Формирование навыков контроля и самоконтроля на уроках у младших школьников
Формирование навыков контроля и самоконтроля на уроках у младших школьников
В младшем школьном возрасте формированте основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребёнка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к развитию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков контроля и самоконтроля на уроках у младших школьников»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
муниципального образования городской округ Красноперекопск
Республики Крым
Развитие личности через формирование универсальных учебных действий
Выполнила:
Кузнецова Ольга Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 1»
2016
Формирование навыков контроля и самоконтроля на уроках у младших школьников.
Начало школьного обучения и воспитания ребёнка является переломным моментом во всей его жизни. Внешние признаки этого переломного момента обнаруживаются в её организации,в новых обязанностях ребёнка как ученика. Однако этот переломный момент имеет глубокое внутреннее основание- с приходом в школу ребёнок начинает усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания-науки, искусства, морали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей. Усвоение азов этих форм общественного сознания и соответствующих им духовных образований предполагает выполнение детьми такой деятельности, которая адекватна исторически воплощённой в них человеческой деятельности.
В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребёнка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к развитию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной.
«Учебная деятельность –это деятельность, направленная на приобретение опыта одним из ее участников» (Т.В. Габай).
Учебная деятельность состоит из пяти последовательных элементов, задающих ее целостность:
Учебно-познавательный процесс.
Целеполагание.
Учебные действия.
Действие контроля.
Действие оценки.
Важным компонентом учебной деятельности ученика является действие самоконтроля, когда получаемые учеником образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются им самим по отношению к индивидуально формулируемым целям. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и получения представления о возможности дальнейшего изучения материала, действия самоконтроля должно осуществляться на протяжении формирования, развития становления учебной деятельности.
Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль.
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся.
Самоконтроль– явление многогранное. В психолого-педагогической литературе отражены различные подходы к определению этого понятия.
«Самоконтроль младших школьников – развивающееся на основе их природных задатков и имеющихся психологических особенностей умение критически оценивать свое внешнее поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности».
«Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил?»
«Самоконтроль» - это способность человека устанавливать отклонения реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности. Следовательно, наличие программы практического поведения, программы собственной деятельности – непременное условие осуществления самоконтроля. Особое значение имеет произвольный самоконтроль для стабилизации, повышения устойчивости деятельности по самовоспитанию.
При всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия – его хода, или его результата, или того и другого вместе – с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в других – образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержание и последовательность его операций. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Функции самоконтроля:
диагностирующая;
корректирующая;
развивающая;
воспитательная;
функция организации и управления учебной деятельностью.
Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность, и самостоятельность мышления во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции. Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только сами исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.
Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он включает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие учащемуся на основе поставленной цели намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.
Существует две формы самоконтроля:
Внешняя (осознаваемая) произвольная;
внутренняя (автоматическая) непроизвольная.
В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно формирование только некоторых его элементов. Если ученик осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля.
Так в 1классе дети учатся:
-сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;
-воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;
-выполнять действия по развёрнутой инструкции;
-осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;
-использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем;
Во 2 классе ученикам предлагается:
-сравнивать промежуточный результат с эталоном;
-перечислять последовательность действий и операций контроля;
-корректировать памятки:
-выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;
-осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;
-участвовать в коллективно-распределительной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям;
В 3 классе ученики тренируются в:
-сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;
-составлении проверочных заданий для самоконтроля;
-выполнении действий по инструкции с ограничениями;
-самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;
-составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя;
В 4 классе школьники упражняются в:
-сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;
-определении состава действий и операций предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей;
-выполнении действий по общим инструкциям;
-самопроверке по плану с отсутствующими (неопределёнными) звеньями;
-целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.
Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников:
-формирование положительной мотивации к самоконтролю;
-осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей), обеспечивающего активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля в учебной деятельности;
-осуществление программы диагностики уровня развития самоконтроля в учебной деятельности;
-оптимизация отбора учебного материала, необходимого для развития самоконтроля.
В формировании положительной мотивации к самоконтролю личности учащегося ведущую роль играют:
-самопознание в учебной деятельности;
-активность в учебной деятельности;
-внутренние условия;
-внешние условия.
Самопознаниесовершается: -путем анализа результатов своей собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с результатами своих сверстников, с общепринятыми нормами;
-путём осознания отношения других людей к себе, и отдельных качеств личности, поведения, деятельности;
-путем самонаблюдения своих состояний, мыслей и чувств.
Активность как качество личности иногда рассматривают как внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности, которые стимулируют ее активность.
Внутренние условия: -способность к целеполаганию; -умение сличать полученный результат с намеченными целями и устанавливать расхождения между ними; -способность критически оценивать свою работу;
-умение осуществлять коррекцию своей деятельности.
Внешние условия: -сложность выполняемой деятельности; -окружающая среда (шум, освещение и т. д.); -режим труда и отдыха (чрезмерное напряжение, переутомление, состояние эмоционального стресса, монотонность в работе ведут, как правило, к ослаблению самоконтроля и, соответственно, к возрастанию вероятности ошибочных действий).
