных способностей, различных игр, позволяющих активизировать и развивать познавательные способности.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Поддубная Татьяна Александровна

Дата: 20.09.2021

Номер свидетельства: 587093

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Доклад на тему: "Проектная деятельность в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "103079"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402566316"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Проектная деятельность в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(47) "proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "103086"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402566643"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Игры  на уроках в школе для неслышащих обучающихся."
    ["seo_title"] => string(67) "ighry-na-urokakh-v-shkolie-dlia-nieslyshashchikh-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "331272"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464595180"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Преемственность предшкольной подготовки и 1 класса"
    ["seo_title"] => string(55) "prieiemstviennost_priedshkol_noi_podghotovki_i_1_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "383860"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485367360"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства