kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование здоровьесберегающей среды сельской школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы здоровьесбережения в наше время в сельской школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование здоровьесберегающей среды сельской школы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Торбеевская средняя общеобразовательная школа № 1»







Выступление

на республиканской научно-практической конференции «Инновации в системе образования Республики Мордовия»

на тему

«Формирование здоровьесберегающей среды сельской школы»



Подготовила: Мишина И.В

учитель начальных классов



















р.п. Торбеево, 2015 уч. г.

Формирования здоровьесберегающей среды сельской школы

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. В погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности – ее физическое и духовное развитие. Конец двадцатого столетия ознаменовался небывалым интересом образовательных учреждений к проблемам сохранения и укрепления здоровья школьников. Во многом это обусловлено сложнейшей социально-экономической и демографической ситуацией в стране, негативными тенденциями к уровню здоровья подрастающего поколения.

В законе «Об образовании РФ» сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся» Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, является сохранение и укрепление здоровья детей. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о её возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного урока, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса.

Оценка состояния здоровья складывается из оценки уровней физического, нервно-психического развития ребёнка, функционального состояния органов и систем, наличия или отсутствия хронических заболеваний, врождённых пороков развития. По данным многолетних наблюдений, проведённых Институтом гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи, за последние 30 лет здоровье школьников имеет устойчивую тенденцию к ухудшению.

В связи с усложнением и увеличением учебной нагрузки у обучающихся выявляется повышенная невротизация и констатируется увеличение количества больных детей. А ведь известно, что здоровые, полноценно развитые молодые люди смогут успешно пройти социализацию во взрослой жизни и творчески трудиться на своё и общественное благо.

Проблема создания культуры здоровья рассматриваются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.В. Дистервег, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и многие другие.

Несмотря на то что сельские школьники находятся в более благоприятных условиях для реализации биологических потребностей в движении, проблема оптимизации двигательной активности для них также актуальна. Обучение в школе сопряжено с необходимостью длительного пребывания в положении сидя, что вызывает статическое напряжение мышц спины (статический стресс), огра­ничивает подвижность, способствует возникновению некоторых болезней, на­рушению роста и физического развития детей.

Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым, можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия».

Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нём. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. Здоровье ребенка считается в норме, если он:

  • в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

  • в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном плане – честен, самокритичен;

  • в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

  • в эмоциальном плане – уравновешен, способен удивлятся и восхищаться.

Специалисты констатируют, что наш народ, некогда один из самых здоровых народов на планете, сегодня стал одним из самых больных. Данные многих авторов свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в несколько раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 81% учащихся первого класса и у 93% старшеклассников. По статистическим данным у детей, поступающих в школу, встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата, невротические расстройства, нарушения зрения и речи. Наряду с этим отмечено снижение темпов созревания организма и общего интеллектуального развития. Также отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы школьников, нарастание невротических проявлений, увеличение хронических заболеваний.

Это неблагоприятно отражается на процессе адаптации детей к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости.

Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, можно отметить следующие:

  • ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия);

  • низкий уровень организации питания обучающихся;

  • отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся;

  • нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;

  • отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);

  • несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении;

  • увеличение объёма учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;

  • распространённость новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся;

  • недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефомирующего образования;

Основным фактором называют ухудшение социально-экономического положения населения, что приводит к ослаблению здоровья нации и находит отражение в уровне детской смертности: показатель ее в России выше, чем в других европейских странах.

Вышесказанное, актуализируя проблему, выводит на одно из первых мест направление её решения средствами образования.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребёнка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – всё это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.

Результаты проведённых в школах России исследований позволяют выявить у многих учащихся завышенную самооценку собственного здоровья и вытекающее отсюда невнимательное к нему отношение, низкий уровень валеологической грамотности. Учащиеся не задумываются, какой образ жизни они ведут, не имеют мотивации на его улучшение. Это отражает и низкий уровень валеологической активности в семье.

Яркой иллюстрацией низкой валеологической культуры школьников и их родителей является тот факт, что только 31% учащиеся во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля, головной боли никогда не посещают школу, 41% - иногда, а 23% вовсе не обращают на это внимание. Тем самым ухудшая состояние своего здоровья, способствуя переходу заболеваний в хроническую форму. Вместе с тем, посещая занятия в болезненном состоянии, они подвергают опасности здоровье окружающих.

Культура здоровья - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность организма

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления

Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: познавательного, эмоционального, волевого и коммуникативного.

