Быть хорошим учителем – значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке. И может быть, благодаря этому мы можем добиться хорошего качества нашего образования. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД в исследовательской деятельности»
Формирование УУД в исследовательской деятельности
Век назад один 9-летний мальчик работал на фабрике в Неаполе. Он страстно хотел петь. Но первый учитель охладил его: « Ты не сможешь петь. У тебя совершенно нет голоса. Но мать этого мальчика, простая крестьянка, обняла и поддержала его: « Ты всё сможешь! Я уже вижу твои успехи!» Эти слова вдохновили и ободрили ребёнка. Благодаря тому, что в его силы поверили, мир может наслаждаться чарующим голосом Энрико Коррузо.
Успех… Значит вовремя успеть, помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы, успеть взрослому познать его внутренний мир. Успех, как птица, может коснуться своим крылом и окрылить. Дать силы для преодоления трудностей. А может и пролететь мимо.
Быть хорошим учителем – значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке. И может быть, благодаря этому мы можем добиться хорошего качества нашего образования. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.
Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. Ребенок – исследователь по своей природе, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, который настроен на познание мира.
Вспомним мудрое напутствие американского педагога Анны Роговин, с которым от имени детей она обращается к учителям:
«Если хочешь научить меня чему-то,позволь мне идти медленно, дай мне приглядеться, потрогать и подержать в руках, послушать, понюхать и, может быть, попробовать на вкус…О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!»
Неотъемлемый атрибут детства – игрушка. Игрушка не только средство развлечения, но и средство познания мира. Отгадайте, какая игрушка будет сегодня нашим помощником.
Ростом разные "подружки".
Не похожи "друг" на дружку.
Все они сидят друг в дружке.
А всего одна игрушка.
- Ваш ответ?
Простая деревянная игрушка. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы видите матрёшку?
Из ваших и моих ассоциаций получился кластер – природа, семья, Россия, Волгоградская область.
Нам с вами известно, что стоит за этими словами, а ребёнку предстоит это открыть самостоятельно. Организация исследовательской деятельности и является основой педагогической деятельности. Исследование предполагает изучение большого количества фактов, нахождение связей и закономерностей.
Что такое исследовательская деятельность в современном ее понимании? Это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Это умение получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас информации. Чтобы младший школьник мог участвовать в исследовательской деятельности, он должен уметь самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, выдвигать гипотезу, обладать способностью, планировать работу и прогнозировать результаты.
Специфика учебно-исследовательской и проектной деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская и проектная деятельность может приобретать разные формы.
урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей;
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагога становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.
Известно, что у младших школьников учебная деятельность не сразу становится ведущей, еще долгое время игра имеет большое значение в их жизни.
Давайте сегодня пройдём той дорогой, когда игрушка ведёт ребёнка к знаниям.
-Как вы думаете, матрёшка может рассказать о природе?
- В нашей исследовательской деятельности мы получим ответ на этот вопрос?
- Матрёшка – это дитя природы. Она сама сделана из дерева. Вспомните, пожалуйста, древесина каких деревьев подходит для изготовления матрёшки? (Липа, берёза, осина)
- Абсолютно верно! Ваши ответы верны. Это деревья русского леса.
- Художники в украшении матрёшки взяли и другие образы природы. Давайте внимательно посмотрим на расписной фартучек. Как вы думаете, какие растения здесь могут быть? Цветы шиповника могут быть?
- Ваш ответ верный.
А банан может быть изображён на фартучке матрёшки? Объясните ваше мнение.
-А апельсины, земляника, пальма?
- Вы тоже считаете, что пальма не растёт в русских лесах? А незабудки могут ли быть на фартучке нашей матрёшки?
- Посмотрите, как много мы с вами назвали растений и, действительно, они говорят о том, что русская природа очень богата. Итак, матрёшка нам рассказала о разнообразии русской природы.