Выделяются следующие направления формирования самоконтроля:
- контроль со стороны учителя;
- контроль со стороны родителей;
- взаимоконтроль «ученик-ученик»;
- взаимоконтроль «ученик-учитель»;
Важную роль воспитании самоконтроля играет контроль со стороны учителя за деятельностью школьников, который обычно направляется на:
-установление полноты выполнения обучающимся отдельных заданий и соответствие уровня овладения умения решать задачи, принятым нормам и образцам;
- выявление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях;
Ученику необходимо научиться понимать и принимать контроль учителя. Для этого учитель должен:
- показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому учебного материала и контроль результатов обучения;
- ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
- сообщать учащимся, после какого объёма учебного материала контроль и цель проведения того или иного контроля;
- объяснять выставляемую оценку, исходя из критериев оценки;
- просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;
- научить учащихся пользоваться различными видами проверки.
Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей(взаимоконтроль «ученик-ученик»).
При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цельтаких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли проанализировать чужую работу.
При формировании у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа учителю важно руководствоваться принципами посильности и доступности. Вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятельности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспектов и направить контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности.
Изменения самоконтроля проявляются в том, что первоначально он направлен на результат деятельности и лишь постепенно вырабатывается умение контролировать и сам процесс деятельности. Изменяется самоконтроль и в другом отношении: меняется содержание контролируемых действий.
Виды самоконтроля
Итоговый контроль.Итоговый контроль или контроль по результату.Это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается учащимися. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается проверка.
Пооперационный контроль Функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведённых действий. Этот вид контроля в психологической литературе определяется как пошаговый.Он в первую очередь обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия. Предваряющий (прогнозирующий) контроль Еще более сложной формой контроля является предваряющий (прогнозирующий) контроль, дающий учащемуся как субъекту деятельности возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия.
По формам организации работы учащихся самоконтроль делится на: -фронтальную проверку При фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения, задачи, решенной в классе или дома, изготовленного изделия и т. д. В ходе этой проверки учащиеся разбирают допущенные ошибки, их причины и пути устранения, знакомятся со способами реализации самоконтроля, обсуждают и оценивают предложения своих товарищей по исправлению ошибок. Такая форма является наиболее простой и применяется, как правило, для начального обучения учащихся самоконтролю.
-взаимную проверкуВзаимный контроль проводится при проверке письменных и графических работ, изделий и т. д., а также при рецензировании устных ответов и сообщений. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищем ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении аналогичной работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия контроля, представляющая собой средство обучения учащихся самоконтролю.
-Индивидуальную проверку К индивидуальному контролю относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все его элементы самостоятельно.
Ответственным моментом в обучении учащихся самоконтролю является уяснение цели деятельности и ознакомление с образцами, по которым они будут сравнивать применяемые способы выполнения работы и полученные результаты.
Очень важно с самого начала дать учащимся указания о правильном выполнении предстоящей работы и ознакомить их с образцами для сличения.
Модель действия контроля в учебной деятельности младших школьников. 1. Потребность в контроле; 2.Осознание назначение контроля; 3.Умение обнаруживать ошибку (свою, своих товарищей, учителя; самостоятельно, в хорошо знакомых действиях, в новых условиях); 4.Умение объяснить ошибку; 5.Умение критически относиться к контролю со стороны других детей, учителя; 6.Умение исправлять ошибку на основе соотнесения хода и результата действия с заданной схемой действия; 7.Умение осуществлять содержательный контроль, обнаружить ошибки по причине несоответствия способа действия и условий задачи; 8.Умение осуществлять межличностный рефлексивный контроль (реконструировать способ действий товарища); 9.Умение осуществлять проверку; 10.Умение составлять план проверки;
Приёмы формирования самоконтроля на уроках. Русский язык.
1.Орфографическое проговаривание. 2.Специально организованное списывание. 3.Приём «Буратино 4.Комментированное письмо с указанием орфограмм. 5.Поиск орфограмм в «чистом» тексте. 6.Работа с «Орфографическим словариком». 7.Индивидульная карта самоконтроля. 8.Дидактическая игра -«Третий лишний» -«Назови ошибку» -«Молчанка» «Орфографический мячик» 9.Диктант -предупредительный -объяснительный -диктант с обоснованием -диктант с постукиванием -диктант «Проверяю себя» -диктант «Найди слова» -выборочный диктант -самодиктант
-взаимодиктант -диктант-игра «Кто больше запомнит» -зрительный диктант
Математика 1.Сверка с образцом. 2.Повторное решение задачи. 3.Решение обратной задачи. 4.Проверка полученных результатов по условию смыслу задачи. 5.Решение задачи различными способами. 6.Моделирование. 7.Примерная оценка искомых результатов. 8.Проверка на частном случае. 9.Испытание получаемых результатов по косвенным параметрам. 10.Математические диктанты. 11.Неправильное готовое решение какой- то математической задачи. 12.Завершить неполное решение задачи. 13.Решение задач с недостающими или лишними данными.
Приёмы самоконтроля при работе над ошибками. -неправильная буква зачёркнута; -подчёркнуто слово с ошибкой; -подчёркнуто слово с ошибкой, в нём выделена часть слова с ошибкой; -подчёркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа часть слова, содержащая ошибку; -на полях поставлен знак ошибки, а рядом - указание на часть слова или часть речи; -на полях поставлен знак ошибки.