Под познавательным компонентом понимается познавательная деятельность личности. То есть, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». Здесь важна информированность человека в отношении физиологических и патологических процессов в организме, а также о влиянии на них различных факторов окружающей среды и образа жизни. В формировании культуры здоровья также имеет значение, насколько человек пополняет знания в этой области.

Эмоциональный компонент «культуры здоровья» отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Другими словами, от того, какие эмоции доминируют у человека, зависит его психологическое здоровье. Оно, в свою очередь, оказывает влияние на физическое состояние человека, а также определяет отношение личности к жизни в целом.

Коммуникативность также является важным компонентом культуры здоровья, так как она отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Коммуникативность зависит от разнообразных факторов: воспитания, опыта личности, а также ее культуры, ценностей, потребностей, интересов, установок, характера, темперамента, привычек, особенностей мышления.

Даже обширные теоретические знания в области культуры здоровья недостаточны для формирования правильного поведения человека. Сознательное и активное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья требует от человека определенных волевых качеств (самообладания, целеустремленности). Поэтому ещё раз необходимо подчеркнуть важность волевого компонента, а также мотивации для формирования высокой культуры здоровья.

К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:

  • организация и проведение урока с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий;

  • социальное здоровье учащихся;

  • здоровье учителя;

  • благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.

Важно ещё раз подчеркнуть, что культуру здоровья необходимо формировать в детском возрасте, а затем укреплять в течение всей жизни.

Задача школы – научить детей самим заботиться о своём здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1 класс. Это исходный фон. Мероприятия по адаптации первоклассников представлены на схеме.

В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важны и условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка, а именно:

  • благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор);

  • строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена, каникулы, нагрузка);

  • построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности;

  • обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое, цветовое оформление т.п.).

Правила лечебной педагогики:

  • Не навреди здоровью ребёнка.

  • Учащийся личность, относись к ней с глубоким уважением.

  • Научись и умей видеть душу в глазах ребёнка.

  • Будь терпелив, требователен, вежлив и снисходителен в обращении с учащимися.

  • Будь всегда в хорошем настроении, владей чувством юмора.

  • Постоянно повышай самооценку учащихся, будь всегда правдив.

  • Добивайся доверия учащихся и береги его.

  • Умей беречь здоровье учащихся и своё.

  • Твоё личное здоровье - пример для учащихся.

  • Будь умерен на похвалы и откажись от наказаний.

  • Не жалуйся родителям учащихся.

Физкультурные минутки. Это кратковременные перерывы на занятиях (на 8 – 20-й минутах занятия). Занимают 1 – 3 минуты для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой детей. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушения осанки. Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления; упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика); гимнастика для глаз; упражнения на осанку; дыхательная гимнастика.

Учителями начальной школы используются элементы различных здоровьесберегающих технологий. Автор одной из методик здравоохранительной системы обучения и воспитания, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем профессор В.Ф.Базарный считает необходимым вернуть «движущийся мир» в сады и школы. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока.

Особое внимание В.Ф.Базарный уделяет зрению. Наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза – рассматривание удалённых предметов. В наших школах дети большую часть учебного времени работают с книгой, тетрадью на близких расстояниях. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз адаптируется к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению вдали. Профессор предлагает выход из создавшейся ситуации в приёмах, которые позволят расширить зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Один из приёмов заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала.

Большую роль в сохранении здоровья школьников играет и умелая организация физкультурно-оздоровительной работы в школе. В учебный план школы включён дополнительный час физической культуры в рамках регионального компонента. Среди различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий особое место отведено проведению подвижных игр и физических упражнений на переменах. Традиционными стали Дни здоровья, спортивно – массовые праздники «Весёлые старты.

Возможности дополнительного образования. Учащиеся начальных классов имеют возможность заниматься в танцевальном кружке, в спортивных секциях. Таким образом, дополнительное образование во взаимодействии с общим обязательным включает не только мощную интеллектуальную составляющую, которая создаёт основу для формирования положительной мотивации к познанию и творчеству, но и помогает сохранять и укреплять здоровье учащихся.

Основы, способствующие сохранению здоровья учащихся, заложены в учебном материале, который изучается на уроках окружающего мира. Например, на окружающем мире изучаются такие темы: «Организм человека. Органы и системы органов», «Нервная система, её роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена», «Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка, значение физкультуры и труда» и т.п.