Матрёшка. Давайте вслушаемся в это слово. Какой знакомый корень вы слышите в этом слове? (мать, Матрёна)
Слово это произошло от латинского слова матер, что означает мать. Издавна слово Матрёна ассоциировалось с матерью многочисленного семейства. Давайте посмотрим, сколько деток может быть у нашей матрёшки. Я попрошу посчитать.
А пока спрошу ваше мнение. Сколько кукол может быть в матрёшке? (3, 5, 7,)
А кто больше? (15, 38)
А самая вместительная матрёшка в России, изготовленная в Семёнове – это целых 72 куклы, самая большая составляет 1 метр в высоту.
Итак, сколько же деток у нашей матрёшки?
Давайте назовём этих деток.
На экране дано значение старославянских имён. Нужно подобрать имя каждой матрёшке.
Эта матрёшка – милая, красивая. Как же её зовут? (Милана)
Эта матрёшка справедливая. Попробуйте догадаться, как её зовут? (Уста младенца глаголят истину) (Устинья)
Ну, а эта матрёшка миролюбивая. Как же её зовут? (Мирослава)
Ну, а эта матрёшка добрая? Ваши ответы (Агафья)
Получается, матрёшка нам рассказала о лучших качествах человека. Однако у нас осталась самая маленькая матрёшка. Наверно то, что прячется в сердце каждого человека. Как же мы её назовём?
В наш трудный, но все-таки праведный век, Отмеченный потом и кровью, Не хлебом единым ты жив, человек, — Ты жив, человек, и любовью. Давайте назовём её Любовь.
Красота, справедливость, добро и любовь – это основа любой семьи. И матрёшка является её символом.
Посмотрите на слайды, как вы думаете, что объединяет все эти предметы?
(Народные промыслы) Россия! Она всегда славилась своими промыслами, изделиями народных умельцев.
Где мы можем увидеть все эти промыслы? (на ярмарке)
Давайте с вами представим, что мы попали на Ярмарку Волгоградской области 150 лет назад и нас с вами встречают весёлые скоморохи. А сможем ли мы в 21 веке на ярмарке воспроизвести заклички?
Торопись, честной народ, Тебя ярмарка зовет!
Народ собирается - Наша ярмарка открывается!
Получается наша матрёшка рассказала о народных промыслах Волгоградской области. Сегодня матрёшка нам рассказала, что она является символом России.
Давайте проверим наши знания, так о чём нам сегодня рассказала матрёшка? Наша игрушка, помощница наша. Ответы принимаются.
Взгляд на игрушку разных сторон позволил нам с вами прикоснуться к самому ценному, что есть у каждого человека – семья и Родина. Как матрёшка складывается из отдельных элементов, так же и знания ребёнка из разных областей знаний складываются в общую картину мира. И тогда невероятное становится понятным и очевидным.
Ожидаемым результатом явилось интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Учебные исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей.
Таким образом, наша работа для ученика имела следующие результаты:
Умение работать с информацией.
Опыт целеполагания.
Ребёнок приобрёл опыт планирования.
Расширение кругозора.
Развитие мышления.
Развитие эмоциональной сферы.
Опыт публичного выступления.
Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Появился интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остался равнодушным.
Считаю, что мы успешно поработали и получили хороший результат. Ведь с самых первых минут нашей встречи мы попытались создать атмосферу доброжелательности, сотворчества, потому что мы улыбнулись друг другу.
А я закончить Мастер-класс хочу такими словами: «Путь к успеху каждого учителя начинается с его знаний, умений, каждодневного труда над собой, самосовершенствования, то есть, педагогического мастерства. У успешного учителя – успешные ученики, ведь вечно горящий факел жажды знаний их наставника, словно путеводная звезда, влечет за собой его питомцев в мир открытий, мир достижений, мир побед. Пусть сомнения не останавливают вас на пути к успеху! И у вас хватит сил сделать всѐ для того, чтобы ваши мечты исполнились! Все в ваших руках!