Учитывая особенности лексической стороны речи учащихся классов 7 вида программа по русскому языку придает немалое значение словарной работе. Систематическое проведение словарной работы повышает уровень общего развития детей, повышает словарный запас.
На протяжении всего учебного года, начиная уже с первого класса, изучаются слова с непроверяемыми безударными гласными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы и приемы работы со словарными словами.»
Дифференцированная работа над словарная словами
на уроках русского языка в классах VIII-го вида.
Учитывая особенности лексической стороны речи учащихся классов 7 вида программа по русскому языку придает немалое значение словарной работе. Систематическое проведение словарной работы повышает уровень общего развития детей, повышает словарный запас.
На протяжении всего учебного года, начиная уже с первого класса, изучаются слова с непроверяемыми безударными гласными.
Однако работа над словом не дает должного результата, если будет осуществляться без опоры на наблюдение детей, на их практическую деятельность. Только тогда значение слова будет воспринято и усвоено ребенком точно и полно, когда полными будут его представления об изученном предмете. Учитывая это положение, основным приемом уточнения или раскрытия значения нового слова учитель мы показываем картинку соответствующего предмета, признака или действия, не только показываем, но и анализируем данный предмет, признак или действие. Дети выделяют части, признаки или явления, могут определить для чего, откуда и т.п. При этом помощь с нашей стороны может быть различной: можно показать другой предмет, при сравнении двух сходных, демонстрация предмета, его изображение в целом или фрагмента, направляющие вопросы, запись плана наблюдения. Наибольшая степень активности наблюдений учащихся достигается в практической деятельности, когда дети не просто рассматривают предмет, а сами принимают участие в изменении его признаков.
Действенным приемом объяснения значения слова является прием контекста, в котором находится слово. Очень часто слова, непонятные детям оказываются понятными вполне в предложениях. Словарную работу проводим не только на уроках русского языка, но и на литературе, природоведении, когда ребенок не может понять смысл того или иного слова.
Существует много форм и методов работы со словарными словами.
1) прослушивание загадки с выбором картинки отгадки, называние слова;
3) воспроизведение по памяти слова из текста, учебника, из выполняемого упражнения.
4) объяснение лексического значение слова путем словотолкования.
5) демонстрация карточки со словом, где орфограмма выделена красным цветом, прикрепление карточки под соответствующей картинкой.
6) проговаривание этого слова по словам и хором.
7). Запись слова в тетрадях.
8). Подбор родственных слов и запись их.
9). Составление предложения с этим словом.
10). Закрепление написания слова на следующих уроках.
Несколько видов работ из моей практики. Эти виды работ я применяю на уроках закрепления. В каждом классе есть дети слабые, средние, более сильные, темп работы у них разный. На доске даны словарные слова в три столбика.
1 вид.
Слабые: Средние Сильные
Адр…с адрис …др…с
Д…журный дижурный д…ж…рн…й
Ж…лтый жолтый ж…лт…й
Л…пата лапата л…п…т…
П…льто польто п…льт…
М…тро карабыль к…р…бль
2 вид. Этот вид тоже рассчитан на разные группы.
Овощи Люди Слова, не отвечающие на вопросы кто? или что?
Картофель ребята медленно
Огурец учитель впереди
Помидор пассажир везде
Капуста народ легко
3 вид. Можно предложить детям написать словарные слова в 3 столбика, по родам; по одушевленности и неодушевленности; например при изучении им. прил. написать словарные слова с подходящими по смыслу прилагательными; выписать словарные слова на какую-то одну определенную тему.
4 вид. На доске записаны словарные слова. Можно проводить «цепочкой». Первый ребенок вставляет пропущенную букву, второй ставит ударение, третий подчеркивает орфограмму, следующий может разобрать по составу, далее можно подобрать родственные слова, назвать признаки данного слова, составить предложения.
5 вид. Комментированное письмо словарных слов.
Провожу комментированное письмо словарных слов. Начинает его ученик, сидящий на первой парте. Он называет любое изученное слово, объясняет его значение, указывает ударение, выделяет непроверяемое. Все вслед за ним пишут это слово. Каждый ученик поочередно называет свое изученное слово.
6 вид. Можно использовать словарные слова для развития связно речи, составления небольших рассказов
Зима, мороз, коньки, каток.
Завод, рабочие, работа, машина, мастер
Работа, комбайнер, урожай, пшеница.
7 вид. Можно предложить игру «Собери слоги»
кар тро
ра сяц
ме тина
се пор
то бота
ме вер
8 вид. Запиши словарные слова во множественном числе.
9 вид. Запиши словарные слова с предлогами в каком-то определенном падеже.
Перед деревней, по адресу, за капустой, о народе, возле деревни и т.д.
10 вид. Запиши словарные слова в 3 столбика по склонениям.
1скл. 2 скл. 3 скл.
Лестница огурец тетрадь
Столица товарищ площадь
11 вид. Подбери однокоренные слова
Магазин – магазинный, магазинчик
Корабль – корабельный, кораблик
Работа над словарными словами ведется в зависимости от тем уроков. При изучении имени существительного можно придумать задания на склонение по падежам, определения рода, числа и т.д. При изучении имени прилагательного тоже можно придумать разные формы работы.