В рамках внеурочной работы классные руководители также ежемесячно на классных часах проводят: занятия по правилам дорожного движения. В  портфолио каждого ученика вложен маршрутный лист «Мой безопасный путь от школы до дома». Проводятся Уроки здоровья. Учащиеся получают первые знания по валеологии, ведётся ранняя профилактика вредных привычек, формируются гигиенические истины, воспитывается культ здоровья. Формы и методы профилактики вредных привычек носят игровой характер, что позволяет школьникам ненавязчиво осваивать, развивать полезные навыки, усваивать в процессе игровой деятельности сложные понятия.

Проводится педагогический лекторий для родителей, на заседаниях которого обсуждаются вопросы:

  • «Адаптация ребёнка к школе»;

  • «Роль семьи в воспитании здорового школьника»;

  • «Культура приготовления домашних  заданий»;

  • «Оптимальный двигательный режим младшего школьника»;

Таким образом, здоровьесберегающее пространство в школе включает следующие составляющие:

  • медицинскую службу (медицинское обследование, профилактическая работа по ЗОЖ);

  • профилактику гиподинамии (динамические паузы, спортивные часы, перемены подвижных игр);

  • внеклассную физкультурно – оздоровительную работу, общешкольные и классные мероприятия по формированию понимания ценности здоровья, ЗОЖ;

  • отслеживание экологического состояния территории школы;

  • организацию питания детей;

  • выполнение СанПиНов;

  • работу с родителями;

  • контроль за перегрузками.

Нужно быть реалистами: школу невозможно изменить в одночасье. В то же время важно оставаться оптимистами и настойчиво воплощать те задачи, которые поставлены перед учебными заведениями. Для решения проблемы охраны и укрепления здоровья школьников мало определиться с методиками обучения, необходимо создать условия, в которых эти методики будут осуществляться. Следуя прописной истине, что здоровые дети учатся лучше, можно провести аналогию: здоровые учителя лучше учат.

Необходимость усиления работы педагогического коллектива по укреплению здоровья детей очевидна. Наши дети сегодня – это наше общество завтра. Будет ли оно здоровым, – об этом необходимо думать уже сегодня. Формированию здорового и безопасного образа жизни школьников может способствовать формирование культуры здоровья.

Педагогический коллектив начальной школы видит одной из главных целей работы начальной школы – формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении посредством использования современных технологий и создания условий для полноценного их внедрения.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.













































ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Амонашвили Ш.А. Педагогика здоровья / Ш.А. Амонашвили, А.Г. Алексин. – М: Педагогика, 1990. – 288 с.

  2. Балашова В.А. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения / В.А. Балашова, В.П. Степаненко, Л.М. Бекетова // Завуч. – 2000. – №4. – С.65 – 69.

  3. Баянова Л.И. Формирование валеологической культуры младших школьников: авторе. дисс. … к. пед. н. / Л.И. Баянова. – Казань, 2002. – 24

  4. Боева Н.Я., Волкова И.В. Личностно-ориентированное образование (Проблема здоровья учащихся)//Начальная школа. 2004. №6. – С.23.

  5. Рагимова О.А. Пути оздоровления младших школьников. //Начальная школа. 2009. №1. – С.72.

  6. Козык Н.И. Наше здоровье. //Начальная школа. 2007. №7. – С.51.

  7. Свалова О.Г. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.//Начальная школа. 2009. №2. – С.43.






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование здоровьесберегающей среды сельской школы

Автор: Мишина Ирина Владимировна

Дата: 04.11.2017

Номер свидетельства: 436806

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Описание работы по теме"Организация здоровьесберегающей среды сельской школы" "
    ["seo_title"] => string(94) "opisaniie-raboty-po-tiemie-orghanizatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchiei-sriedy-siel-skoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "115447"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411992459"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Выступление на педагогическом совете школы "Деятельность школьной детской  организации""
    ["seo_title"] => string(100) "vystuplieniie-na-piedaghoghichieskom-sovietie-shkoly-dieiatiel-nost-shkol-noi-dietskoi-orghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "307012"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458233357"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Формирование потребности в двигательной активности детей школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(83) "formirovaniie-potriebnosti-v-dvighatiel-noi-aktivnosti-dietiei-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "270415"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451116090"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Статья в СМИ "Предупреждён - значит, вооружён""
    ["seo_title"] => string(46) "statia_v_smi_preduprezhdion_znachit_vooruzhion"
    ["file_id"] => string(6) "569610"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610214919"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства